Отбелка вуали.

Всего 78 сообщ. | Показаны 1 - 20
Отбелка вуали.
Вот привожу цитату из соседней ветки
>>Целлофановая АГФА шестилетней давности 40*50. (Вуаль пришлось отбеливать)

Расскажите в общем как это делается?
Re[pilligrim]:
Ещё в советские времена некоторые хитропопые фотографы исходили из посылки, что вуаль на отпечатке есть всегда, даже если её не видно. Поэтому они лепили отпечаток на что-нибудь плоское, это плоское ставили в ванну, в одну руку большой клочок ваты, пропитанной "Фармером", в другой шланг со струёй воды. Ватой махнули - тут же смыли струёй.
Для сегодняшних нежных бумаг я бы так не советовал. Поэтому предпочитаю минимально яркий свет тёмно-красного фонаря в даркруме, закрытые щели на увеличителе, минимальное время от вытаскивания из пакета до окунания в фиксаж. Это, так сказать, вступление.
Итак, отбелка. Гексацианоферрат калия (железосинеродистый калий, он же красная кровяная соль) - три напёрстка. Бромистый калий - один напёрсток. Вода - литр, пол литра, два литра... Это для отбеливания изображения перед тонированием сернистым натрием, к примеру. Чтобы счистить вуаль, лучше раствор разбавить раз в десять и контролировать визуально в кювете. Потом промыть под душем (с обеих сторон) тщательно, отфиксировать ещё раз хотя бы секунд 30 в свежем фиксаже, дальше всё как обычно.
С целлофаном надо быть осторожнее. Всё делать надлежит очень быстро. Ибо целлофан каждую секунду впитывает химию в себя всё глубже и глубже и промыть её с некоторых пор не представляется возможным. Через несколько лет изображение начнёт буреть и покрываться пятнами. Поэтому фиксаж только свежий. Минуту фиксируем до того и полминуты после.
Вообще, с завуалированным старым целлофаном лучше не связываться в принципе. Разве уж нечаянно приобрели и надо куда-то деть. Хотя, если на барите видны все ваши манипуляции как на ладони, то мутный целлофан всё нивелирует. Иногда на нём получаются карточки, которые смотрятся эффектнее, чем на барите, особенно, если с проявкой негатива чуток не свезло в этот раз. Но стремиться к этому, ИМХО, не следует. То есть это такой маленький фотографический секрет, про который публика знать не должна.
Re[pilligrim]:
Ослабителем это делается или фармера только разбавленным или пропорциональным ослабителем.Только фокус в том, что вуаль будет очень видна в светах а ослабитель света просто вымоет и будут белые пятна и это надо учитывать. Пропорциональным ослабителем я не пользовался а ослабитель фармера нужно сильно разбавить водой и пихать отпечаток сначала в воду потом в ослабитель потом опять в воду. Вынимать отпечаток нужно тогда, когда отпечаток практически отбелен. если вы увидели что достигли желаемого результата в ослабителе, значит опоздали ослабление моментально не останавливается.
Re[Сергей Орловский]:
Почти верно. Прерывать надо заранее, да. Эта жёлтая гадость не сразу отмывается.
Периодически вытаскивать и кидать под воду совсем не обязательно.
Бромистый калий добавляется, чтобы превратить серебро в галогенид, который потом либо растворяется в фиксаже, либо переводится в сернистое серебро, либо проявляется на свету повторно.
(Последнего я вам не говорил! Иначе вы разоритесь на бумагу, выхлоп будет минимальный, результат нестабильный и не стабилизируется в принципе, овчинка не стоит выделки. Но если переотбелили отпечаток, а перед тем он был достаточно хорошо отмыт от фиксажа, то его можно спасти, кинув обратно в проявитель).

Пропорциональный, непропорциональный, хрен какой пропорциональный - забудьте. Надо помнить вот что. Что тени находятся в глубине эмульсии. И сначала кровянка начинает работать на поверхности. Это значит, что бултыхая отпечаток в разбавленном растворе пару/тройку минут, кровянка успеет сожрать не только света, но и от теней отщипнуть чуток плотности. Проведя по отпечатку ваткой с ядрёной жёлтой гадостью и тут же смыв её струёй воды, мы не позволим кровянке проникнуть вглубь эмульсионного слоя.
Смертельно ядрёный раствор кровянки добирается аж до подложки и портит баритовый слой непоправимо. Поэтому во всём надо соблюдать меру. Без бромистого кровянка работает медленно, неэффективно и неправильно. Является жутким ядом. Раствор солёно горький на вкус. На одежде оставляет неотстируемые пятна. Регулярно лить ядрёный раствор на дно вашей эмалированной ванны не следует. Сильный окислитель.
Re[nebrit]:
У меня ситуация следующая.
1. Есть хорошие отпечатки 50на60 на старом Славиче где видна неравномерная вуаль. Идёт как по краю бымаги, так и некоторыми фантомными пятнами. Сюжет пейзажный и есть белые куски неба, которые просятся отбелить. То есть отбелка будет именно местная.
2. Есть серия отпечатков на Илфорде барите которые хотелось бы осветлить и поднять контраст. Предполагалось тонирование, но так и лежат. Перебрал, посмотрел, хотелось бы довести до кондиции, но чувствую контраста не хватает. Его можно поднять чуток? Запас но тону имеется.
Re[nebrit]:
от: nebrit

Регулярно лить ядрёный раствор на дно вашей эмалированной ванны не следует. Сильный окислитель.


С этим всё нормально. У меня специальная ванна для этих вещей имеется. Только там нет горячей воды. Льётся ледяная - аж руки сводит.
Re[pilligrim]:
2. Но вы не добавите плотности и сочности в тенях. Зато насажаете белых дыр в светах. Вам лучше бы подошло тонирование быть может, но какое, тут вам никто не советчик.
1. Если ваш Славич до середины 90-ых годов, то можно попробовать поиграться с повторным проявлением. Всё одно же выкидывать. :D
Делаете раствор, похожий по цвету на раствор фурацелина. Чтоб также противно выглядел. Не размачивая отпечаток, резко погружаете его в раствор, и через секунд 15/20 вытаскиваете. Тут же под воду и моете с обеих сторон. На нём должны остаться самые чёрные тени чёрно-коричневого цвета. Отмыв отбелённый отпечаток, кидаете его в проявитель. Проявление надо прервать раньше, чем он наберёт полную прежнюю силу. Кидаете в фиксаж. Он значительно светлеет. Ничего страшного. При высыхании он обратно потемнеет ещё больше. Итог - отпечаток с нежными переходами в полутонах и светах, читаемыми тенями, более резкий, но менее плотный и всё таки более плоский, как ни парадоксально. С зеленоватым отливом мелкодисперсного серебра. Если отлив фиолетовый, а отпечаток стал ещё контрастнее, значит вам, увы, в этот раз не повезло. Что-то не срослось на небе. Или в кюветах. Его придётся выбросить.
от: pilligrim
отбелка будет именно местная.
Всякая местная отбелка бросается в глаза. Даже если вы как автор шедевра, ослеплённый его сиянием, этого не увидите сразу, это увидит зритель на выставке и в недоумении похерит ваш шедевр. Эту тонкость надо всегда держать в голове. Всякое местное вмешательство кисточкой или ваткой требует педантизма исключительного. Полное погружение отпечатка куда терпимее к подобным манипуляциям.
Самое главное - ни в коем разе не оставляйте на отпечатках "пальчики". Они потом могут вылезти после подобных "вымачиваний".
Re[pilligrim]:
1) любой отбеливатель сначала отбелит белое по этому берете любой ослабитель и разводите его водой. Я ослабитель фармера развожу 1 к 5 но это субъективно и кому как удобнее. Потом пихаете отпечаток в воду и мокрый в ослабитель секунд на 5-10 потом опять в воду и так до появления нужного результата. Но если не делали этого никогда лучше потренироваться на кошках :) для начала, что-бы понять как это работает. процесс не хитрый но безвозвратный.
2)Контраст поднимается но чуть чуть за счет того, что света осветляются быстрее теней. Но так можно делать если отпечаток плотный и не достаточно контрастный, тогда ослабление осветлит света и немного тени и отпечаток сразу "заблестит" так как света осветляются быстрее в них серебра меньше, но если перестараетесь будет дыра.
Re[pilligrim]:
Мысль появилась. Если отпечаток вначале намочить, а потом отбеливать, то теоретически ещё больше должны отбеливаться только света. Отбелке трудней будет проникнуть внутрь уже мокрой эмульсии. ?
Re[pilligrim]:
Как раз наоборот отпечаток размачивают, что-бы отбелка быстрее проникала в слой и растворяла серебро. Если этого не сделать то отпечаток сначала набухает а потом отбеливатель начинает действовать и можно сразу перестараться, так как отбелка это процесс хитрый, если отбеливатель активный и свежий то отбелка, если бумага не размочена, проникает медленно и медленно действует а потом начинает действовать очень быстро а моментально этот процесс нельзя остановить.
Re[Сергей Орловский]:
от: Сергей Орловский
Как раз наоборот отпечаток размачивают, что-бы отбелка быстрее проникала в слой и растворяла серебро.

Мне это непонятно. Набухание = это проникание раствора в эмульсию. Таким образом еслу сувать сухой отпечаток в отбелку - эмульсия сразу будет пропитываться отбелкой. Если эмульсия напитается водой а потом окунуть её в отбелку то тут проникновение в эмульсию будет диффузией с замещением воды. Мне кажется это должно быть однозначно медленнее чем при прямом проникновении.
Но всё равно надо самому пробовать.
Re[pilligrim]:
Я сухие отпечатки отбеливаю, если мне надо, чтобы отбелка не успела отбелить все тени, которые лежат глубже светов. Процесс прерывается раньше, чем разбухнет нижний слой эмульсии. Отпечаток может быть и влажным, подсушенным, но не мокрым. На мокром поверху находится лужа воды - плёнка, препятствующая быстрому проникновению кровянки внутрь слоя. Поэтому и в глубине, и на поверхности эмульсионного слоя отбеливание идёт практически с одинаковой скоростью. Сохранить в тенях крупно-дисперсное серебро, полученное первым проявлением, не удастся. Придётся отбеливать весь отпечаток.
Re[pilligrim]:
Я честно говоря изучением теории не сильно увлекаюсь, я пихал и сухой отпечаток и мокрый и делал выводы. Если пихать сухой то он сначала набухает и процесс идет очень медленно а потом сразу очень быстро и его трудно остановить так-как сразу он не останавливается. А если пихать уже мокрый то отбеливание идет более плавно и его легче контролировать. По поводу точечной отбелки мне трудно что либо сказать, я пользовался только ослабителем Фармера а он для точечной отбелки не очень хорошо годится. И эти вещи очень хорошо изложены в книжке Карла Сюттерлейна "Ретушь когда и как" которая есть в интернете, только точно не помню где, но найти легко довольно.
Re[Сергей Орловский]:
Важно помнить лишь некоторые вещи.

1. Кровянка - ЯД!
2. Оптимальное соотношение: три/четыре объёмные части кровянки - одна часть бромистого. Вода по "вкусу".
3. Не заносить в раствор ни фиксаж, ни проявитель. Хранить в тёмной таре. Раствор многоразовый. Хранится вечно, пока не загрязнится или сильно не разбодяжется заносимой водою. На воздухе не окисляется, т.к. сам является сильнейшим окислителем, но разлагается на свету. Окрашивание в зелёный или оранжевый цвет указывает на загрязнение и ухудшение свойств.
4. Отпечаток перед отбелкой должен быть хорошо промыт. Если планируется такая отбелка, то фиксировать до второй стадии после проявления отпечаток большого смысла не имеет, но имеет смысл поскорее вытащить его из фиксажа и тут же промывать проточной водою. Дофиксировать до конца в свежем фиксаже и окончательно промыть можно будет и потом, после всех манипуляций.
5. Беречь одежду от попадания на неё жёлтых капель. Контакт железа и ржавеющей стали с раствором недопустим.
6. Сильно крепкий раствор разрушает баритовый слой и окрашивает его.
7. Очень слабый раствор малоэффективен. Но просто слегонца отбелить очень легкую вуаль по всему отпечатку порою полезен.
8. Отбелка после прерывания продолжается, ибо вымывается эта жёлтая гадость из эмульсии довольно долго и непременно под струёй воды. Отмывать надо с обеих сторон по возможности одновременно. Для этого необходима кювета, позволяющая её резко опрокинуть, опять под кран, перевернуть отпечаток мордой вниз, чтобы ополоснуть и обратную сторону, и так несколько раз. Это для крепкого раствора. Для слабого раствора всё упрощается.
Отбелка вуали в слабом растворе, разумеется, отбеливает всё изображение целиком и в равной степени. Но на тенях это незаметно. Если у вас бумага с толстым эмульсионным слоем. Поэтому для современного Славича этот метод не годится. Да и для старого Славича применим с некоторой натяжкой.
К целлофановым бумагам применять не рекомендуется, ибо остатки веществ очень тяжело вымываются из целлофана. Из за долгого контактирования отпечатка с растворами. И если такую карточку прицепить на стену кнопками (хранить на свету и с доступом воздуха) - велики шансы, что через пару лет она начнёт портиться.

Всё остальное приходит с опытом.
Re[nebrit]:
Вообще из кровянки с бромистым калием получается отбелка для сепии и она действительно очень живучая. У меня уже года 2 как минимум и еще работает.Как ослабитель она не очень хорошо работает Ослабитель это как правило раствор кровянки и тиосульфата натрия и он в смешанном состоянии очень нестабилен - живет 15 -20 минут всего. Как помрет станет зеленого цвета.
Re[Сергей Орловский]:
Подтверждаю.
Только смешивать оба раствора никто не заставляет. :D
Они и по отдельности работают точно также.

[quot]Как ослабитель она не очень хорошо работает.[/quot]Это бабушка на двое сказала.
Re[nebrit]:
По отдельности я не проверял. Оригинальный рецепт смешанный и не стабильный,хватает минут на 20.
Re[nebrit]:
А не поделитесь опытом локальной отбелки?
Допустим есть баритовый отпечаток на мультигрейде. (или пластиковый) Надо осветлить стволы деревьев. Не сильно, а так, чтобы заиграили (только чур не спрашивать зачем).
И есть отбелка из фомовского набора для тонирования сепией.
Мне нужна технология. Размачивать или нет, проявлять или фиксировать.. Вобщем жду ответа.
Re[Аркаша Ш.]:
Выше об этом практически всё написано
Re[Аркаша Ш.]:
Седьмое сообщение сверху. После цитаты.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта