Тасма 100 супер - опыт использования

Всего 23 сообщ. | Показаны 1 - 20
Тасма 100 супер - опыт использования
Эта история началась с того, что я выменял у McD ролик "Тасмы" на бутылку пива. Будучи от природы достаточно любознательным, а также учитывая весьма положительные отзывы форумчан об этой пленке, я отснял ее. Сюжеты, в основном, уличные. Поскольку, как часто водится, пленак застряла в камере на пару недель, разброс освещения при съемке был весьма широк - от ясного солнечного полудня на открытом пространстве (очень контрастный свет) до пасмурного дня в тени деревьев (весьма равномерное и мягкое освещение). Кроме того, чтобы наконец "добить" пленку, я снял несколько кадров в условиях явного недостатка света (недодержка 2-3 ступени). Никаких проблем с перемоткой пленки и ее застреванием в камере не замечено.
Обработка пленки, за неимением в наличии и нежеланием покупать рекомендуемый здесь Родинал, велась в основном для меня в данное время проявителе T-MAX (разбавление 50:200 мл, проявляется три пленки с рекомендуемой производителем коррекцией длительности проявки) Тасма была второй пленкой, время проявки я взял 7 минут. Фиксирование в течение 10 минут в фиксаже БКФ (лучше перебдеть, чем недофиксировать :)), промывка 15 минут в проточной воде и 3 минуты в стабилизаторе Fuji 1:100.
После обработки негатив выглядит достаточно контрастным и несколько плотнее T-MAX, обрабатываемого по той же методике. При сушке обнаруживаем несколько большую тенденцию к скручиванию, чем у Fuji Neopan SS и Kodak T-max 100, обработанных одновременно с Тасмой. Но ничего особо безобразного, чего ме могло бы исправить выдерживание в умеренно тугом рулоне эмульсией наружу в течение пары часов. Порезанная в сливер пленка оказалась практически идеально плоской, что не может не радовать.
Выдержав негатив в сливере под гнетом 2 суток, я наконец нашел время напечатать с него несколько кадров. В подборку вошло три кадра дневной съемки с разным характером освещения, а также 2 сильно недодержанных кадра. Печать осуществлялась на бумагу Fomaspeed 333 (RC нормальная глянцевая), проявка в течение 1,5-2 минут в проявителе Polymax, фиксирование опять таки в БКФ. Выдержки при печати 18х24 составляли от 30-50 секунд для нормальных кадров, до 15-20 для недодержанных.
Для кадров, снятых днем, характерна чрезмерная для нормальной бумаги контрастность. Поэтому для сюжетов с ярким солнечным освещением я настоятельно рекомендую мягкую бумагу. Зерно "едва заметно", в основном - в местах перехода от полутени к яркому свету, в виде "грубоватости" границы. Рискну предположить, что при использовании менее контрастной бумаги, зерна на формате до 20х30 заметно не будет вовсе, каковую ситуацию мы имеем на сюжете, снятом пасмурным днем в тени. За счет контрастности пленки в этом случае хорошо "растягивается" диапазон плотностей на отпечатке, и мы имеем очень приличный длиннотоновый отпечаток вместо ожидаемой серятины.
Снимки, сделанные с сильной недодержкой, имеют естественно намного меньшую плотность и общий контраст. При печати на нормальной бумаге имеем вполне нормальный, даже несколько мягковатый отпечаток с достаточно крупным, но приятным зерном. Неплохо вышел портрет.
Микроконтраст во всех снимках достаточно хорош, и если в недодержанных снимках мелкие детали несколько съедаются зерном (хотя - "реснички видно"), то в дневных снимках можно уже говорить об отличной передаче фактуры ткани и прочих подобных вещах.
Резюме (хотя, одной пленки все же маловато для точных выводов):
1) Хорошая пленка, учитывая цену, буду применять ее и впредь
2) Комбинация Тасмы Супер с проявителем T-MAX дает контрастный, с отличной проработкой деталей негатив.
3) Недодержанные снимки весьма удовлетворительно "вытягиваются", более того, их вполне можно использовать как художественный прием.

Используемая техника:
Canon T-90, объективы 300/4L и 70-210/4. Во всех съемках кроме кадров с недодержкой использовался приоритет диафрагмы, 5.6 - 8. Съемка в помещении с недодержкой осуществлялась 70-210 на открытой диафрагме с выдеркой 1/30. Недодержка, по показаниям камеры, составляла от 2 до 3 ступеней.
Для печати использован увеличитель Leitz Focomat IIc с опаловой лампой, без матового стекла в лотке.
Не знаю как сейчас - раньше Тасма отличалась непредсказуемостью от партии к партии пленок. Последняя партия, с которой я экпериментировал (лет 5 назад) была вообще уникальной - контурной резкости не было вообще на пленке, вокруг черных контуров наблюдался сильный ореол, как будто снимаешь с софт-фильтром. Печатал на конденсорном увеличителе с Роденштоком. Надеюсь, сейчас Тасма получше стала...
Норм. пленка, я проявляю ее в Фомадоне LQN (просто потому, что он у меня оказался). Из дешевых (Фома/Форте/Тасма/Свема/Лаки) в Экта-Ф советуют брать именно ее.
А контраст - я списывал его на милилабную бумагу, вручную я с нее не печатал..
[quote:65f093d0bf="Anonym"]Егор, а зачем обрабатывают пленку в стабилизаторе?[/quote:65f093d0bf]
Лучше сушится, нет разводов, и имхо еще он дает небольшой антистатический эффект.
Скручиваемость пленки после стабилизатора меньше
Таки можно заместо стабилизатора вымачивать после промывки пленку минут 10 в дист. воде с каплей шампуня или пены для ванной, потом подвесить и промустить ее между двух пальцев смоченных в этом растворе (или спец. щипцами для удаления воды с пленки пройтись). Результат, думаю, тот же будет.
Привет, Егор!
С интересом прочел, хотя в ближайшее время вряд ли воспользуюсь этим опытом. (Когда поступил на работу "от звонка до звонка", снимать стал значительно реже [img:e525cdeecc]http://www.cppforum.net/images/sm_weep.gif[/img:e525cdeecc]) Хотя очень хочется заняться съемкой и печатью на ч/б снова, как в старые добрые времена... Дык ведь это ж надо опять искать проявители, м.б. поменять бачок, прикупить новую линзу для увеличителя... Отвык я, обленился, блин ;)
[quote:41f4b34800="react"]Таки можно заместо стабилизатора вымачивать после промывки пленку минут 10 в дист. воде с каплей шампуня или пены для ванной, потом подвесить и промустить ее между двух пальцев смоченных в этом растворе (или спец. щипцами для удаления воды с пленки пройтись). Результат, думаю, тот же будет.[/quote:41f4b34800]
Да конечно можно - просто при наличии стабилизатора ИМХО не имеет смысла заморачиваться поиском заменителя. А стоит он что-то в районе 400 руб на 100 литров готового раствора - это на всю жизнь практически. Я и бумагу в нем ополаскиваю :)
...
Спасибо за интересную информацию!
Я этим летом столкнулся с тем, что ее (Тасму-100) надо проявлять очень аккуратно в смысле температурного режима. В такую жару к концу процесса проявки температура достигла 21,5 градуса (заливал ровно 20-градусный) и негативы, снятые ярким солнечным днем, получились чрезмерно контрастными. Другую пленку проявлял в 19-градусном проявителе - совсем другое дело! Получилось хорошо и по контрасту, и по плотности.

С уважением
В_Смит
Да, нужно либо бачок с пленкой охлаждать предварительно в холодильнике, либо заливать проявитель темпаратурой на градус ниже. Я вчера залил проявитель с температурой 19 гр, через 9 минут он нагрелся до 21.
...
[quote:4f3add5140="Anonym"][quote:4f3add5140="react"]Да, нужно либо бачок с пленкой охлаждать предварительно в холодильнике, либо заливать проявитель темпаратурой на градус ниже. Я вчера залил проявитель с температурой 19 гр, через 9 минут он нагрелся до 21.[/quote:4f3add5140]
Или уходить на медленно-работающие проявители. Там не так критичны параметры как температуры так и времени проявления - вернее, "ошибки" в их собледении не так критичны[/quote:4f3add5140]

Дык, Родинал-то 1:75 и есть медленный - 18 минут проявляет...

С уважением
В_Смит
попробую - расскажу.
1:200 - это еще ничего. вот 1:500 уже серьезно всё.

просто надо брать большой объем воды.

//AndY
Оффтопик
Раз уж ценители ч.б. наконец-то появились на сайте, то спрошу, на китайскую Лаки 100 кто-нибудь снимал? Как впечатление?
Re: LuckyPan
[quote:363efce657="react"]Раз уж ценители ч.б. наконец-то появились на сайте, то спрошу, на китайскую Лаки 100 кто-нибудь снимал? Как впечатление?[/quote:363efce657]
Не хуже Тасмы, может зерно чуть полезет
Спасибо.
Она в рулонах продается по коммунистической цене. В 2 раза дешевле самой по себе дешевой Тасмы.
Типа, типа...опа
Лучше купИте катушку, если она ВАМ не понравится, то волосы рвать на себе не будете. А если вам не понравится целый рулон...
Купил я катушку, отснял. Нормально вполне. Зерно, может быть, чуть больше Тасмы 100, но красивое.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта