Два дня гемора или Rodenstock Heligon 100/1,6 на D700

Всего 59 сообщ. | Показаны 1 - 20
Два дня гемора или Rodenstock Heligon 100/1,6 на D700
Начну с того, что не рекомендую повторять, но, если уж кому-то приспичит, возможно, мой опыт пригодится.
Я безумно люблю светосильные сотки, потому, имея вполне чем снимать, не удержался от покупки Роденштока 100/1,6, пленённый мягкостью картинки и плавностью боке.
Приобретя сабж, озаботился двумя основными проблемами. Первая – малый задний отрезок, заставляющий вдвинуть заднюю часть объектива глубже плоскости байонета для получения если не бесконечности, то хоть какой-то разумной (метры) дистанции фокусировки. Проблема заключалась в том, что диаметр задней части объектива 43мм, а максимум, что можно «выжать» из внутреннего диаметра байонетной части на Никоне – 42мм. Это разрешилось тупым растачиванием круглыми шарожками ординарного переходника КП 42/Н, который должен был потом стать хвостовиком объектива (на рисунке – 3) до 42мм, а также уменьшением диаметра задней части Роденштока до 41,5мм. Пилил надфилем, разметив поверхность на 8 частей, делая 8 лысок и контролируя сначала 42,5мм при односторонней лыске, затем 42мм при двустронней, затем сделал 9-16 лыски, также контролируя диаметр, затем скруглил и обработал наждаком для того, чтобы зачернить маркером (ибо красить там на было места, зазор очень мал (4)). Получилось неплохо, зачернил также и внутри кольца.


Вторая проблема была в том, что край задней части упирался в тушку и, в частности, в толкатель прыгалки. Я очень тепло отношусь к Никону и люблю его, как верный пользователь уже больше 10лет, но тут в его адрес матюкнулся, конечно… Поскольку «партизаны не сдаются», решил спилить часть оправы и часть задней линзы (7). Задний край оправы и резьбовое кольцо тоже уменьшил по высоте до минимума, закрепил на ПФ-115 (5). Кроме того, на всякий случай сточил ещё 0,5мм в зоне контактов (6) и наклеил туда чёрную изоленту. Ну, как бы, и всё, что касается гемора. Максимальная дистанция фокусировки получилась почти 3м, по длинной стороне кадра входит метр с хвостиком. Понимаю, это победнее, чем на Кенонах, но тут уж ничего не поделаешь, поясной-погрудный портрет снять можно – это уже весьма неплохо. К тому же, объектив мягок, и ростовой на него не очень был бы.
Что дальше – мой излюбленный корпус для самоделок от Веги-12 пришёлся «ко двору», внутри убрал шарожкой бортик для крепления оптического блока, диаметр совпал с диаметром поверхности Роденштока (50мм). Пришлось всего лишь срезать часть геликоида, чтобы полностью села эта поверхность (11). А также срезать байонетную часть и укрепить на трёх штатных винтиках (9) переходную пластину ( 8 ) и уже на неё на 4-х винтиках (10) байонетное кольцо (3), получившееся из КП 42/Н. Декоративное кольцо фокуса расточил шарожкой немножко, чтобы входила до конца другая поверхность объектива. (12) и (13) – разница минимальной (0,8м) – это более, чем достаточно, - и максимальной дистанции фокусировки.
Для возможности внешнего диафрагмирования, одевания пружинной крышки и бленды одел спереди пустую оправу (14) от фильтра 72мм, чуть расточенную шарожкой, посадив её на 3-х штифтиках (15) на ПФ-115, нарезать резьбу не захотел.
Объектив получился (1) и (2) симпатичный, удобный, компактный.
Поскольку светосильные сотки, коих у меня уже много, все по-разному себя ведут в смысле резкости и равномерности по полю, решил из любопытства сделать тест на открытой и на стоп прикрытой. В тесте участвовали:
-Micro Nikkor AF 105/2,8D (просто для прикола)
-АI Nikkor 105/2,5
-Ж-25 100/2
-Rathenower Visionar 100/1,6
-35КП 100/1,8
-ну, и сабж.
Я вообще не фанат тестов, но иногда, когда эмпирически не определишь, делаю.
Что знал до теста – микро Никкор опустим, он не портретник.
Далее – 105/2,5 великолепная стандартная сотка с хорошей резкостью и боке, всё без претензий.
Киносъёмочный Ж-25 – близок к идеалу портретника, компромисс резкости, нежности, отличное боке, пластика, объём. ХА – пожалуй, единственный недостаток. Ну, и в углах он не очень, но это не страшно.
Проекционник Визионар – великолепный любимый портретник, пластика и боке просто идеальные, резкость на открытой, в принципе, достаточна, на прикрытой чуть-чуть – лучше. Но по полю не очень хорошо, ХА тоже есть.
Проекционник 35КП 100/1,8 резок вполне, графичен, боке энергичное, но ещё не грубое, ХА есть, но небольшие, по полю не очень, надо прикрывать. Редко снимаю на него, ибо предыдущие два пленили моё сердце.
Тесты выполнены со штатива, с одной точки, по лайввью. Обработки нет никакой, шарпа – тоже никакого. Только белое и чёрное (по кресту) подтянуты.


Что я вижу – Роденшток выгодно отличается от проекционных собратьев неплохой равномерностью по полю. На открытой сферическая аберрация даёт софт-эффект, пропадающий уже на 2,2, что расширяет возможности использования. По ХА он вполне неплох. Поведение остальных, в общем-то, ожидаемо. Странно выглядит микро-Никкор – видимо, случайно сбил фокус при тесте, но на него вообще плевать, он равномерность по полю хорошую показал, и хватит с него. Его сфера – 5,6-32, а не открытые, так что…
Боке Роденштока на снимках порадовало, тут размещу только тест с клавиатурой на разных дистанциях. Отчётливо видно, что зафокальное боке идеально. Предфокальное – терпимо. Снимков с Роденштока в сети хватает, кстати.


Как-то так…

Забыл добавить, что на волне популярности сабжа многие торговцы б/у оптикой предлагают ещё много разных моделей того же производителя. Как правило, практически все они имеют задний отрезок ещё намного меньше, соответственно, работать на зеркалках могут только в режиме сомнительного макро. Это, как бы, предостережение...
Re[VAGUS]:
Приветствую, Вадим.
А подписать тест? Я так и не понял где что. Мне нравится средний кусок. У левого слишком резко обрубается переход в размытие.
Re[Сергей Елизаров]:
от: Сергей Елизаров
Приветствую, Вадим.
А подписать тест? Я так и не понял где что. Мне нравится средний кусок. У левого слишком резко обрубается переход в размытие.

Я ж там написал: "тест с клавиатурой на разных дистанциях" - то есть это всё тот же самый Роденшток, только слева - примерно с расстояния 1м, в центре - примерно 1,5-2м, справа - примерно 2,5-3м. Т.е. просто более полная информация о боке. Обработки тоже никакой, только уровни.
А сравнивать Роденшток по боке с остальными нет смысла, оно у всех разное, во-первых, во-вторых, некорректно сравнивать боке в отрыве от резкости - понимаете, о чём я? Т.е. грубо говоря, интересно сравнивать боке объективов при близком разрешении и микроконтрасте в зоне резкости, а у всех моих любимцев они разные на открытой. А сравнивать боке на разных диафрагмах (прикрытой на стоп и открытой) - тоже неправильно.
Строго говоря, у 35КП 100/1,8 в тесте открытой нет вообще, я ему имплантировал в середину диафрагму от РФ-6, а она при полном открытии даёт 1,9...
Re[VAGUS]:
Завидую вашему терпению!
Я никак КП35 70 1.8 не прикручу к Альфе(((
С его наружным диам. 62.5
Re[Amiran83]:
от: Amiran83
Завидую вашему терпению!
Я никак КП35 70 1.8 не прикручу к Альфе(((
С его наружным диам. 62.5

Они суховаты, эти 35КП. По крайней мере, мой 100/1,8 такой.
Попробуйте найти ЛЭТИ 92/2, их валом, они не очень дорогие, тоже чуток суховаты, зато фокусер есть, поле резкое даже на ФФ.
Re[VAGUS]:
сколько лепестков на роденштоке? На моём 50/2.8 пять, на прикрытых выдаёт "знаки качества"
Re[crotoff]:
от: crotoff
сколько лепестков на роденштоке? На моём 50/2.8 пять, на прикрытых выдаёт "знаки качества"

Один лепесток, если так можно выразиться. Это объектив от промышленной лазерной установки, родной диафрагмы там нет. Цепляю внешнюю, идеально круглую из металла (чернёного), в оправе от светофильтра. Она у меня теперь общая на Визионар 100/1,6 и Роденшток 100/1,6.
В Вашем случае не факт, что это хорошо сработает, зависит от схемы.
Re[VAGUS]:
-
Re[grey67]:
от: grey67
Если можно, покажите фото с роденштока с яркими точечными бликами в боке для оценки комы.

Я такое не снимаю, но там не кома, там асимметрия бликов из-за подрезки задней линзой. Грубо говоря, похоже на "лимончики" от Г-40, но менее выражено и другая форма.
Re[VAGUS]:
А какая в результате максимальная дистанция фокусировки получилась? А то мне казалось, что на Никон этот объектив вообще бессмысленно сажать. На Кэнон ставил и не раз. Но там из-за здоровой дыры байонета таких извращений над задним срезом линзблока не требуется.

И я запихивал в корпус от Мир-38. У него геликоид шире и короче. Хотя у Веги-12, конечно, интересен более длинный ход геликоида.
Re[Nikolay Kurchavov]:
от:Nikolay Kurchavov
А какая в результате максимальная дистанция фокусировки получилась? А то мне казалось, что на Никон этот объектив вообще бессмысленно сажать. На Кэнон ставил и не раз. Но там из-за здоровой дыры байонета таких извращений над задним срезом линзблока не требуется.

И я запихивал в корпус от Мир-38. У него геликоид шире и короче. Хотя у Веги-12, конечно, интересен более длинный ход геликоида.
Подробнее

Я ж там написал, почти 3м. На фф - это больше метра по длинной стороне. Мало, но терпимо.
На Кеноне нет прыгла механического, потому проще.
А геликоид В-12 пришлось чуть подрезать, так что хода большого там нет, но минимальная дистанция 0,8м на фокусном 100мм меня тоже устроила.
Re[VAGUS]:
от: VAGUS
Я ж там написал, почти 3м. На фф - это больше метра по длинной стороне. Мало, но терпимо.
Ну, хоть мордальный портрет снять. Хотя на такой дистанции ГРИП шибко мала.

[quot]На Кеноне нет прыгла механического, потому проще.[/quot] Да там сама дыра байонета здоровая. А на EF-S есть возможность еще и утолкать задницу линзблока в углубление под хвостовик EF-S-объективов.

Вот думаю, а не соорудить ли мне из запчастей укороченный переходник с EOS на Sony-NEX, чтобы получить на Роденштуке бесконечность (: Собственно, сама по себе бесконечность на такой линзе не фиг не сплющилась, но какие-то средние планы посмотреть было бы любопытно.

[quot]А геликоид В-12 пришлось чуть подрезать, так что хода большого там нет, но минимальная дистанция 0,8м на фокусном 100мм меня тоже устроила.[/quot] Т.е. подрезали и ограничили ход? Там 0.7-0.8 МДФ получается, если сотик на бесконечность наводится. Недавно ставил на Никон ОКС 100/2 как раз в корпусе от В-12.
Re[Nikolay Kurchavov]:
от:Nikolay Kurchavov
Ну, хоть мордальный портрет снять. Хотя на такой дистанции ГРИП шибко мала...

Вот думаю, а не соорудить ли мне из запчастей укороченный переходник с EOS на Sony-NEX, чтобы получить на Роденштуке бесконечность (: Собственно, сама по себе бесконечность на такой линзе не фиг не сплющилась, но какие-то средние планы посмотреть было бы любопытно...
Подробнее

Ну, там не мордальный, там поясной получается, на грани, правда. А для лицевого диафрагму 2,2 одеваю, нормально.
А бесконечность там была бы интересна, именно для ростовых портретов, но тоже диафрагмировать надо было бы иногда.
Re[VAGUS]:
от: VAGUS
Ну, там не мордальный, там поясной получается, на грани, правда. А для лицевого диафрагму 2,2 одеваю, нормально.
По хорошему, ему бы диафрагму в правильное место - в середку. Мордальная диафрагма все-таки некие оптические проблемы может создавать. Но для правильной диафрагмы там, похоже, места нет. Стеклом забит очень плотно. Вот что было бы полезно, так зачернить как следует торцы линз. Они там совсем без чернения. Можно черной тушью. Но довольно тоскливое занятие и пыли налетит внутрь.

[quot]А бесконечность там была бы интересна, именно для ростовых портретов, но тоже диафрагмировать надо было бы иногда.[/quot] Это да.
Вот, кстати, такой Роденштук на кэнон-кропе: http://avtor-page.livejournal.com/5141.html
Там можно уже довольно неплохую дистанцию получить.
Re[Nikolay Kurchavov]:
от:Nikolay Kurchavov
По хорошему, ему бы диафрагму в правильное место - в середку. Мордальная диафрагма все-таки некие оптические проблемы может создавать. Но для правильной диафрагмы там, похоже, места нет. Стеклом забит очень плотно. Вот что было бы полезно, так зачернить как следует торцы линз. Они там совсем без чернения. Можно черной тушью. Но довольно тоскливое занятие и пыли налетит внутрь.
Вот, кстати, такой Роденштук на кэнон-кропе: http://avtor-page.livejournal.com/5141.html
Там можно уже довольно неплохую дистанцию получить.
Подробнее

Наружная подрезает блики в боке, это, пожалуй, единственная мною замеченная проблема.
А внутри там ничего не всунешь (регулируемого). А вставлять через щёлочку жестяные не хочу.
Насчёт чернения - в принципе, оно да, нужно было бы, но контраст и так неплохой, я обломался. На плёнке - точно бы чернил.
А на кропе дистанция-то велика, не спорю, да всё равно по длинной стороне 1,34м получил он... Кроп-то не выкинешь! Поэтому толку с той дистанции не так много. А у меня где-то метр с небольшим хвостиком получился - так ли велика разница?
Re[Nikolay Kurchavov]:
от: Nikolay Kurchavov
Вот думаю, а не соорудить ли мне из запчастей укороченный переходник с EOS на Sony-NEX, чтобы получить на Роденштуке бесконечность
я вот думаю когда-нть, когда доберусь до беззеркалки - некс-а или ещё чего, соорудить фокусер с диафрагмой за задней линзой. Она (линза) там сравнительно небольшая, так что в качестве диафрагмы можно присобачить таковую, например, от И-51 - диаметром как раз 40мм и с огромным количеством лепестков :cannabis:. И т.к. самая последняя оптическая поверхность (почти?)плоская, то диафрагму можно поставить очень близко к ней. Внутренняя, конечно, православней, но, думается, и эта должна быть ничего.
Re[VAGUS]:
от: VAGUS
Наружная подрезает блики в боке, это, пожалуй, единственная мною замеченная проблема.
Еще может появляться небольшая дисторсия и кома.

[quot]А внутри там ничего не всунешь (регулируемого). А вставлять через щёлочку жестяные не хочу.[/quot] Да некуда. Хотя я думаю на эту тему. У меня есть пара линзблоков CZJ Biotar 70/1.6, хочу с них начать. В смысле, замастырить диафрагму.

[quot]Насчёт чернения - в принципе, оно да, нужно было бы, но контраст и так неплохой, я обломался. На плёнке - точно бы чернил.[/quot] Контраст хороший, ибо просветление, видимо, достойное. Но если яркий источник света в кадре или сбоку, то караул. Отражения от торцов линз те еще.

[quot]А на кропе дистанция-то велика, не спорю, да всё равно по длинной стороне 1,34м получил он... Кроп-то не выкинешь! Поэтому толку с той дистанции не так много. А у меня где-то метр с небольшим хвостиком получился - так ли велика разница?[/quot] Ну, куда деваться. Видимо, наилучший компромисс получается на Пятаке или 1DS. На 1DS даже лучше, ибо у него зеркало поглубже, чем у Пятака.
Re[Вумудщзук]:
от: Вумудщзук
я вот думаю когда-нть, когда доберусь до беззеркалки - некс-а или ещё чего, соорудить фокусер с диафрагмой за задней линзой.
На Некс есть переходники с EOS с собственной диафрагмой. Причем хорошей такой, круглой (: Только переходник укоротить кардинально придется.

[quot]Она (линза) там сравнительно небольшая, так что в качестве диафрагмы можно присобачить таковую, например, от И-51 - диаметром как раз 40мм и с огромным количеством лепестков :cannabis:[/quot] Или так. Но придется сильно мудрить с фокусировкой. Или геликоид оставить прежним (Мир-38 или еще что), а диафрагму сделать неподвижной.

[quot]. И т.к. самая последняя оптическая поверхность (почти?)плоская, то диафрагму можно поставить очень близко к ней. Внутренняя, конечно, православней, но, думается, и эта должна быть ничего.[/quot] Проверять надо. Намордная будет подрезать круглые блики с внешней стороны, а зажопная - со стороны центра кадра.
Re[Nikolay Kurchavov]:
от: Nikolay Kurchavov
Или так. Но придется сильно мудрить с фокусировкой. Или геликоид оставить прежним (Мир-38 или еще что), а диафрагму сделать неподвижной.
не, я думаю какой-нть большой фокусер взять (от чего-нть СФ, вероятно, чтоб остатки и-51 с диафрагмой полностью туда залезли, висели на хвосте сабжа и двигались при фокусировке вместе с ним.
А делать неподвижную диафрагму - это ж совсем некошерно при таких расстояниях до матрицы.

от: Nikolay Kurchavov
Проверять надо. Намордная будет подрезать круглые блики с внешней стороны, а зажопная - со стороны центра кадра.
в смысле, центр кадра будет темнеть? или в чём выражается подрезка блика со стороны центра
Re[Вумудщзук]:
от: Вумудщзук
не, я думаю какой-нть большой фокусер взять (от чего-нть СФ, вероятно, чтоб остатки и-51 с диафрагмой полностью туда залезли, висели на хвосте сабжа и двигались при фокусировке вместе с ним.
Тяжеловато будет реализовывать. Разве что внутри городить передачу от стационарного кольца диафрагм до самой диафрагмы. Собственно, когда кольцо стоит на хвосте, так обычно и сделано.

[quot]А делать неподвижную диафрагму - это ж совсем некошерно при таких расстояниях до матрицы.[/quot] Это да.

[quot]в смысле, центр кадра будет темнеть?[/quot] Нет, конечно.

[quot]или в чём выражается подрезка блика со стороны центра[/quot] Лимончики, о которых так любят говорить "гелиосники".
Собственно, у Планаров пресловутые лимончики так и получаются - виньетирование выходным отверстием оправы. Причем, насколько я понял, это не просто так сделано.