Из старых журналов. Советское фото № 3 за 1927 год. Похоже, никому не интересно, как сделать самомоу фотобумагу?

Всего 7 сообщ. | Показаны 1 - 7
Из старых журналов. Советское фото № 3 за 1927 год.
Может, кому интересно будет. Как приготовить самому фотобумагу неоднократно обсуждалось. Здесь, на мой взгляд, очень доходчиво и просто это описано. Наверняка найдутся на форуме люди, которые непонятные нам термины того времени переведут доходчиво на современный лад. Например, где взять чисто "тряпичную" бумагу, которая раньше была широко распространена.
Статья скопирована из вышеуказанного журнала, а прислал мне ссылки на кучу журналов наш одноклубник, за что ему спасибо. В журнале есть и штрихховые иллюстрации, которые я не знаю как вставить.

ПРОСТОИ СПОСОБ ДОМАШНЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ типа „ВЕЛОКС“
СОВРЕМЕННЫЙ фотограф-любитель, в особенности в провинции, зачастую совершенно лишается возможности вести свои работы из-за частого отсутствия на рынке необходимейших фото-материалов. Пластинки и фото-химикалии еще можно получать более или менее сносного качества, но с бумагами дело обстоит почти катастрофически.
Не говоря уже о том, что нет фото-бумаг с необходимой для данной работы поверхностью и градацией или каких-либо специальных сортов, например, для озоброма, бромойля—заграничной фабрикации,— ощущается недостаток и в выпускаемых на рынок бумагах кустарного производства, качество которых к тому же заставляет желать много лучшего.
Приходится вспомнить старые времена, когда фотограф почти все приготовлял своими руками, начиная от негативного материала и кончая позитивной бумагой. Дело от этого, конечно, только выигрывало, так как сознательное отношение к производимым операциям — залог успешной работы.
Приготовление нескольких листов бумаги для собственного употребления, помимо творческой радости созидания и чисто теоретического интереса, дает еще следующие преимущества: во-первых, мы можем изменять градацию бумаги, т.-е. получать мягко или жестко копирующую эмульсию и приспособлять ее к характеру наших негативов, а, во- вторых, можем получить необходимую поверхность (матовую, бархатистую, глянцевую) и любую толщину (от писчей бумаги до Ватмана).
Весь процесс изготовления бумаги распадается на следующие части:
I. Выбор и подготовка бумаги.
II. Приготовление светочувствительной эмульсии.
III. Поливка бумаги эмульсией.
IV. Сушка.
V. Браковка, резка и упаковка.
1. Выбор бумаги и подготовка ее
Если не предполагается продолжительное хранение фото-бумаги, т.-е. по изготовлении она будет целиком использована через 2 — 3 дня, и сама бумага, употребляемая для производства, будет высокого качества, например, английский или немецкий Ватман или вообще любая чисто-тряпичная бумага,—то в таком случае можно обойтись без всякой предварительной подготовки ее.
Если же предположено бумагу хранить в течение некоторого более или менее продолжительного времени, то необходима ее предварительная обработка.
При выборе бумаги нужно руководствоваться следующими общими данными: надо следить за тем, чтобы на поверхности бумаги не было черных и коричневых точек, чтобы она была удовлетворительно проклеена и поверхность ее не была бы слишком шероховатой и грубо-зернистой. Проклейка бумаги определяется наиболее просто следующим способом: надо провести несколько штрихов чернилами, нажимая пером довольно сильно, и посмотреть, не расплываются ли чернила; если края штриха останутся резко очерченными и на оборотной стороне не будут просвечивать чернила, то такая бумага проклеена удовлетворительно.
Пригодные во всех отношениях результаты дают следующие сорта бумаги из тех, которые в настоящее время легко можно получить на рынке:
1) Александрийская. Два сорта: более тонкая и толстая. Оба сорта пригодны и дают мелкозернистую бархатистую поверхность.
2) Русский Ватман—полуматовая поверхность.
3) Папка — очень хороша, по плотности подходит к открыткам, при накатывании на стекло дает хороший глянец, но некоторые сорта имеют черные точки и несколько склонны к пузырению.
4) Книжная — ровная бархатистая поверхность, почти без зерна.
5) Карточная — очень хороша, как открытки, но иногда ее довольно трудно достать в продаже.
6) Слоновая — надо выбирать листы без точек и наносить эмульсию на более гладкую сторону; некоторые сорта неудовлетворительно проклеены.
7) Тонкий бристоль — похож на папку.
8) Все заграничные высокого качества рисовальные и чертежные бумаги из чистой тряпки — могут, как уже сказано, употребляться без предварительной обработки, но фото-любители едва ли станут применять их по причине дороговизны.
Предварительная подготовка бумаги состоит в том, чтобы нанести на нее предохраняющий слой, который изолировал бы поверхность бумаги от светочувствительного слоя и тем не допускал бы его разложения. В составе бумаги встречаются вкрапленными в нее частицы железа, бронзы и меди, остающиеся при дроблении бумажной массы на бумажных фабриках, и, кроме того, в бумаге могут быть следы растворимых медных и железных солей, а также остатки гипосульфита, которым уничтожают хлор при отбелке бумажной массы, — а все эти вещества ведут к быстрому разложению эмульсии, если ее нанести непосредственно на бумагу, и вызывают появление белых и черных точек, а также различно окрашенных пятен.
Обрабатывать бумагу можно двумя способами: или просто купать ее в растворе предохраняющего вещества, или наносить последнее широкой щетинной кистью. Выбор того или иного способа зависит от вещества, употребляемого для покрытия. Начинать следует, во всяком случае, с покрытия кистью.
Кисть, необходимую для работы, можно приобрести в любом
Рис. 1. Кисть для под- сдаивания бумаги.
Рис. 2- Водяная баня: а — кастрюля с водой, 6—подкладка [из стеклянных палочек, в — сосуд с желатином, водой и солью.- ^
74
К. БЛИКЕНСДЕРФЕР (Денвер, Сев.-Ам. Соед. Шт.). Железнодорожная станция
москательном мага- зине;называется она „Флейц", ширина ее должна быть не менее 6 — 8 сантиметров, чем шире — тем лучше (см. рис. 1), работа будет вестись быстрее, и результаты ее будут лучшими.
Кисть необходимо тщательно промыть теплой водой, хорошенько отряхнуть и дать высохнуть прежде, чем приступать к работе.
Затем приготовляют раствор для подслаивания по следующему рецепту:
Желатина . .................................... 5 I
Воды до....................................* 100 куб. см
10% раствора хромовых квасцов 15 капель
Желатин предварительно размачивают в любом количестве воды около получаса, затем его перекладывают в мензурку и доливают водой до необходимого об'ема. Сливают все в стаканчик, который ставят в теплую воду (градусов 50 — 60 Ц), помешивают стеклянной палочкой, пока желатин окончательно не распустится, и по каплям приливают раствор хромовых квасцов. Хромовые квасцы можно заменить двойным количеством обыкновенных квасцов или 3—5 каплями формалина.
Для придания бумаге особой белизны, можно в раствор желатина, до прибавления квасцов, ввести 20 грамм сернокислого бария (барит, блан-фикс), но его довольно трудно достать в продаже. Можно приготовить его самому следующим образом. Купить хлористого бария (этот продукт достать легко) и серной кислоты. Растворить хлористый барий в воде, и в раствор осторожно приливать серную кислоту, пока на лакмусовую бумажку не получится резко кислая реакция (синяя бумажка — покраснеет). Раствор станет молочно-белым от выпавшего осадка сернокислого бария, который в воде нерастворим.
Сернокислый барий довольно быстро осядет на дно сосуда, так как он значительно тяжелее воды. Воду нужно осторожно слить, так, чтобы не потревожить осадка, налить свежей, взболтать, дать отстояться и т. д. раз 5—6, или еще лучше— до тех пор, пока лакмусовая бумажка перестанет обнаруживать кислую реакцию. Воду тщательно слить; полученный на дне осадок состоит на 50—60% из сернокислого бария, а остальное — вода, которая не будет вредить делу.
Этой массы на вышеуказанный рецепт нужно прибавить 40 куб. см.
При желании получить совершенно безукоризненную бумагу с яркой белизной светов и сохранностью, измеряющейся годами, прибавка барита настоятельно рекомендуется.
Способ проклейки состоит в следующем. Комната, где производится работа, должна быть хорошо освещена, а если работают вечером, то свет должен стоять слева от работающего и не выше метра над уровнем стола. На ровный и гладкий стол кладется несколько листов чистой бумаги (2—3), на них накладывается лист бумаги, подлежащий проклейке.
Пока не приобретется достаточная опытность, можно верхний край укрепить несколькими кнопками, а нижний придерживать левой рукой. Весь лист укреплять кнопками не следует, так как от влажности при проклеивании он раздастся и его легко можно смять.
Набрав на кисть проклеивающую массу, наносят ее мазками на лист, сначала вдоль листа, а потом— поперек, как бы закрашивая его. По нанесении, надо тщательно разравнивать слой, сначала довольно сильно нажимая на кисть, постепенно ослабляя нажим и заканчивая самыми легкими штрихами, до полного исчезновения полос. Затем лист вешают сушиться, на что требуется приблизительно полчаса. Указанного в рецепте количества подслоя должно хватить листов на 10—12, размером 30X40 см.
Заготовленные листы могут сохраняться неограниченно долгое время, если их только оберегать от пыли и сырости.
Не рекомендуется сворачивать подслоенные листы в трубку, так как потом, при разворачивании, их легко поломать. Лучше всего хранить их—слой к слою, в папке или большой книге.
Подготовленная таким образом бумага дает бархатистую поверхность.
Для получения матовой поверхности, бумагу можно подслаивать следующим составом:
Спирта (можно древесного)- . НЮ куб. см Канифоли или сандарака ... 5 1
В этом растворе бумагу можно просто пускать плавать на 2—5 минут, в зависимости от плотности бумаги (чем толще бумага — тем продолжительнее должно быть ее пребывание в растворе).
Наконец, состав только для купания бумаги:
Ацетона или амил-ацетата, или
уксусно-кислого эфира . . 100 куб. см Целлулоида...................................5 г
Целлулоид получить проще всего, смыв в кипятке эмульсию со старой фотографической пленки.
Этот рецепт сохраняет натуральную поверхность бумаги.
2 Приготовление светочувствительной эмульсии
Общие понятия о светочувствительных эмульсиях уже были даны на страницах „Советского Фото". Необходимо только отметить, что настоящая эмульсия будет хлоросеребряной. Кроме того, мы избегаем промывки эмульсии, столь затруднительной для любителя, не имеющего специального оборудования и навыков.
Для изготовлении эмульсии необходимо запастись следующими предметами:
1) Два стаканчика, лучше химических, размер их зависит от количества изготовляемой эмульсии.
2) 2 стеклянных палочки.
3) Термометр.
4) Кастрюля или какой-либо сосуд, в котором можно держать горячую воду.
5) Кусок в 1/4 квадр. аршина фланели или хорошо мытого полотна.
Из химикалий необходимы:
1) Азотно-кислое серебро (ляпис, адский камень).
2) Хлористый натр (поваренная соль), годится так называемая „столовая" соль.
Рис. 3. Полив бумаги на стекле: а— лист бумаги, 6 — верхнее с'емное стекло, в — нижнее выверенное по уровню стекло, г — кювета с горячей водой.
Рис. 4. Зажим для бумаги: а — зажим, б — веревка, на которой онсвисит, в—лист бумаги.
76
3) Желатин, обыкновенный пищевой.
4) Квасцы хромовые или обыкновенные (вторых нужно брать удвоенное количество).
Качество желатина имеет существенное значение. Так как достать специально фотографические сорта его довольно затруднительно, то мы укажем способ очистки простого пищевого желатина, после чего он станет вполне пригодным для наших целей.
Отвешивают 100 г обыкновенного желатина и дают ему набухать в 1000 куб. см воды в течение 1 или 1'/а часов. Воду желательно брать дистиллированную, в крайнем случае—обыкновенную прокипяченую и остуженую. Затем нагревают воду и желатин до 70—80° Ц. Нагревание нельзя производить на голом огне; сосуд с желатином и водой ставят в кастрюлю, подложив под его дно несколько обломков стеклянной палочки или просто несколько больших гвоздей, в кастрюлю наливается вода, и потом уже все ставится на огонь. Подобное устройство называется „водяной баней“ (см. рис. 2).
Во время нагревания желатин все время помешивают стеклянной палочкой. Когда желатин распустится, что обычно наступает при 40—45°, нагревание продолжают до вышеуказанной температуры 70—80°, а затем берут белок от одного яйца, тщательно отделив от желтка, и вливают его в раствор желатина, все время энергично мешая. Белок сначала смешивается с желатином, а потом начинает сворачиваться в хлопья и увлекает с собой все нечистоты, могущие быть в желатине. Дав прогреться всему минут 10—15, смеси дают постоять спокойно некоторое время (5 —10 минут) и фил'ь- труют ее в другой сосуд. Затем прибавляют капель 10—15 карболовой кислоты и ставят на ночь в прохладное место, где желатин застывает в крепкий студень.
На следующий день срезают роговым или деревянным ножом верхний слой на 1/4 высоты студня и выбрасывают его вон, середину до % высоты от дна выбирают, а что останется на дне—также отбрасывают. Таким образом, мы получим около % литра 10% раствора желатина, который и послужит нам для приготовления эмульсии.
Такую сложную очистку желатина следует производить в том случае, если он очень плохого качества, грязен и содержит в себе остатки жира и крови. Если желатин более или менее чист, то достаточно просто приготовить его 10% раствор, за- студенить и срезать верх и низ, сохранив середину.
Наконец, если листочки желатина совершенно чисты и прозрачны, то можно вообще не подвергать их никакой обработке, а прямо пускать в дело. Я неоднократно приготовлял эмульсии из продажного пищевого желатина и получал вполне удовлетворительные результаты.
Дальнейший ход работы таков: приготовляют следующие растворы:
I. Воды.................................... 370 куб. см
Желатина............................34 г
Хлористого натра .... 20 г
а
Ю. ЕРЕМИН (Москва). Танец
Бромо-масло с переносом
(3-я Выставка искусства движения Госу дарственной Академии Художественных Наук
Если употребляют очищенный вышеуказанным способом желатин, то раствор I приготовляют так:
Желатинного раствора........................ 340 куб. см
Воды ....................................................... 30 „ „
Хлористого натра.....................................20 I
и второй раствор:
II. Воды...............................................40 куб. см
Серебра азотно-кислого ... 5 г
Раствор I нагревают в водяной бане до 50°, раствор II—до комнатной температуры. Если употреблять простую, не дистиллированную воду, то раствор II может быть слегка мутным (опалесцирующим). Если есть под руками азотная кислота, то прибавка ее 10% раствора в количестве 2—5 капель сделает раствор прозрачным, но можно оставить его и так.
В темной комнате, при красном свете, вливают раствор II в I, все время помешивая его стеклянной палочкой. Сейчас же жидкость примет молочный вид, и эмульсия, собственно говоря, готова для поливки на бумагу, но в таком виде она будет работать очень медленно и чрезвычайно контрастно. Поэтому если от бумаги будет требоваться нормальная чувствительность и градация, то необходимо произвести так называемое „назревание".
Для этого эмульсию держат в водяной бане при температуре в 50—55° от */з часа до 3—4 часов. Чувствительность эмульсии будет все время возрастать, и она будет работать все более и более мягко.
На лыжах с горы.
Можно увеличить чувствительность эмульсии против первоначальной в 20—30 раз, но слишком долгое назревание или созревание, при температуре выше указанной—может привести к тому, что эмульсия начнет вуалироваться. Бремя допустимого назревания зависит, главным образом, от качества желатина. При настоящем специальном фотографическом желатине оно может продолжаться даже до 10—12 часов без вреда для качества эмульсии, эмульсию же с пищевым желатином обычно безопасно можно назревать 1%—2 часа. По окончании назревания, эмульсиию фильтруют через фланель или чистое полотно и прибавляют 5 куб. см 10% раствора хромовых квасцов, чтобы сделать слой бумаги устойчивым против всяких механических повреждений при дальнейшей обработке. Теперь эмульсия готова для полива, необходимо только дать ей остыть градусов до 30—35 Ц. Как эта, так и все последующие операции производятся в темной комнате, при лабораторном освещении.
вэлокон. Теплая вода в кювете, прогревая оба стекла, нагреет и лежащую на верхнем стекле влажную бумагу; тогда на середину бумаги выливают надлежащее количество эмульсии, которая, если все сделано правильно, равномерно растечется по листу. Редко удается получить сразу правильное облитие бумаги; обычно приходится помогать эмульсии растекаться стеклянной палочкой $ или чистым пальцем. Возникающие пузырьки уничтожаются мягким прикосновением к ним конца пальца.
Когда вы убедились, что лист бумаги весь и равномерно покрыт эмульсией, то верхнее стекло, вместе с бумагой, осторожно снимается (лучше всего его сдвигать вбок) и кладется на какую-нибудь горизонтальную поверхность, а на ванночку кладется другое стекло, на него прикатывается следующий лист бумаги и т. д.
Обыкновенно после полива второго листа эмульсия на первом уже застуденяется, в чем можно убедиться, осторожно прикоснувшись к краю политого листа пальцем. Тогда его за уголки снимают со стекла и вешают сушиться. Удобнее всего для этой цели пользоваться обыкновенными зажимами для белья, нанизанными на веревку (см. рис. 4).
Если полив производился вечером, то к утру бумага будет сухой.
Количество эмульсии, потребное для полива, следующее:
Размер листа 24 X 30 см.........................60 куб. см
„ „ 18 X 24 „........................30 „
„ „ 33 X 18 „ .... 15-20 „
3. Полив эмульсии на бумагу
Существует целый ряд способов поливки бумаги эмульсией. Я укажу несколько, при чем начинающему безусловно рекомендую начинать с первого, как безусловно гарантирующего удачу, и только когда будут приобретены достаточные навыки и сноровка -— переходить к другим, ускоряющим и упрощающим работу, но требующим значительной опытности от работающего.
Первый способ, описанный в свое время Мело- диевым, состоит в следующем. На ровном столе ставят кювету с горячей водой, размером равную предполагаемому к поливу листу бумаги; кювета накрывается стеклом большего размера, скажем, если кювета 18X24 см, то стекло берется 24X30 см; это стекло тщательно выверяется уровнем в строго горизонтальное положение; на стекло кладется второе стекло такого же размера, на котором собственно и будет происходить полив (см. рис. 3).
Лист бумаги предварительно размачивается минут 10—15 в воде, потом накладывается на верхнее стекло и прикатывается к нему резиновым валиком; если валика из резины нет под рукой, то можно прямо положить мокрый лист на стекло, накрыть его чистым листом фильтровальной бумаги и хорошенько протереть. Фильтровальная бумага должна быть хорошего качества и не оставлять после себя
Эти количества, если ими будет трудно поливать, можно несколько увеличить (примерно, на 1/4).
По высыхании бумага режется на нужные форматы; бракуются неудачные листы, а отобранные складываются слоем к слою, заворачиваются в восковую или парафинированную бумагу (можно заменить пергаментом), сверху — в черную из-под пластинок и, наконец, их вкладывают в конверт или оборачивают белой бумагой и помещают под легкий пресс, например, между книг.
Другой способ полива состоит в следующем: из деревянных планок делают рамку, размером равную поливаемому листу; в рамку вставляется лист
Рис. 6. Загиб листа для полива: а—общий ^ вид, б—деталь загиба угла.
78
фанеры несколько большего размера, так что он несколько выгибается (см. рис. 5).
Лист бумаги в сухом виде загибают по краям (см. рис. 6) наподобие противня, и вкладывают в рамку так, чтобы он выгибался соответственно изгибу фанеры.
Эмульсия наливается в фаянсовый или фарфоровый чайник, рамка ставится наклонно, и эмульсия из чайника наливается на одни из краев бумаги (количество эмульсии при этом не играет роли, так как избыток ее сливается обратно), и рамку начинают наклонять в противоположную сторону (см. рис. 7), чтобы эмульсия ровно облила весь лист. Тогда избыток эмульсии сливают, рамку ставят почти вертикально, пока избыток эмульсии не перестанет капать с листа, и лист берется для сушки.
Этот способ дает возможность поливать сухую бумагу, что значительно ускоряет ее сушку и значительно ускоряет работу: один человек может в день полить и развесить сушиться 150—200 листов размера 50X60 с-и, однако при этом от работника требуются большая опытность и сноровка.
Наконец, можно поливать бумагу, протягивая ее через эмульсию посредством деревянного валика; способ ясен из рисунка 8.
4. Печатание и проявление
Характер бумаги, как уже указано, будет зависеть от времени назревания; поэтому указать точное время экспозиции невозможно. Как исходные данные, можно указать выдержку для нормального негатива на расстоянии 25—30 см от 32-свечной лампочки — 30—40 секунд.
Проявитель можно употреблять любой, разбавив его пополам водой и прибавив на каждые 100 куб. см проявителя 3—5 капель 10% раствора бромистого калия.
6
а
Рис. 7. Полив листа на рамке: а — первое положение: эмульсия наливается из чайника на лист, б—второе положение: рамка приведена в горизонтальное положение, эмульсия растекается, в — третье положение: рамка
опять приподнята, но другим краем: эмульсия поливает противоположный
край листа
Можно рекомендовать следующий проявитель, дающий при правильной экспозиции синевато-черный тон:
Воды .... Метола . . . Сульфита Гидрохинона Соды
100 куб. см 0,1 г 4 г 0,4 г 4
10% бромист. калия............... 1 — 2 капель
Фиксировать желательно в кислом фиксаже с квасцами, но это необязательно,—можно закреплять и просто в 20% растворе гипосульфита. Время фиксирования желательно несколько удлинить, минут до 10—15, так как от ручной поливки слой толще, чем бывает обычно на фабричных бумагах, и нужно время, чтобы фиксаж мог проникнуть в толщу эмульсионного слоя.
Далее следуют обычная промывка и сушка.
Бумага легко вирируется медными виражами и в тон сепии.
Если эмульсия полита на мелко-зернистой бумаге (александрийская, папка, карточная), то ее после промывки можно прикатать для сушки к зеркальному стеклу, предварительно протертому следующим составом:
Бензина .... Воска пчелиного
100
1
Рис. 8. Полив листа протягиванием через эмульсию: а—лист бумаги, б—валик,
в — корытце для эмульсии, г — эмульсия.
Несколько капель этого раствора наливают на чистое стекло и растирают ватой до исчезновения полос.
По высыхании (не нужно ускорять сушку подогреванием или пытаться снять со стекла не вполне высохший отпечаток, следует помнить, что на сушку иногда уходит 1%—2 суток), отпечаток легко сходит со стекла и приобретает очень высокий зеркальный глянец.
В. ПУСЬКОВ
Re[Корр]:
от: Корр
Например, где взять чисто "тряпичную" бумагу, которая раньше была широко распространена.


Тряпичная бумага по английски называется rag, именно "чисто" тряпичных сейчас не выпускают, используется смесь двух видов волокон, дающая большую прочность.
Re[Корр]:
год назад варил эмульсию и поливал бумагу, но использовал более современный рецепт.
эта статья Пуськова хорошая, особенно для начинающих, но надо иметь ввиду много "но":
1. описываемая эмульсия - контактная, очень малой (по современным меркам) чувствительности. Раз в 100 менее чувствительна Униброма.
2. результат сильно зависит от желатина. прежде всего контрастность и сохраняемость.

вообще, давно веду ветку на пинхоле про бумажные эмульсии, но, судя по всему, никому это не интересно нынче...
Re[Корр]:
"тряпичная" бумага - это хлопковая, сейчас найти такую не проблема.
у меня прекрасно сработала и не хлопковая, просто чистоцеллюлозная, и даже без баритирования. Готовая бумага пролежала полгода и совершенно не вуалировалась. Наверняка пролежала бы и дольше. Но у меня эмульсия стабилизирована иодидом. Нестабилизированная Пуськова может быть хранится хуже.
корр
Интересная тема. Я бы хотел как-нибудь попробовать изготовить. Тов. Корр, а Вы сами пробовали по этому рецепту? Расскажите оч. Интересно.
Re[]:
...
Re[Корр]:
...
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта