Voigtländer Bergheil, KW Patent Etui 6x9 и 9x12

Всего 29 сообщ. | Показаны 1 - 20
Voigtländer Bergheil, KW Patent Etui 6x9 и 9x12
Непросто оказалось с этими камерами, надеюсь найдутся владельцы и поделятся опытом Ветка, чтобы собрать всю информацию в одно месте.

Всегда было интересно снимать неторопливо людей, используя естественное освещение. Такие съемки требуют камеры, с достаточным фокусным для разных видов портрета, возможностью снимать с рук, широким диапазоном выдержек и габаритами для обычной фотосумки. Был выбран формат 6х9, 9х12 и 4х5". Разница между 6х9 и 9х12 на фотографиях очевидна, но 6х9 удобен для отработки навыков на 120 пленке.
Еще одним важным фактором является возможность использования винтажной оптики. Мне ближе хоть и «кривые», но с винтажной пластикой объективы 19 века и начала 20 (до Первой мировой войны).

Немного истории. В 19 веке портрет снимали в основном в студии на крупный формат. Четверть пластины использовали для репортажных камер, где портретные фокусные особо были не нужны, а как раз наоборот необходима была компактность. Низкие ISO фотоматериалов вынуждали подходить ближе и использовать химические вспышки. Поэтому есть противоречие в установке на компактную камеру портретного объектива с фокусным от 2 диагоналей кадра, в случае с 9х12 это 280-400мм. Старые модели объективов тяжелые и большие, а это требует жесткой конструкции камеры, достаточного растяжения мехов и следовательно габаритов. Есть стойкое мнение, что объективы лучше использовать на том формате, на который он рассчитан.

С объективами для пейзажа и ландшафта попроще и доступны из разных эпох.

Исходя их этих параметров в поле зрения попадают несколько моделей камер:
- европейские: гармошки и клап-камеры. Клапы обычно со встроенным затвором и не сменным объективом. Гармошки более универсальны, за счет растяжения мехов и наличия у некоторых съемного крепления объективов.
- американские: Speed Graphic; Подержал их в руках - великоваты. Из плюсов, наличие в некоторых камерах внутренних затворов = можно дополнительно установить баррельные объективы, широкий ассортимент длиннофокусных объективов, за счет большего размера переднего стандарта и жесткой конструкции. Эта камера одна из самых всеядных к древним объективам.
- японские: Horseman VH 6x9. Много поклонников этой камеры, в основном пользуется популярностью и пейзажистов и архитеркурных съемок за счет наличия основных подвижек;
- дальномерки: 6х9 и 9х12. Сильно ограничены в выборе оптики, по соображениям компактности обычно с нормальным фокусным расстоянием. Из плюсов фокусировка по дальномеру и иногда даже минимальная электроника для замера экспозиции.

В самом начале изучения вопроса пленочной техники, знакомый коллекционер посоветовал именно Бергейл или KW Patent Etui. По большому набору компромиссов выбор стал более осознанным, но это далеко не идеальный вариант.

Последнюю точку поставили эти фотографии владельцев камеры:

Bergheil 9x12 with Heliar:




















KW Patent Etui 9x12 Schneider Kreuznach Xenar 135mm f4.5

















Версии камер Voigtlander Bergheil
Voigtlander Bergheil версия №1
Легко определить по передней части. Отсутствует видоискатель в виде рамки. Видоискатель сбоку со стеклом.

Voigtlander Bergheil 6,5x9 cm



Voigtlander Bergheil 9x12 cm







Voigtlander Bergheil версия №2
Поменяли байонет затвора, черная кожа и другая конструкция корпуса.

Voigtlander Bergheil 6,5х9 cm



Voigtlander Bergheil 9х12 cm




Voigtlander Bergheil версия №3
В корпусе применили кожу темно-зеленого цвета, в рекламе почему-то подчеркивали, что она из России. Конструкция не особо отличается от версии №2. Эту версию называют Delux или Green.

Voigtlander Bergheil 6,5х9 cm



Voigtlander Bergheil 9х12 cm




Байонет.
Крепление затворов производится с помощью фигурной шайбы.

В версии №1 использовался байонет тип №1






В версии №2, 3 использовался байонет тип №2









Байонетные фигурные шайбы для Voigtlander Bergheil 9х12 cm под Compur №00, №0, №1




Размер отверстия под объективы.
Чем больше отверстие в передней объективной доске, тем больший выбор затворов и объективов. Под эти диаметры подходит Compur №00, 0, 1
Пока удалось выяснить, что на формат 6,5х9 максимальный диаметр был 42мм. Такие камеры комплектовались Heliar 120mm f4.5. Камеры с объективом 10,5 f4.5 имеют меньшее отверстие передней объективной доски, скорее всего на них не встанет Compur №1.

У моей 9х12 отверстие 47мм. Пока не нашел информации, это максимальное или нет. Камеры с бОльшим отверстием скорее всего комплектовались объективом Heliar 150mm f4.5, а с меньшим Heliar 135mm f4.5.
Чистка и уход.
Чистка и уход за кожей камеры.
Коже около 100 лет и она требует чистки и ухода, чтобы не пересыхала и не трескалась. В качестве ухода попробовал 2 средства.

Американское средство, специально для винтажной кожи. Отлично увлажняет кожу, делает ее эластичной и глянцевой. Но, придает более темный вид. Темно-зеленая кожа Bergheil delux стала намного темнее, практически черной. Это средство мне нравится больше, оно делает цвет насыщенным.




Известная Британская фирма. Выпускает средство по уходу за кожей. Оно практически не меняет цвет, не дает глянец.



Концентрат для чистки кожи. Похож на шампунь. Хорошо чистит от загрязнений, убирает посторонние запахи.






Чистка стекл объективов.
Винтажные стекла довольно мягкие и легко царапаются от мелкого абразива, поэтому рекомендовано сдувать пыль и только в крайнем случае пользоваться салфетками и жидкими средствами.

Очищенный кислород прекрасно справляется с задачей, но если говорить о груше, то обычный ее вариант с одной стороны сдувает пыль, с другой всасывает из окружающего воздуха. Поэтому сделали грушу с фильтром для воздуха и клапаном на выходе струи.






И на крайний случай, жидкие средства для очистки сильных загрязнений. Тут на помощь приходят беспылевые салфетки и жидкое средство, которое не оставляет следов при высыхании. Уже много лет использую это средство.

Старый дизайн.


Новый дизайн.



Для оценки процесса чистки при любых условиях освещения использую такую лупу с подсветкой. При покупке винтажных объективов всегда беру ее с собой, чтобы рассмотреть микроцарапины и мусор внутри линзоблоков.







Видео о лупе:
https://www.youtube.com/watch?v=AhQ5wtSz4rQ
Кассеты, вкладыши, адаптеры.






Штатно на камеру предусмотрены металлические кассеты под стеклянные пластины.




Судя по сканам старых пластин, есть предположение что их поливали более толстым слоем эмульсии, что давало большее количество полутонов и объем, чем на первых листовых пленках. Что сейчас будет лучше, для меня пока вопрос. Удалось найти только одну фотографию с современной стеклянной пластины и надо сказать, что полутонов там достаточно. В обозримом будущем обязательно проведу тест: современные пленка / современная пластина.


Maxim Aleshin

Пластины можно купить на нашем «Славиче». Предприятие производит технические пластины, но ПФН-01Т годится для художественной фотографии. Фото выше как раз с нее. Завод поливает полуфабрикат 20-25 кв.м. и под конкретный заказ режут в нужный размер. Цена зависит от объема, выгодно брать на несколько человек и желательно как раз под партию полуфабриката.







На "Славиче" применяется стекло 1,8мм., хотя стандартные кассеты рассчитаны на 1,4-1,5мм (замерял винтажные стекла), поэтому возможны царапины эмульсии от шибера, нужно внимательнее все продувать и осторожнее с ним работать.






Обратите внимание, кассеты нужны с выемкой в торце, которая входит в направляющие камеры. Бывают точно такие же по дизайну кассеты, но приставные. Они будут бесполезны для этой камеры.







Для съемки на пленку предусмотрены специальные вкладыши, чтобы прижать ее в уровень с матовым стеклом. Есть под формат 6х9 и 9х12. Достать вкладыши крайне сложно, некоторые умельцы сами гнут из листового металла. Листовая пленка доступна в формате 9х12. Adox и другие производители предлагает листы 6,5х9, но они потихоньку уходят, все-таки 120 ролик удобнее.















Бывают кассеты с прижимной рамкой и подпружиненной площадкой, только под листовую пленку. Не требуют вкладыша.





Для съемки на пленку 120 формата существуют кассеты разных производителей. Мне рекомендовали Rada. Доступны на камеру 6х9 и 9х12. Простая и удобная конструкция. Имея несколько таких кассет, можно иметь под рукой пленки разных производителей и с разным ISO и снимать в зависимости от условия освещения.







В комплекте должны быть рамки для форматов 4,5х6 и 6х6 см, но не всегда они есть, надо уточнять.





На аукционах можно купить переходник под кассету Horsemann. Это может быть полезно для людей, у которых уже есть камера и кассеты этой фирмы.











Для зарядки пленки использую бокс - 85 долларов. Сделан на гибких металлических дугах, складывается компактно. Более удобный вариант, чем рукав, нет контакта с тканью, меньше пыли попадет на фотоматериалы и есть пространство вверх.





Некоторые производители не делают лист 9х12, допустим Кодак или Фуджи. Есть возможность использовать адаптер под кассеты 4х5. У меня вот такая модель, но пока не пробовал ее в деле.




Рассчитана под стандартную кассету графлекс, необходимо еще решить вопрос с фокусировочным стеклом, думаю встроить его в кассету. Возможно добавить светозащитные шторки.














В Сети встречал адаптер Графлок.





Re[Alех]:
Отличная тема и очень много полезной инфы для меня.
Спасибо!

Re[Alех]:
У меня с конца 80-х есть Bergheil 6x9, 3-я версия с Compur 10cm.

Недавно загорелся идеей реанимировать его, но столкнулся с проблемами:

-1 Compur некорректно отрабатывает длинные выдержки.
-2 В двух местах подсвечивает мех.

Сейчас ищу информацию по ремонте меха, а также буду искать хорошего мастера по
старым затворам.

Алекс, может быть у вас есть уже контакт с мастером?
Я был бы вам признателен за информацию.
Re[Echo 036]:
от: Echo 036

Алекс, может быть у вас есть уже контакт с мастером?
Я был бы вам признателен за информацию.

Пока активно не снимаю на эти камеры, решил сначала освоить технику попроще. Но обязательно вернусь к ним.

Поэтому скорее информация от практиков, что удалось выведать. Проблема затворов до конца не решается. Большой износ, ослабление пружины из-за старения металла... Пыль и вязкость смазки... Все это приводит к изменениям выдержки. Зачастую скорости нестабильны, в достаточно больших пределах. Если они стабильны, то можно нанести новую шкалу на корпус, с учетом возрастных изменений и какое-то время пользоваться. Есть удобные портативные измерители выдержки. Себе взял модель, которая со своим экраном и не требует компьютера.

Сервисы затворы на ремонт и чистку обычно не берут. Частникам не отдавал.

Выход большинства практиков: не обращать внимание и надеяться на достаточно широкие возможные погрешности экспозиции для современных фотоматериалов.

Мне конечно хотелось бы решить эту проблему. Пока вижу два варианта, но надо на практике опробовать. Первый - синхрокомпуры последних версий. Меньше износ и сделаны более продвинуто.

Второй вариант - электрокомпур (пока еще руки до него не дошли). Он сделан на одну выдержку (на которой работает без батарейки). При подключении питания микросхема отсекает нужные выдержки на основе электронного клока. По идее, это должно работать точно и убирать погрешности старения механики. Но они по габаритам побольше стандартных, камера может не закрыться. Надо будет снимать объектив.

Если вы любитель древней, довоенной оптики, можете столкнуться с проблемой установки стекл на последние модели компуров. Возможно потребуется делать переходники. Были разные диаметры, разная резьба, разное расстояние между линзблоками до войны.
Re[Alех]:
Совершенно с вами согласен. Я помыл сам свой Компур, выдержки стал отрабатывать нормально и не зависать. К сожалению, мне нечем замерить их точность. Я ориентировался на звук работы затвора моей Практики.

Собрал все, поставил стёкла, поставил на камеру и целый вечер наслаждался работой затвора :-)

На следующее утро: пропали короткие выдержки :-( До этого он просто их безбожно тянул, иногда зависал. А теперь он просто их не видит и отрабатывает как 1/15.

Морально отдохну и снова вскрою его.
Конечно, это похоже на латание Жигулей, но Бергхайль такой очаровательный и очень хочется снимать им, пусть даже на ограниченных выдержках.

Сделаю вкладыши для резанной плёнки и, всё-таки, поснимаю на него.

Для Души!

Удачи Вам, коллега!
Re[Echo 036]:
от:Echo 036
Бергхайль такой очаровательный и очень хочется снимать им, пусть даже на ограниченных выдержках.

Сделаю вкладыши для резанной плёнки и, всё-таки, поснимаю на него.

Для Души!

Удачи Вам, коллега!
Подробнее

Да, эту камеру берешь в руки и понимаешь, что в нее вложили душу. Очень приятные материалы и внешний вид. Но из-за своей аскетичности требует опыта )

Вкладыши и кассеты 6х9 бывают на аукционе. И листовую можно купить этого формата.

Думаю на нее установить "горячий" башмак и подобрать к объективам соответствующие видоискатели от дальномеров. Фокус можно по расстоянию прикинуть, а вот границы кадра лучше видеть.

Успехов вам, пишите о результатах.
Re[Alех]:
Алекс, подскажите, пожалуйста по размерам Компуров: 00,0,1 - 00 это самый мелкий, а 1 -это самый крупный?
Re[Echo 036]:
от: Echo 036
Алекс, подскажите, пожалуйста по размерам Компуров: 00,0,1 - 00 это самый мелкий, а 1 -это самый крупный?

Данные собраны из разных источников и конечно требуют практической проверки на реальных затворах. Но как ориентир пойдут.

Re[Alех]:
Не совсем по теме этих камер, но о затворах. Пока только протестировал свой Sinar Copal.




Не смотря на то, что это последняя версия затвора и она была изготовлена в конце 20 века, все-таки пружины ослабевают. Что говорить о затворах, которые выпускали в начале 20 века или середине. Радует, что отрабатывает все достаточно стабильно, можно просто внести корректировку только по самой короткой выдержке.


Re[Alех]:
Вы разместили очень интересную и полезную информацию по затворам. Надеюсь, что она будет полезна очень многим. Спасибо!

Алекс скажите, пожалуйста, а чем вы измеряли время работы затворов?
Я совершенно с вами согласен, на основании фактических измерений можно просто сделать поправки и снимать на старые затворы.
Re[Echo 036]:
от: Echo 036

Алекс скажите, пожалуйста, а чем вы измеряли время работы затворов?


Для этого есть несколько изделий.
Самое простое, запись на микрофон смартфона звука затвора и примерное определение выдержки.

Есть оптическая приставка к смартфону.
https://www.fotoimpex.com/cameras-accessories/filmomat-photoplug-shutter-speed-tester.html
https://www.filmomat.eu/photoplug

Есть болгарские тестеры на известном аукционе.

У меня CAM-PRO. внешний тестер. С большим экраном, не требует подключения к компьютеру. Мне кажется это важно. Но, крона садится моментально почему-то. Писал продавцу, он не ответил и сайт исчез.

Похожее изделие, от еще одной фирмы. https://www.phochronxa.com/index.html
Я бы наверно его купил.

А это новый тестер. https://www.mr-alvandi.com/technique/Alvandi-shutter-speed-tester.html. Интересно там подчитать теорию по тестированию затворов. Но похоже он будет работать только с компьютером. Экран очень маленький.

Все усложнения обычно для шторок. Нужно учитывать движение первой шторки, второй.... Для этого используют внешний принимающий модуль, с приемниками по вертикали или по горизонтали...

В нашем случае все немного проще. Фонарик, один принимающий светодиод по центру (обычно он встроен в изделие) и все.
Re[Alех]:
Спасибо за инфу.

Мне нужно потестить мой Компур. Ищу для этого бюджетный вариант.

ИМХО, Самое простое, запись на микрофон смартфона звука затвора и примерное определение выдержки.

Вполне подойдёт для первичного анализа.
Re[Echo 036]:
Ура!!!
Мой Компур отрабатывает корректно ВСЕ выдержки.
Получил, заказанные у мастера, вкладыши для 120 плёнки.
Даже сделал насколько снимков на плёнку без вкладышей.
Завтра поеду за химией, как обработаю выложу то, что получилось.
Re[Echo 036]:

Вот, моя первая фотография, сделанная моим Voigtländer Bergheil 6х9 на плёнку вставленную в пластину.
Никакого художественного смысла, только техническая проба.

Главное - камера РАБОТАЕТ!!!


Re[Alех]:
Наконец-то у меня появился адаптер для 120 плёнки! Снял первую полную плёнку, а не резанную в кассеты.
Вот что получилось:

Зарайский кремль by Yury Melnikov, on Flickr

Да, процесс съёмки с этой камерой очень неторопливый и вдумчивый.
Такое ощущение, будто паровоз готовишь к поездке, но мне нравится.
Re[Alех]:

Northern Apollo by Yury Melnikov, on Flickr

Ещё одно фото, сделанное моим Voightländer Berheil 6x9 cm на листовую плёнку.
Re[Echo 036]:
от: Echo 036

Да, процесс съёмки с этой камерой очень неторопливый и вдумчивый.
Такое ощущение, будто паровоз готовишь к поездке, но мне нравится.

После современных скорострелов, с удобными функциями иногда хочется спартанскую камеру, чтобы было время подумать, поймать момент и процесс был более осознанный. Эти камеры конечно радикальный вариант ;-)
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта