Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 

Владимир Бероев

Составное изображение — сверхфотография. Как вывести свои фотоизображения на новый уровень?

Зачем нам нужно фотоизображение как явление? Почему мы смотрим на фотографии и делаем их сами? Какие возможности для творческого самовыражения и коммерческого использования мы получаем от цифрового фотоизображения и современных возможностей его обработки? Ответы на эти и многие другие вопросы дает мастер составных изображений Владимир Бероев.


С появлением цифровой фототехники, интернета и социальных сетей количество ежедневно производимых и демонстрируемых людьми фотографий увеличилось в сотни тысяч, в миллионы раз. Фотоизображениями дополняются (а часто, заменяются) памятные воспоминания, иллюстрируются рекламные сообщения, передаются информационные новостные потоки, генерируются революции и осуществяются примирения народов. И в этом бесчисленном и бесконечном потоке визуальных образов у фотохудожника неизбежно возникает желание найти свой голос и донести его людям.

Без сомнения, великое искусство - одним нажатием кнопки сделать такой кадр, от которого у зрителя захватит дыхание. Остановить время и запечатлеть мгновение, прицелившись и спустив затвор, — это, пожалуй, самая сумасшедшая особенность фотографии. Освоив технические приёмы съёмки, изучив искусство композиции и отточив визуальный опыт, фотохудожник вполне осознанно может получать чрезвычайно интересные фотографии. Это касается как репортажных, уличных, случайных кадров, так и тщательно подготовленных и спланированных постановочных фотоизображений. О постановочных фотоизображениях и одном из направлений их развития мы сегодня и поговорим.

Главное отличие постановочных картинок заключается в том, что фотохудожник их как бы выстраивает, воссоздавая новую, необычайную, порой «нереальную», реальность специально для своего сюжета, для донесения своей мысли зрителю. Разобрав привычную реальность на «кубики», на составляющие, изучив их, фотохудожник выбирает и комбинирует их по своему вкусу. И на грани соединения «солёного с красным» очень часто возникают новые формы и направления творческого самовыражения.

Теперь давайте ещё вспомним о таком виде визуального творчества, как иллюстрация. Причём, сейчас я соберу в это понятие широкий спектр визуальных дисциплин от живописи до графики, в том числе цифровой (выполненной с применением компьютера и графических программ). Одной из главных особенностей иллюстрации является практически безграничная палитра сюжетов и идей, которые может донести традиционный художник до зрителя. Если он может себе это представить и владеет техническими знаниями рисования, то может и воспроизвести: упростив или усложнив, трансформировав и объединив обыкновенные, привычные человеку формы и предметы, события, цвета и т. д.

Однако, художник заключает со зрителем некий незримый договор: он, художник, так видит и демонстрирует свою собственную интерпретацию реальности. Подаёт образы, чувства, ощущения в виде абстрактных метафор или вполне реалистичных изображений. Но практически всегда зритель понимает: это замена, имитация привычной ему реальности, акцентированный её фрагмент, выбранный художником. Это «как бы не по-настоящему».

И вот здесь снова вернёмся к фотографии. Одна из фундаментальных особенностей фотографии, в отличие от живописи или графики, это её изначальная правдоподобность.

Вернее правдоподобность того, что на ней изображено. Мы видим в меню ресторана красивую фотографию сочного стейка и совершенно чётко представляем, что именно такой он и есть на самом деле, именно такое блюдо нам принесут, когда мы его закажем. Если же это была бы иллюстрация, даже чрезвычайно качественная, скорее всего она не вызвала бы такого всплеска аппетита и доверия.

И теперь самое интересное: а что, если совместить реалистичность фотографии и безграничные возможности иллюстрации? Такой подход позволяет расширять границы визуального творчества до невиданных ранее пределов, если вообще такие пределы существуют. Теперь, с появлением мощнейших графических программ, производительных и удобных компьютеров и доступной качественной фототехники мы можем комбинировать фотообразы самым причудливым образом, дорисовывая и манипулируя изображениями и их составляющими. Получается такой фотореалистичный коллаж. Я называю такие картинки «составными изображениями». Составные изображения давно используются в рекламе, киноафишах, всевозможных арт-проектах и во многих других случаях. Их создают профессиональные дизайнеры, фотохудожники и ретушёры. Но сегодня, как никогда раньше, создание составных изображений стало максимально доступно для широкого круга фотоэнтузиастов.

Посредством составных изображений мы можем совместить воедино медведя, сфотографированного в зоопарке, с фотографией лунохода из планетария. Причём совместить так, что медведь верхом на луноходе мчится по залитой солнцем Аравийской пустыне за джипом с туристами. И если мы приложим должное старание, приобретём определённый технический опыт владения графическими программами, научимся внимательно смотреть на окружающий мир, то такое составное изображение будет воспринято зрителем вполне правдоподобно и реалистично. Да, зритель будет понимать, что такая ситуация вряд ли когда-то смогла бы произойти. Однако фотореалистичность и та самая правдоподобность образов создаст достаточную степень доверия к изображению и вызовет зрительский интерес. И все наши аккуратные дорисовки, добавления различных элементов и деталей к такой картинке только усилят её визуальную привлекательность.

Как же создавать составные изображения? С чего лучше начинать и куда двигаться? Как прийти к уровню изображений голливудских киноплакатов и шедевров современных арт-галерей?

На первом месте чаще всего стоит идея. Да, именно так. Конечно, можно сначала «нашлёпать» кучу фоток, а потом попробовать что-нибудь из них собрать, сколлажировать. Однако, в большинстве случаев результат таких действий будет менее предсказуемым и интересным, а работа над соединением таких картинок воедино займёт гораздо больше времени. А часто энтузиазм в процессе долгой обработки иссякает, и работа бросается на полпути, так и не придя к завершению.

Поэтому гораздо эффективней подходить к созданию составного изображения последовательно и поэтапно, спланировав весь проект с самого начала. Сначала разработать идею, потом определить, что и как нужно снять, что можно дорисовать, понять какие дополнительные материалы ещё потребуются.

В одной из следующих статей мы поговорим о всём процессе более подробно. Здесь же хочу сказать, что спланировав этапы создания нашего изображения, мы создаём некую «дорожную карту», которая поможет нам двигаться через весь процесс создания. Планирование проекта совсем не исключает импровизации в процессе работы. Импровизация, как и в любом случае творческого акта, без сомнения будет присутствовать. Однако, создание чёткого стержня, скелета нашего проекта в самом начале, сильно поможет на каждом этапе создания, даже когда наше вдохновение будет засыпать и уставать.

Где брать идеи и сюжеты? Ответ прост и сложен одновременно: они вокруг нас. Их всего- навсего нужно научиться видеть и адаптировать к применению. Хороший ответ, правда? И как же это сделать? Для начала можно порыться в классических художественных произведениях, мифах, сказках, стихах, в фильмах, наконец. Можно брать давно известных и созданных героев и помещать их в новую среду. Например, как бы выглядела трагедия Ромео и Джульетты, если бы они летели на фантастическом межзвёздном корабле в замкнутом пространстве? Или какие бы подвиги совершил Геракл, если бы это был среднестатистический клерк современного офиса в костюме, белой рубашке с галстуком? А может взять 33 богатыря и послать их в горячую точку на борьбу с терроризмом?

Мы можем бесконечно соединять несоединимое, на первый взгляд, и смотреть, что же из этого получится. Такие упражнения помогут хорошенько раскачать фантазию. Вот вам ещё одно упражнение на раскачку сознания в плане создания сюжета. Это упражнение я почепнул у известного российского режиссёра и замечательного преподавателя Александра Митты.

Итак, напишите наугад пять совершенно различных предметов из окружающего мира. А теперь попробуйте придумать короткую историю, где бы задействовались все эти вещи, но… так, чтобы каждый из предметов использовался не поназначению. Например, вот вам набор: лампочка, женские колготки, скамейка, весло, рваный ботинок. Подумайте, какой сюжет можно придумать с участием этих предметов. Таким образом, у нас может возникнуть идея как для одного составного изображения, так и для целой серии.

Затем, когда понятно, о чём мы будем рассказывать, выстроить «дорожную карту» всего проекта будет гораздо проще. На этом этапе мы можем распланировать, что нам нужно будет отснять для проекта и что дорисовать или найти в интернете в базах уже готовых изображений.

Конечно, для реалистичного создания составных изображений нам потребуется немало тренировки, изучения основ рисования и композиции, понимания как работает свет и цвет. Двигаться здесь имеет смысл постепенно, не отступая, если сразу что-то не получится. Сначала можно начать с простых сюжетов с малым количеством героев и объектов.

Определившись с сюжетом, арендуйте фотостудию и отснимите своих знакомых и друзей на простом однотонном фоне. Так их будет проще отделить от фона в программе обработки графики (чаще всего это, конечно, Adobe Photoshop) и поместить на новый фон, соответствующий сюжету. В качестве нового фона может выступать как картинки, найденные в Сети (только следите за условиями их использования и авторскими правами), так и фотографии из собственной фотобиблиотеки.

Для реалистичного совмещения различных картинок нужно учитывать немало факторов. Главными, пожалуй, здесь являются направление и характер света. Т. е., если фон освещён ярким контрастным солнцем с левой стороны, то и герои, которых мы отсняли в студии, также должны быть освещены ярким контрастным светом с левой стороны. Вот здесь и становится важным заблаговременное планирование проекта, где мы, помимо сюжета, определяем, где и что будет расположено на будущей картинке.

Далее наше изображение мы можем дополнять элементами и деталями, световыми- и спец-эффектами так, чтобы задуманный нами сюжет становился всё более правдоподобным и интересным. В программе Photoshop для этих целей активно применяются слои. Соответственно, технически составное изображение – это многослойное изображение. Мы комбинируем и создаём слои с новыми объектами, героями и предметами до тех пор, пока общая композиция не станет удовлетворять нашему сюжету, нашей идее.

Некоторые элементы прийдётся дорисовать. Делать это мышкой крайне неудобно и сложно. Поэтому крайне рекомендую, если вы решили заниматься составными изображениями (или даже просто ретушировать фотографии), приобрести графический планшет дял рисования. Речь идёт об устройстве, подключаемом к компьютеру и имеющем ручку и поверхность для цифрового рисования. Флагманом на рынке таких планшетов является компания Wacom. Вам совсем необязательно покупать сначала дорогой планшет. Для старта вполне подойдёт планшет начального уровня, стоимостью 3-5 тыс. рублей. Немного потренировавшись в его использовании, вы получите мощного и надёжного помощника в создании составных изображений.

В итоге мы получим совершенно новое, уникальное фотоизображение. Оно будет достаточно правдоподобным, потому что основывается на фотографиях. Люди в него поверят. И в то же время такая картинка получит совершенно новую сюжетную координату, практически невозможную без применения коллажирования и создания составных изображений.

Пробуйте, экспериментируйте и не останавливаетесь, если что-то сразу не получится, если будет недостаточно реалистичным. Продолжайте. Учитесь генерировать идеи, планируйте. Изучайте технические приёмы фотографирования, использования графических программ. Создание действительно эффектных составных изображений – это довольно сложный и кропотливый процесс. Однако, со временем результат, да и сам процесс создания, будут дарить массу потрясающих эмоций как вам, так и вашим зрителям. И вполне возможно, вы станете известным фотохудожником, создадите себе имя в новой цифровой индустрии, ваши работы будут публиковаться в журналах и выставляться в галереях современного искусства. А может, увидите плоды своего творчества на рекламных плакатах на улицах города.

Другие статьи

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов  
 
Rambler's Top100Rambler's Top100