Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 

Алексей Никишин

Алексей Никишин: «Вэй Вэй теперь тоже фотограф?» или что такое фотография в современном искусстве

Давайте вместе начнем разбираться в том, что такое «современная фотография», почему она порой выглядит такой непрофессиональной и за что, в таком случае, висит в лучших галереях мира.

Речь пойдет о «Современной фотографии» (англ. «Contemporary photography”). Ну, все же мы сейчас снимаем «современную фотографию», скажете Вы. И будете не правы. Современная фотография современна своему времени и контекстам, которые актуальны сейчас. То есть, если Вы классно снимаете как Брессон, Аведон или Ньютон, то Вы (внимание) «не современный фотограф», так как Вы не работаете с современным нам контекстом. Здесь речь идет не о визуальном языке (не о том, как выглядит Ваша фотография), а о том, «о чем она». Так вот Брессон современный фотограф для 1950-60-х годов, Аведон – 1960-х, Ньютон – 1980-х. Поэтому, если Вы стремитесь подражать им не обращая внимания на «современные обстоятельства», то Вы не снимаете «современную фотографию». Повторюсь, чтоб снимать «современную фотографию», надо прежде всего работать с современным контекстом. Современными фотографами (художниками) можно назвать Юргена Теллера, Синди Шерман, Андреаса Гурского, Томаса Руффа и других. Но о них пойдет речь чуть позже.

Ай Вэй Вэй – это не причитание и не кличка собаки. Это крутой китайский современный художник, а перед Вами на фотографии два его проекта – «Сказка» (2007) и «Корни» (2009). Перед Вами фотодокументация (фото экспозиции) двух этих проектов в музее «PinchukArtCentre» в Киеве. Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут.

Так о чем же снимает Вэй Вэй? Ключ к разгадке лежит в пониманиии того, с чем работает современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно - фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) - это всего-лишь средство донесения сообщения. Но каждая фотокарточка по отдельности не важна. Это просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. И в современном искусстве фотография – лишь средство. Не важно красивая ли она, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным, не существует больше в «современной фотографии». И категория «красивая» больше не имеет к фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.

Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях, расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались.

Второй проект «Корни» - это инсталляция. Вэй Вэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история – это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого – не принято вспоминать. «Три-Т» - Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) – три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэй Вэя.

Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство – это тонкая интеллектуальная игра для понимающих.

Фото © 2007, 2009 Ай Вэй Вэй, 2012 PinchukArtCentre

Источник: мастер-класс «Алексей Никишин: Современный психологический портрет v.2.0»

Другие статьи

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов  
 
Rambler's Top100Rambler's Top100