Печать точкой - технические аспекты

Всего 452 сообщ. | Показаны 1 - 20
Печать точкой - технические аспекты
Господа,

Хочу обсудить ряд вопросов по теме, которую принято называть «Печать точкой».
Несмотря на некоторую «модность» этого тренда и утверждения, что мол в интернете полно информации по теме, мне не удалось найти точного и исчерпывающего описания как технических аспектов переделки фотоувеличителя для печати точкой, так и особенностей самой печати.
Сначала чуть теории, чтобы выровнять понимание вопроса:
Прочитал документ COLIMATED LIGHT VS DIFFUSED LIGHT.pdf
С сайта
www.durst-pro-usa.com
Желающие найдут. Там довольно подробно и внятно описан принцип действия конденсорного увеличителя.
Короткое овервью: конденсор предназначен для перевода лучей из точечного источника света (т.е. расходящихся из одной точки) в поток параллельного излучения (Collimated light - Parallel light rays).
Если у нас идеальный точечный источник света, то это должно выглядеть так:




Но поскольку спираль лампы накаливания имеет какой-то физический размер, то на самом деле это будет выглядеть вот так:




Из рисунков мы видим, что в случае использования идеального точечного источника света мы получаем на выходе идеальное параллельное излучение, а в случае использования реального источника – некую совокупность расходящихся под небольшим углом лучей.
Из этого следует, что никакой такой особой конструкции для печати точкой нет. «Точечная голова» это и есть обычный конденсор, работающий в идеальном режиме, собственно говоря для этого и сконструированный.
Просто за счет отсутствия абсолютно точечных источников излучения работа конденсора нарушается и в результате мы получаем «менее качественное» параллельное коллиматорное излучение, чем могло быть в идеале.
Отсюда становятся ясны и причины, по которым повышается контраст при «печати точкой».
Как известно эффект Калье состоит в том, что негатив поглощает больше параллельные лучи (точнее - направленные), чем рассеянные. Таким образом «плохой конденсор» с неточечным источником света, а стало быть с некоторой составляющей непараллельных лучей, будет лучше пробивать плотные участки негатива, чем «идеальный конденсор» с параллельными лучами.
Таким образом мы приходим к мысли, что «печать точкой» это и есть то, для чего теоретически задумывался конденсор, т.е. как бы высшая качественная форма конденсорной печати.
Так?
Тогда получается, что для того, чтобы переделать фотоувеличитель под «печать точкой», надо всего лишь сменить обычную лампу на точечный источник света. И в настоящий момент такой источник света есть и он доступен – это светодиод. Естественно, что светодиод тоже имеет некую площадь поверхности, изулучающей свет, но она несоизмеримо мала по сравнению с любой лампой накаливания и поэтому может быть принята за почти идеальный точечный источник света.
Уважаемый ЧКФР ashan сообщил, что успешно использует для печати точкой светодиод 1Вт (!) в фотоувеличителе Крокус Кайзер для печати 35 и 60 мм негативов. Исходя из его информации яркость свечения вполне достаточная. Была попытка использовать светодиод 3Вт, но сообщается, что он был даже слишком ярким.
Использован был светодиод S12PW6C мощностью 1Вт и стоимостью 150 рублей.
http://www.microelectronica.ru/hb/hb_leds_powerw.html
По словам тов. ashan данный светодиод не греется особо и установлен без радиатора.
Однако, в сети есть информация, что мощные диоды могут греться и лучше посадить их на радиатор, что не составляет проблемы.

Господа, прошу прокомментировать вышесказанное и поделиться личным опытом установки в фотоувеличитель точечного источника света. Очень хорошо было бы, если бы кто продемонстрировал фотографии самой технической реализации. Насколько я понимаю, одной из особенностей точки является необходимость юстировки источника света при изменении увеличения для достижения равномерной засветки всего поля кадра. Это тоже надо как-то реализовывать технически.

Re[Алeксей_SПб]:
от: Алeксей_SПб

Таким образом мы приходим к мысли, что «печать точкой» это и есть то, для чего теоретически задумывался конденсор, т.е. как бы высшая качественная форма конденсорной печати.
Так?

Хороший вопрос. Но, вот к примеру, у Дурста есть еще помимо диффузных и конденсорных типов, так называемый катодный точечный тип света. Но, используется он в конденсорных головах.
В связи с открывшейся темой, лично мне вот интересно, чем отличаются конденсорный и диффузный типы светового потока. Для чего их сделали разными?
Я уже отписался в одной из тем, наши попытки найти различие между диффузным Дурстом и конденсорным Фокоматом не увенчались успехом. Отпечатки получились абсолютно одинаковые. Никаких повышений контраста замечено небыло.
Re[Алeксей_SПб]:
Упомянутый мной выше документ от Дурст как раз подробно рассматривает разницу между конденсорной и диффузной печатью.

По техническим аспектам они пишут так: "By introducing a opaque white acrylic diffuser in front of the negative, and AFTER the last condenser, even a Condenser head will produce diffused light."

Т.е.: "достаточно разместить после конденсора и до негатива опаловое (молочное) акриловое стекло и вы получили диффузный свет. Т.е. если вы имеете конденсорную голову, то вы одновременно имеете и диффузную.

Во второй части документа рассматриваются особенности печати. Эту часть я еще не изучил. Пока меня интересуют технические аспекты и их реализация, так сказать, в железе.
Re[Алeксей_SПб]:
от:Алeксей_SПб
Т.е.: "достаточно разместить после конденсора и до негатива опаловое (молочное) акриловое стекло и вы получили диффузный свет. Т.е. если вы имеете конденсорную голову, то вы одновременно имеете и диффузную.
Подробнее

Очень на это надеемся. По конструкциям ничем, к сожалению, помочь не смогу.
Re[Алeксей_SПб]:
Очень давно переделывала Ленинград(с прямоугольным фонарем по-моему4) вынимала полностью штатный осветитель закрывала дырки металл. пластиной с вентиляцией.Осветитель был галогенка от слайдпроектора 12вольт 100ватт на самодельном кронштейне из алюминия,светодиодов тогда просто не было.Регулировка подгибанием кронштейна.Питание -гаражный трансформатор220\12и 36вт включнный в свою очередь через ЛАТР.Моих знаний физики на уровне 2с плюсом вполне хватило.Выбор Ленинграда обсловлен дешевизной,достуностью и отсутствием необходимости дополнительной юстировки конденсора.Увеличитель крепился к столу и разворачивался на пол.В крокусах обычно мороки больше и приходится ещё поднимать конденсор на 15-30мм.Думаю что со свето диодом будет интереснее и Вы решите эту задачу.С уважением. М.Собака
Re[Алeксей_SПб]:
Для начала

http://pragma.nxt.ru/Точечная фотопечать.pdf (выделите и скопируйте всю строчку, вставьте в адресную строку браузера; активируйте... )

А вообще-то этот вопрос уже неоднократно обсуждался ...
Re[Алeксей_SПб]:
Забавные у вас рисунки. Берите бумагу и карандаш. Будем рисовать дальше. Продолжим недостающую часть первого рисунка.
Сначала надо провести вертикальную вспомогательную линию касательно к выпуклости конденсора. Всё, что справа от той линии - сотрём ластиком. Всё, что слева - отзекралим относительно вспомогательной линии. Далее, отзеркаленную спираль лампы переименуем в диафрагму объектива, а правее правой линзы конденсора расположим негатив. Продолжим лучи, пока они не достигнут правого края нашего листа. И этот край обзовём плоскостью стола. Повернём рисунок по часовой стрелке на 90 градусов. Получилось? Вот теперь это правильный рисунок. Идём на мформат и ищем в анналах профильную тему страниц на пятнадцать многолетней давности с комментариями "ридакса".
Re[Sasha_U]:
если есть деньги, то диффузная голова. я переделывал ленинград 6 под точку. кое-что получилось (у меня руки не из того места растут), но конструкция требовала очень точного позиционирования галогенки над определенной точкой над конденсором. из-за своих рук или конструкции ленинграда лапочка постоянно уходила из нужной точки и плохо крыла поле и углы.

бросил и купил leitz focomat v35 :D
Re[Алeксей_SПб]:
Не вдаваясь в кучу тех подробностей для печати точкой нужно что бы минимальный источник света проходил через центр конденсера. Я использовал галлогенку с минимальным телом накала. Очень хорошо подходят оптические галлогенки Osram для прожекторов поставленные горизонтально, увидите лампочку поймете почему. Галлогенки в которых спираль вертикальная не годятся или нужно сошлифовывать пимпочку на конце лампочки, она играет роль рассеивателя. Лампочки достаточно 50 ватт или даже меньше но я меньше не нашел. Еще для точки необходим блок питания с регулятором, так как там диафрагма не работает. Я сделал регулятор из Диммера (бытовой выключатель с крутилкой) и нужны очень качественные конденсеры от Невы 2 или малый от Беларуси ну и фирменные конечно. Регулируется свет так, закрывается дырка до упора, вставляется матовое стекло и настраивается ровномерное освещение, потом стекло убирается и дырка открывается полностью. При изменении масштаба изображения ничего никуда не перестраивается, т.к. двигается вся конструкция. Для наводки на резкозть нужен фокускоп и по началу нужно пробник печатать маленький пока не запомните как зерно должно выглядеть иначе на подложку будете наводиться и ретушировать замучайтесь. И точка имее смысл только при печати больших форматов 30 х 45 и более с узкого кадра а с широкого вообще больше метра иначе этого эффекта не видно.
Re[Sasha_U]:
от: Sasha_U
Для начала

http://pragma.nxt.ru/Точечная фотопечать.pdf (выделите и скопируйте всю строчку, вставьте в адресную строку браузера; активируйте... )


Не могли бы вы как-то попонятнее дать ссылочку?

по вашей методе фарефокс пишет - 404: нет такой страницы.
Re[nebrit]:
от: nebrit
Забавные у вас рисунки...


Это не у меня. Это из документа, о котором я писал выше.
Это иллюстрация принципа. Схема конденсорной головы там тоже есть, но я ее не стал приводить, т.к. она всем известна. А вот принцип - не все понимают. Лично я пока этот док не прочитал - не понимал.
Re[Алeксей_SПб]:
от:Алeксей_SПб
Т.е.: "достаточно разместить после конденсора и до негатива опаловое (молочное) акриловое стекло и вы получили диффузный свет. Т.е. если вы имеете конденсорную голову, то вы одновременно имеете и диффузную.
Подробнее

Не совсем, наверное, всетак так. По крайней мере светасмесительная коробка от Durst Laborator 1200 изнутри зеркальная и свет как-бы обвалакивает картинку и появляется эта присоловутая пластичность и ретуши меньше значительно. Визуально получается точечный отпечаток контрастней и грубее а диффузный мягче и пластичней(Присловутая пластика заключается наверное в том, что зерна не видно оно как-бы размегчается а картинка остается при этом резкой) А конденсор это что-то между ними.
Re[Алeксей_SПб]:
от: Алeксей_SПб
Не могли бы вы как-то попонятнее дать ссылочку?

по вашей методе фарефокс пишет - 404: нет такой страницы.

Это извесная статья, имеет один непонятный момент. Там написанно что вся система перенастраивается при измененмм масштаба изображения я с этим не согласен категоричерски.
Re[Алeксей_SПб]:
от: Алeксей_SПб
Не могли бы вы как-то попонятнее дать ссылочку?

по вашей методе фарефокс пишет - 404: нет такой страницы.




http://pragma.nxt.ru/Точечная фотопечать.pdf


всю синюю строчку надо выделить, скопировать, сохранить в адресной строке браузера и запустить...

Повторяю: ВЕСЬ ТЕКСТ ! удерживая левую кнопку мышки, пройдитесь по тексту до его активации или поставьте курсор с одной стороны адреса и, перенеся мышку на другой конец строки, нажмите Shift, после чего кликните левой кнопкой. Затем - комбинация Ctrl+C и, наконец, сохраняете в адресной строке. Я только что проверял. Всё там работает.

Впрочем, вот Вам аналог: http://www.vanilar.ru/laboratory/01/index.php

И ещё: Допускаю, что у Сергея Орловского работает так, как он пишет, однако, его заблуждение в том, что он считает, что "При изменении масштаба изображения ничего никуда не перестраивается, т.к. двигается вся конструкция." Конструкция-то "двигается"(?), но и объектив тоже придётся дополнительно двигать. Он не учитывает то, что при изменении масштаба потребуется для сохранения резкости изображения переместить объектив, а это значит, что положение сфокусированного светового пятна выходит из плоскости проекции в диафрагме объектива. У нас с ним уже был на эту тему довольно горячий спор. И продолжать не хочу, так как сейчас уже очевидно, что каждый остался при "своём". Но и на моём опыте, на опыте лично моих знакомых и опыте авторов статей, посвящённых данной теме, я знаю, что так, как у него происходит, происходит неправильно, или он просто не видит разницы. Лампу при заметном изменении масштаба придётся подстраивать, чтоб сохранить картину. В общем, делайте. Расскажите, как у Вас получилось. Всё остальное, что рассказал Орловский, считаю работоспособным. Ничего не упустите из его рассказа. Ещё у меня есть чертёж хорошего источника с галогенкой для точки. Если надо, отсканирую и выложу.
Re[Алeксей_SПб]:
от:Алeксей_SПб

Из рисунков мы видим, что в случае использования идеального точечного источника света мы получаем на выходе идеальное параллельное излучение, а в случае использования реального источника – некую совокупность расходящихся под небольшим углом лучей.
Из этого следует, что никакой такой особой конструкции для печати точкой нет. «Точечная голова» это и есть обычный конденсор, работающий в идеальном режиме, собственно говоря для этого и сконструированный.
Просто за счет отсутствия абсолютно точечных источников излучения работа конденсора нарушается и в результате мы получаем «менее качественное» параллельное коллиматорное излучение, чем могло быть в идеале.
Отсюда становятся ясны и причины, по которым повышается контраст при «печати точкой».
Как известно эффект Калье состоит в том, что негатив поглощает больше параллельные лучи, чем рассеянные. Таким образом «плохой конденсор» с неточечным источником света, а стало быть с некоторой составляющей непараллельных лучей, будет лучше пробивать плотные участки негатива, чем «идеальный конденсор» с параллельными лучами.
Подробнее

Ну, поняли свою ошибку?

Правильно будет так: на выходе из первой линзы конденсора. А зачем оно надо? А чтобы параллельные лучи были на входе во вторую линзу. А это зачем? А чтобы они сфокусировались все в одной точке - диафрагме объектива! Из точки вышли - и в точку пришли!
А когда они могут быть параллельны? Когда собираются в фокусе. Из этого следует, что ваш диод должен располагаться в фокусе первой линзы. Диафрагма объектива - точно в фокусе нижней линзы конденсора. И расстояние между ними всегда должно быть одно и то же. А из этого следует, что нижняя линза конденсора и объектив должны быть жёстко скреплены друг с дружкой. Намертво! И при фокусировании следует перемещать их одновременно. Или плёнку относительно них обоих. И вот только тогда получится идеальный точечный увеличитель, не требующий периодической подстройки положения лампы. При этом вполне допустимо перемещать вверх-вниз нижнюю линзу конденсора относительно верхней линзы. При этом фокусное нижней линзы будет примерно вдвое больше фокусного расстояния объектива, диаметры обеих линз конденсора минимальны и одинаковые, а КПД системы максимальное.

Как известно,в большинстве промышленно выпускаемых конденсорных увеличителей это условие не соблюдается. Почему? Потому что здорово усложняет конструктив. Поэтому лампу поднимают выше точки фокуса верхней линзы. Лучи, выходящие из неё, отклоняются к центру линзы. Под этим углом входят в нижнюю линзу, и выйдя из неё, собираются выше её фокуса. Либо всё наоборот: лампа ниже фокуса верхней, лучи отклоняются от центра, собираются под нижней линзой ниже её фокуса. То есть в промышленных увеличителях никогда не бывает параллельных лучей не потому, что лампа большая, а потому что так задумано изначально конструктором.
Re[Sasha_U]:
И у Орловского работает, и у меня ТАКЖЕ как и у него работало, потому что источник НЕ ТОЧЕЧНЫЙ! И между линзами конденсоров лучи не ПАРАЛЛЕЛЬНЫ. Просто часть лучей идёт мимо. Та или иная. Просто более менее КПД при перефокусировании сохраняется постоянным. И у Орловского и у меня световой поток фокусировался не в точке, а в ТОЧКАХ, лежащих на главной оси объектива.
Re[nebrit]:
от:nebrit
И у Орловского работает, и у меня ТАКЖЕ как и у него работало, потому что источник НЕ ТОЧЕЧНЫЙ! И между линзами конденсоров лучи не ПАРАЛЛЕЛЬНЫ. Просто часть лучей идёт мимо. Та или иная. Просто более менее КПД при перефокусировании сохраняется постоянным. И у Орловского и у меня световой поток фокусировался не в точке, а в ТОЧКАХ, лежащих на главной оси объектива.
Подробнее


Наверное, так - "да", - правильное объяснение ... Как-то я сам не догадался... :(
Одна лишь поправка: фокусируется конденсором (конденсор фотоувеличителя - это объектив, цель которого - создать сфокусированное изображение светящегося тела источника света в плоскости диафрагмы проекционного объектива; осветить негатив ПОЧТИ параллельными лучами равномерно по всей площади путём расположения негатива в самой непосредственной близости у нижней линзы этого "К-Объектива", - на выходе лучей из него) не в главной оси объектива, а в плоскости диафрагмы " П-Объектива" . Пренепременнейшее требование - точка обязана находиться на оптической оси конденсора. При небольших трансформациях изображения уклонами объектива в основном сохраняется "эффект точки"
Re[Sasha_U]:
del
Re[Sasha_U]:
от:Sasha_U
http://pragma.nxt.ru/Точечная фотопечать.pdf
всю синюю строчку надо выделить, скопировать, сохранить в адресной строке браузера и запустить...
... Ещё у меня есть чертёж хорошего источника с галогенкой для точки. Если надо, отсканирую и выложу.
Подробнее


ну мышкой выделять я за пятнадцать лет кое-как научился)
Но Фарефокс все одно открывать не хочет. А вот Интернет Эксплорер - так открыл.
Эту статью я читал, хорошая статься, полезная, спасибо за напоминание.

А чертеж - конечно выложите, если вас не затруднит.

Re[Sasha_U]:
от: Sasha_U
... осветить негатив ПОЧТИ параллельными лучами ...

Дались вам именно параллельные! Свет на них клином сошёлся, что ли? А просто косые уже направленными быть не могут?
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта