Olympus механизация труда, делимся опытом и настройками

Всего 7 сообщ. | Показаны 1 - 7
Olympus механизация труда, делимся опытом и настройками
Цирк уехал а олимпусы остались (с)
Нет повода не собраться под одной уютной крышей ибо камеры разные, а грабли – одинаковые.

Предлагаю намутить обобщенную ветку по беззеркальным олимпусам, нацеленную в первую очередь на технические моменты эксплуатации этих чудесных камер, за сим особо приветствуются снимки в режимах высокой автоматизации труда (hi-res, focus stacking, live nd, pro capture и иже с ними) но и просто хорошим снимкам всегда рады.

Заодно есть идея собрать FAQ по настройкам и режимам, которые в меню лолимпуса не всегда очевидны и понятны с первого раза, без бутылки и морально-волевой подготовки

Этот текст шапки будет правиться и дополняться, правки, комментарии и личный опыт сильно приветствуются!

В то время, когда другие производители наращивали гонку мегапуксельных вооружений и матричных калибров, герой нашей ветки сделал ставку на механизацию и автоматизацию неблагодарного труда фотографа, в результате чего мы имеем не только камеру, но и робота-компьютер в одном флаконе, предлагающего нам следующие блага цивилизации:

Стабилизация матрицы (IBIS).
Немного вводной информации для объяснения реальных функций
У олимпуса появилась еще на зеркальных камерах под байонет 4/3, но своего расцвета достигла только в последних итерациях камер (E-M1 mkIII и E-M1X) получив систему обратной связи.
В Е-M олимпусах представлены три поколения стабилизаторов:
1) Е-М1, Е-М5 – обычная стабилизация с заявленной эффективностью 4 стопа
2) E-M1 II, E-M5 II, PEN-F – стабилизация с высокоточным позиционированием, которая, помимо заявленной эффективности в 5.5 стопов, позволяет реализовать режим высокого разрешения
3) E-M1 III, E-M5 III, E-M1x – стабилизация с высокоточным позиционированием и обратной связью. В последнем поколении камер к высокоточной рамке стабилизатора добавили высокоточные гироскопы, которые позволили реализовать обратную связь между текущим отклонением матрицы от цели и процессором.
На этом интересном решении работают как минимум две полезные технологии: Hi-Res с рук и Focus stacking с рук

Отличные показатели стабилизации достигаются довольно простыми вещами:
1) Вес матрицы – чем матрица меньше и легче, тем она менее инертна и тем меньшие усилия нужны для её стабилизации (речь не только о мощности магнитов но и точности и скорости работы гироскопов) – в первую очередь от веса зависит насколько хорошо камера может стабилизировать резкие (быстрые) колебания камеры
2) Свободный ход матрицы – расстояние от матрицы до краёв рамки – чем больше ход (пропорционально размерам матрицы!) тем дольше камера может удерживать матрицу при продолжительном отклонении камеры
3) Скорость и точность гироскопов, а также точность измерения положения матрицы в рамке, позволяет делать всё быстро и точно, как мы любим

Дополнение матричной стабилизации оптическим стабилизатором в объективе позволяет объединить усилия двух систем и получить дополнительные преимущества как за счёт бОльшего хода так и за счёт складывания скоростей перемещения элементов, притом если на 1 и 2 поколениях на бумаге это давало осязаемые цифры, то на 3 поколении "бумажная" цифра всего пол стопа, однако не стоит недооценивать дополнительный свободный ход - в реальной жизни на длинных фокусных он куда важнее чем при лабораторном измерении CIPA с помощью вибратора.
Двойную стабилизацию поддерживают следующие камеры: E-M1, E-M5 Mark II, PEN-F, E-M1 Mark II, E-M1X и E-M 5 Mark III
И следующие объективы: Zuiko Digital ED 300mm f/4.0 IS PRO, M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100mm F4.0 IS PRO, Olympus M.Zuiko Digital ED 150-400mm F4.5 TC1.25x IS PRO
К огромному сожалению, M.ZUIKO DIGITAL ED 100-400mm F5.0-6.3 IS не поддерживает Sync IS, и его стабилизатор может работать только автономно (актуально для камер первого поколения, у которых стабилизатор уступает в эффективности оптическому, для камер второго и третьего поколения выбор стоит делать самостоятельно на основании личных успехов в борьбе с тремором - мне лично на 1х матричный нравится больше)

Собственно плюшки:

Hi-res со штатива
Камера делает 8 кадров со сдвигом. Можно разделить движения на две фазы:
1) Камера делает первый кадр, второй кадр делается со сдвигом на 1 пиксель вправо, третий кадр «сдвигает» матрицу на один пиксель вниз, четвертый кадр на один пиксель влево.
Если посмотреть на структуру фильтра Байера, то мы увидим что таким образом в каждом условном пикселе кружка проекции объектива, побывал каждая из трёх цветных ячеек фильтра т.е. с каждой точки проекции получена максимально-возможная информация о цвете
2) Камера еще раз описывает букву П, но на этот раз матрица сдвигается на пол пикселя. Это позволяет зарегистрировать максимум деталей из нашей проекции (по сути это типовая схема антиалиасинга с паттерном 2х2)
Что нам это даёт?
Во-первых, если мы уменьшим нашу картинку до исходных 20мп, мы будем иметь максимальное цветовое разрешение, устраняющее все проблемы фильтра Байера и необходимую аппроксимацию при дебайеризации картинки. Высокое цветовое разрешение позволяет нам выжать максимум из даже несовершенной оптики т.к. даже если наш объектив условно выдаёт только 20 мегапикселей, при обычном (не hi-res) экспонировании мы получаем только 5 миллионов точек данных о цвете а остальное досчитывает проявщик усредняя цифры.
Во-вторых, за счёт второй фазы, мы получаем более высокое яркостное (амплитудное) разрешение – наш объектив это аналоговый прибор – он рисует круги круглыми, наклонные линии ровными, и наш паттерн 2х2 позволяет гораздо точнее обрабатывать такие детали картинки, опять-же даже если мы давно уперлись в разрешение самого объектива
Бонус-приз – т.к. мы экспонировали 8 кадров а по факту используем площадь 4-ех, дополнительная информация никуда не девается – она используется для оценки темновых шумов матрицы и заметно снижает уровень шума, а т.к. у разных цветовых ячеек разная светопропускаемость, процессор камеры получает дополнительные данные для расширения итогового динамического диапазона снимка. А если мы уменьшим наши 80мп до начальных 20ти, то соотношение сигнал/шум возрастёт еще выше и это значительно нивелирует шумы даже на высоких ISO (хотя имея штатив и снимая статику это не так важно, как при съёмке с рук, когда мы все-же ограничены возможностями стабилизатора)

Hi-res с рук
Логика очень простая – камера делает снимки точно так-же как и в режиме «штатива» сдвигая матрицу (нет, она не использует вашу собственную вибрацию, как многие думают – попробуйте снять «ручной» хай-рез со штатива :D ), но при этом она получает реальное отклонение матрицы от позиции первого кадра и использует их для совмещения итоговых кадров
Внимание – дальше идут домыслы ибо олимпус не раскрывает алгоритм дотошно, но это наиболее логичная реализация: если между началом экспонирования кадра 1 и началом экспонирования кадра 2 камера сместилась на расстояние, эквивалентное 10ти пикселям, то сенсор будет смещен из центральной точки на те-же пол пикселя что и в режиме штатива, но при совмещении кадров, кадр номер 2 будет сдвинут на 10 пикселей. Почему именно так? Именно такой метод позволяет нейтрализовать проблему недостатка хода матрицы внутри рамки – если в процессе экспонирования всех кадров вы медленно наклоняете камеру в одну сторону, то рано или поздно матрица упрется в рамку, именно по этому важно не пытаться скомпенсировать все снимки за раз, удерживая матрицу неподвижно всё время, а возвращать её в центральную позицию и начинать каждое экспонирование с нуля с максимальными доступными ходами матрицы.
Так-же олимпус не раскрывает зачем используется в два раза больше кадров (16 вместо 8), но наиболее вероятно это делается для исключения брака из-за смаза 1 кадра в процессе экспонирования на длинных выдержках, для формирования итоговой картинки, при этом используются все подходящие кадры, что заметно по заметно меньшему шуму на высоких значениях ISO.
Т.к. стабилизатор работает в этом режиме не в полную силу, стоит доверять ему на 1-2 стопа меньше чем обычно (т.е. если вы снимаете на 30мм ЭФР обычно стабильно на выдержках до 1”, то в хай-резе стоит себе ограничить 1/5-1/2”)

При съёмке Hi-res'ов, камера пытается самостоятельно устранять движения в кадре, используя для зон, где картинка менялась во время экспонирования, данные только из первого снимка. Разумеется, эти зоны в итоговом файле будут в более низком разрешении. На практике камера хорошо "устраняет" движение воды и деревьев, но плохо справляется с шастающими в кадре человеками, однако для удобства в пост обработке при съёмке с рук (штатив надо проверить) камера создаёт два RAW файла - один с привычным расширением .ORF, в котором лежит собранная картинка, и один с расширением .ORI - в нём лежит первый экспонированный кадр. Это необходимо для того, что бы вы могли самостоятельно устранить артефакты от движения в кадре, которые камера не смогла обнаружить или результат устранения которых вас не устроил - в таком случае необходимо проявить оба файла, свести их к одному расширению, использовать ORI как фоновый слой а ORF как основной слой и удалить (замаскировать) зоны картинки с артефактами на основном слое.
Обратите внимание что если импортировать все кадры в Lightroom, то он не отображает файлы ORI а отображает только результирующие ORF

Focus stacking с рук
В отличии от focus bracketing, stacking позволяет за несколько секунд, без каких либо дополнительных телодвижений и программ обработки, собрать итоговое изображение с большой ГРИП прямо в камере.
формально никто не запрещал это делать и на первом е-м1, но на практике раньше это требовало стальной хватки и коротких выдержек, т.к. надо было обеспечить совпадение всех восьми кадров стекинга за счёт обычного стабилизатора (т.е. полагались мы только на то что в процессе всей съёмки матрица будет неподвижна). Теперь же ситуация радикально улучшилась – опять-же, при совмещении кадров используются данные реального положения матрицы в момент экспонирования для выравнивания изображений (более вероятно потому что более логично). В любом случае, снять стеком 15 кадров не составляет вообще никаких проблем, но как и с hi-res’ом с рук стоит на 1-2 стопа меньше доверять стабилизатору.
Бонусом, в отличии от первого поколения, третье (и возможно второе - тут были бы правки в тему) поколение корректно компенсирует "дыхание" оптики и, привычных для 1-1 артефактов на гранях, я не заметил ни разу.

Нюансы стекинга от олимпуса:
- Работает только с определенным стеклами:
M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm F2.8 Macro
M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm F2.8 PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 40-150mm F2.8 PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 30mm F3.5 Macro
M.ZUIKO DIGITAL ED 7-14mm F2.8 PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm F1.8 Fisheye PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm F4.0 IS PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 12-100mm F4.0 IS PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 12-45mm F4.0 PRO
M.ZUIKO DIGITAL ED 100-400mm F5.0-6.3 IS
M.ZUIKO DIGITAL ED 150-400mm F4.5 TC1.25x IS PRO
M.ZUIKO DIGITAL 1.4x Teleconverter MC-14
M.ZUIKO DIGITAL 2x Teleconverter MC-20

Если нужно собрать картинку с другого стекла то можно использовать фокус брекетинг - он совместим с любыми (если есть исключения то нужно дополнить) АФ стеклами
- Камеры до третьего поколения всегда используют 8 кадров. В отличии от брекетинга, который идёт только в одну сторону (от камеры), стекинг делает 2 кадра с фокусом ближе к камере, кадр с начальной точкой и 5 оставшихся с фокусом плавно смещаемым от камеры. Камеры третьего поколения позволяют произвольно указывать количество кадров вплоть до 15, но схемы с расположением кадров (процент кадров со смещением к камере) я не нашёл.
Наглядную картинку можно посмотреть тута: http://www.ayton.id.au/wiki/doku.php?id=omd:focus_stacking
- Сдвиг фокуса указывается в условных шагах. Что это и как это реально отвечает за смещение фокуса никто не знает, подбор необходимо осуществлять методом научного тыка - всегда обращайте внимание на появление на изображении мыльных полос - они намекают что выбранных шаг слишком крупный (либо выдержка слишком длинная и это смаз одиночного кадра, но тогда полосы не будут повторяться с одинаковым шагом). К сожалению это большой прокол вычислителя олимпуса, который имея все вводные (дистанция до точки фокусировки и диафрагма) мог и бы сам помочь нам выбрать оптимальный шаг, но в любом случае со временем приходит понимание какие цифры ставить для каких масштабов съёмки и диафрагм, а значение в 5 по умолчанию подходит для большинства не экстремальных случаев.
- Итоговый файл только JPEG, в отличии от Hi-Res RAW файл не создаётся
- Если в процессе повернуть кольцо зума или фокуса (если оно включено) то стекинг, разумеется, остановится
- Если камера не сможет собрать изображение то снятые файлы не удаляются а сохраняются
- Если камера успешно собирает изображение то снятые промежуточные файлы удаляются, сохраняется только JPEG (надо проверить на последней прошивке) - если нужны промежуточные файлы то надо использовать фокус брекетинг а не стекинг

Альтернативные решения в гарнизоне микры:
Panasonic предлагает более простое, понятное и часто более удобное решение - 4k Post Focus (в камере G9 доступен в разрешении 6k т.е. итоговый кадр будет иметь разрешение 18 а не 12 Мп). Логика работы очень простая - камера записывает видео ряд (т.к. все кадры кодируются не дельтами а полным снимком, то можно считать что это набор полноценных изображений) и при этом автоматически сдвигает фокус от начала до конца выискивая возможные контрастные детали на изображении. Далее, из видео ряда можно выбрать начальный кадр (начало зоны ГРИП) и конечный кадр (конец зоны ГРИП) между которыми ГРИП замкнётся и все промежуточные кадры будут объединены.
С одной стороны это немного ограничивает нас в тонкой настройке, с другой стороны, когда нужна действительно тонкая настройка, применяется брекетинг а не стекинг, а полный автомат по промежуточной фокусировке устраняет основную проблему олимпуса с неочевидностью шага между кадрами (да и самих кадров панасоник может писать значительно больше т.е. получить грип от края до края в экстремальном макро - проще)
Бонусом Panasonic позволяет это делать с любой АФ оптикой
Из минусов:
- даже G9 заметно уступает третьему поколению олимпуса по возможности делать стекинг с рук (особенно заметно на длинных выдержках), с камерами со стабом попроще очень разумно использовать совместимую оптику с Dual-IS
- по крайней мере с неродной оптикой, "дыхание" оптики не компенсируется, даже на макро объективах (например Olympus 30/3.5) часто появляются артефакты на гранях объектов из-за изменения угла зрения при изменении расстояния фокусировки
- во всех камерах, кроме G9, итоговое разрешение ограничено 12тью мп, притом это, как правило, кроп а не масштабирование

Дополнительные приятности:

Съёмка с электронным затвором и вспышкой.
Из-за медленных скоростей вычитывания кмоп матриц, долгое время такой ход конём был заблокирован в большинстве камер, однако начиная с Е-М1 II это стало доступно для скоростей синхронизации вплоть до 1/20 секунды, Е-М1 III и E-M1x позволяют синхронизироваться до 1/50 секунды (в сети гуляет информация о 1/80 но это не так). Данный функционал позволяет не использовать механический затвор при съемке статики и главное при съёмке фокус-стекинга и фокус-брекетинга, что приятно, учитывая что на один дубль они обычно требуют по 15-30 «щелчков».
Для включения вспышки в этом режиме надо сделать вот тут написано что: https://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=13422059
Вспышка (и звук, и подсветка АФ, и задержки спуска) в режиме электронного затвора и ЭПШ последние 4 года в ЕМ1-2 и 1-3 включается в меню А2 («Фотоаппарат 2») 5й пункт "Антишок Беззв".
В частности вспышку разрешает / запрещает последнний пункт "Настр .реж. без звука"


Pro Capture -> пока в стадии подготовки
Live ND -> https://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=13422723

Похожая тема на микроклубе: https://micro43club.pro/forum/threads/interesnye-vozmozhnosti-xitrosti-i-sekrety-kamer-olympus.33559/

Сервисное меню в олимпусах (и как проверить пробег): https://micro43club.pro/forum/threads/servisnoe-menju-kamer-serii-om-d-i-e-pen.11049/

Отличия камер:
Отличная таблица с основными характеристиками всех камер: http://homepages.ihug.com.au/~parsog/olyepl1/80-Oly-timeline.html

E-M1 II vs E-M1 III: https://cs.olympus-imaging.jp/en/support/imsg/digicamera/qa/products/em1m3/

Ссылки на спецификации камер:
E-M1 III (рус) https://www.olympus.com.ru/site/ru/c/cameras/om_d_system_cameras/om_d/e_m1_mark_iii/e_m1_mark_iii_specifications.html
E-M1 III (англ) https://asia.olympus-imaging.com/product/dslr/em1mk3/spec.html
E-M1 II (рус) https://www.olympus.com.ru/site/ru/c/cameras/om_d_system_cameras/om_d/e_m1_mark_ii/e_m1_mark_ii_specifications.html
E-M1 II (англ) https://asia.olympus-imaging.com/product/dslr/em1mk2/spec.html
E-M1 (англ) https://asia.olympus-imaging.com/product/dslr/em1/spec.html

E-M5 (англ) https://asia.olympus-imaging.com/product/dslr/em5/spec.html
PEN-F (англ) https://asia.olympus-imaging.com/product/dslr/penf/spec.html

за наполнение фака спасибо:
Свободы сеятель пустынный
keri-di
Leo53

п.с. у форума нет тэга [spoiler]? было бы удобно сворачивать описания
Re[Orlov Stanislav]:
Застолблю второе сообщение для лога и примеров
Re[Orlov Stanislav]:
Про Live ND ещё добавьте.

Перейти по ссылке
Re[Orlov Stanislav]:
По поводу объективы,которые поддерживают Focus stacking с рук,можно добавит и новые 100-400 ф5-6,3 и 150 -400 ф4,5
Re[Orlov Stanislav]:
И еще одно допълнение:
Интеллектуальное распознавание объектов AF-оч.класцная фишка,и оч.полезная!


_A243913 by Dimcho Kerchev, on Flickr



PC280246-SharpenAI-stabilize (1) by Dimcho Kerchev, on Flickr

К сожалению,спотинг у нас не снимеш-авиация не осталось
Re[Orlov Stanislav]:
Orlov Stanislav,уберите мусор из ветки-пожалуйста?
Re[keri-di]:
от: keri-di
Orlov Stanislav,уберите мусор из ветки-пожалуйста?


Почистил, правда при этом грохаются и сообщения-ответы к удаляемым постам, надеюсь гуру олимпуса Leo53 нас простит, благо вроде все успели зафиксировать в шапке :-)

Кстати занятный нюанс - в соседней микро-ветке раздора (где я внезапно забанен за микроненависнечество по мнению автора) подняли забавный эффект равов пиксельшифта:Перейти по ссылке
Это как раз то, из-за чего я думал что dji не умеет не только в C-AF но и в шифт - если по ссылке включить JPEG то детализация возвращается в норму. Фишка в том что шифт-равы с некоторых стёкол (как не странно - резких) требуют заметно большее значение шарпа в проявщике, для достижения сравнимого визуального результата (т.е. если визуально на 20мп артефакты в капче начинают проявляться при значении шарпа около 80, то в хайрезе около 350, при этом визуально 350 в хайрезе = 80 в 20мп по работе шарпера).
А вот если выключить шарпер (и на 20мп раве и на хайрезе) - то все приходит в норму - хайрез заметно детальней (без шарпа) чем 20мп (без шарпа)
Эффект не очень понятен - толь в раве какие-то метаданные кривые толь алгоритмы шарпера не очень понимают то, что Олимпус насчитывает из сдвинутого цвета и яркости, толь просто на резких стёклах из 20мп намного легче вытащить «резкость»
У меня шарпер почти всегда в нуле стоит, но именно хайрезы я иногда чуток шарплю, особенно учитывая что после сведения к 20мп артефактов там остаётся ноль
Надо будет в шапку добавить, по началу очень сильно удивляет :-)
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта