Тема закрыта

Баланс белого и РАВ

Всего 19 сообщ. | Показаны 1 - 19
Баланс белого и РАВ
Добрый день коллеги! Озадачился теоретическим вопросом...
Широко распространено мнение о том, что при съёмке в РАВ выставленный в камере баланс белого не имеет особого значения, поскольку РАВ чёрно-белый и восстановление цвета происходит в конвертере лишь на основании информации о расположении линзочек на баере. Но меня преследует мысль, что, к примеру, если мы снимаем сцену при лампах накаливания - фактически регистрируется большая яркость на одних сенсорах. Потом, в конвертере, выставив, к примеру, ББ соответствующий дневному свету, мы вынуждаем конвертер пересчитать файл так, если бы большая яркость была зарегистрирована на других сенсорах, типа "сдвиг ближе к синему спектру, от жёлтого" или всё таки происходит "подмена понятий" - типа "считать, что данный сенсор не за красной, а за синей линзочкой"... Так вот вопрос к теоретикам и технарям - как на самом деле происходит приведение картинки к балансу белого отличному от того,который был в снимаемой сцене? И насколько важен, НА САМОМ ДЕЛЕ, правильно выставленный ББ при съёмке в РАВ?
Re[RFT]:
Для того, чтобы самому получить ответ на свой вопрос воспользуйтесь программой RAWDigger, в которой можно посмотреть гистограмму канклов и визуализировать рав данные до применения ББ. Я читал, что были камеры в которых ББ выполнялся до оцифровки при помощи аналоговых усилителей, но с повышением разрядности АЦП в этом отпала необходимость. Из своего небольшого опыта, все камеры сейчас устроены одинаково, выставление ББ в камере для рав не имеет никакого значения, записывается в виде коэфициентов для каналов в экзиф, суть ББ экспокоррекция (умножение) каналов на заданные значения.
Re[goshavpl]:
У меня есть РАВДиггер, но без соответствующей подготовки я не могу ей воспользоваться, поскольку тупо не понимаю, что и как там происходит...
Re[goshavpl]:
Добавлю, в снимаемой сцене понятие ББ осутствует как таковое, это свойство человеческого зрения, ну и естественно той колориметрической модели, лежащей в основе моделирования человеческого восприятия.
Re[RFT]:
Перекурю, и попробую сформулировать боль мень понятно.
Re[RFT]:
Хочешь хорошего экспонирования всех каналов при плохом освещении (лампы накаливания, дневного света) - нужно применять цветные фильтры перед объективом. Без них фотоаппараты средней паршивости (считай все не топовые) выдадут картинку средней поганости по качеству.
Re[Deman32]:
от:Deman32
Хочешь хорошего экспонирования всех каналов при плохом освещении (лампы накаливания, дневного света) - нужно применять цветные фильтры перед объективом. Без них фотоаппараты средней паршивости (считай все не топовые) выдадут картинку средней поганости по качеству.
Подробнее

Вы не поняли, я не хочу "хорошего экспонирования всех каналов при плохом освещении", перечитайте ещё раз мой пост... :D
Re[RFT]:
Вот это как раз и плохо, что не хотите. А чего говорю про равномерное экспонирование всех каналов, потому что выставленный ББ для рава не имеет значения, а имеет значение именно вышеозначенный момент.
Re[goshavpl]:
от:goshavpl
Добавлю, в снимаемой сцене понятие ББ осутствует как таковое, это свойство человеческого зрения, ну и естественно той колориметрической модели, лежащей в основе моделирования человеческого восприятия.
Подробнее

Понятие на то и понятие, что лишь выражает взгляд человека на реальные вещи. В данном случае в сцене всегда присутствует источник света с определённой характеристикой, от которой уже и пляшет ББ на фотографии.
Re[RFT]:
от: RFT
Вы не поняли, я не хочу "хорошего экспонирования всех каналов при плохом освещении", перечитайте ещё раз мой пост... :D

Да всё просто на самом деле. Разная цветовая температура влияет на формирование разной яркости в каждом из каналов (поскольку под цветофильтрами регистрируется яркость). А яркость можно отследить по гитограмме по горизонтальной шкале. При этом выглядит это следующим образом:




В данном случае начала и концы гистограмм совпадают, ББ идеален. Если какой-то из каналов выбит, совместить начала и концы автоматически невозможно, поэтому можно только вручную восстановить цвет на части изображения. Типичный пример - "морковка" на никоне 7000 при вылете красного канала.

Но не всегда возможно совместить начала и концы гистограмм, например в случае если самый яркий объект имеет цвет, например голубое небо без облаков. Если довериться автомату, то яркость красного канала увеличится и всё уйдет в теплоту.

При температуре ниже оптимальной яркость синего канала меньше (расположен левее, а красного больше, т.к.расположен правее).




И обратная ситуация, температура выше оптимальной, синий канал "ярче", крсняй темнее.




Отсюда ясен ответ на ваш топовый впрос. Берете свою камеру, снимете в RAW с предстановками самой низкой и самой высокой температуры источника и смотрите гистограмму. Если она неизменна, то можете и не заморачиваться с предустановкой ББ, напряжение с сенсора не усиливается поканально до АЦП.

А если меняется, то нужно исходить из того, чтобы ни один их каналов не выбивался и не проваливался. ББ в камере при съемке нужен лишь для того, чтобы правильно выставить экспокоррекцию, поскольку разница в яркости каналов пропорциональна диапазону температур источника освещения и варьируется в пределах 5 стопов. Если этого не делать, цвет потом будет не собрать.
Re[Patternman]:
Возвращаясь к нашим "баранам" с соседней ветки http://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=10018584
посмотрим следующие примеры:





Оратите внимание, на гистограммы левого снимка. Синий канал смещен влево и провален. Снимок в итоге имеет ядовито желто-зеленую тональность.

Увеличив яркость синего канала (сдвинув его вправо) можно попытаться поймать оптимум по цветоразделению, который и называется ББ.
При этом (О Чудо) цвет листьев березы и прочей зелени стал отличаться от цвета сосновых иголок!
Ясен пень, что jpeg крутить не кошерно, что отчетливо видноо по гистограмме правого снимка. Это делается при проявке.

Мастерство владения проявителем отчетливо видно по гистограммам автора. Нужно четко понимать, что делаешь и для чего. Вряд ли у Ц Задника не хватило ДД на дневной съемке.
Re[RFT]:
от: RFT
... насколько важен, НА САМОМ ДЕЛЕ, правильно выставленный ББ при съёмке в РАВ?

важен конечно ... но не особо
по той простой причине, что обработка выполняется ПОСЛЕ получения цифирок от матрицы
поскольку как правило люди используют в конвертере пресет "как снято"
вопрос лишь в том - на сколько долго придётся выставлять в конвертере поправки

от: RFT
... как на самом деле происходит приведение картинки к балансу белого отличному от того,который был в снимаемой сцене?

выполняется регулировкой ползунков :-)
пример:


визуально заметно - лицо девушки ненормально желтушного цвета
мозг человека непременно вводит поправки - и глазами (живьём) мы такого не увидим
у камеры естессно мозгов нет :-)
на гистограмме видно - в левой части (тёмные тона) - огромный горб синего канала ... вот поэтому перебор желтого

двигаю руками регулировки ББ


- посмотрите на гистограмму ...

кроме того можно (аккуратненько) подвигать отдельные цветовые оттенки
но это уже тонкая настройка
Re[Patternman]:
от:Patternman
Да всё просто на самом деле. Разная цветовая температура влияет на формирование разной яркости в каждом из каналов (поскольку под цветофильтрами регистрируется яркость). ....... туры источника и смотрите гистограмму. Если она неизменна, то можете и не заморачиваться с предустановкой ББ, напряжение с сенсора не усиливается поканально до АЦП.

А если меняется, то нужно исходить из того, чтобы ни один их каналов не выбивался и не проваливался. ББ в камере при съемке нужен лишь для того, чтобы правильно выставить экспокоррекцию, поскольку разница в яркости каналов пропорциональна диапазону температур источника освещения и варьируется в пределах 5 стопов. Если этого не делать, цвет потом будет не собрать.
Подробнее

Большое спасибо за разъяснение... Поступил по Вашему совету. Сделал два кадра, с разными цветовыми температурами, при прочих одинаковых параметрах, минимально возможной предустановкой (2800К) и максимальной предустановкой (10 000К), потом открыл РАВы в РавДиггере и сравнил гистограммы - они практически идентичны. Ну сами картинки нет смысла показывать, выложу скрины гистограмм. Первая с ББ 2800К, вторая с ББ 10 000К



Re[RFT]:
Между прочим, кажется логичным, чтобы от баланса белого при съемке иногда зависела выбираемая камерой экспозиция. Но я проводил эксперименты на своей NEX: экспозиция от баланса белого, к сожалению, не зависит. Возможно, что на более "профессиональных" камерах это не так.
Re[Deman32]:
от:Deman32
Понятие на то и понятие, что лишь выражает взгляд человека на реальные вещи. В данном случае в сцене всегда присутствует источник света с определённой характеристикой, от которой уже и пляшет ББ на фотографии.
Подробнее

Вы затронули очень важный момент, в реальной съемке практически не бывает, что присутствует только один источник света (свет отражаясь от разных предметов по разному и вновь попадая на другие предметы по разному, что создает в разных частях кадра фактически различные источники света), в том и есть одна из основных задачь проявки, определить приоритетные с точки зрения зрителя объекты (части изображения) по которым и будет осуществляться его цветовая адаптация на фото. Однако, оборотная сторона этого дела, контролировать видимое отсутствие паразитных заливок.
Re[RFT]:
Илья Борг о балансе белого:
[quot]Несколько фактов:
1. в raw баланса белого нет (за исключением очень ранних моделей камер, напр., Nikon D1 original)
2. сенсор оптимизирован под определенную цветовую температуру, как правило между 4000К и 6000К
3. баланс белого - это получение равных отсчетов по красному, синему и зеленому для нейтрально-серого объекта в кадре
4. баланс белого - это компенсация недодержки красного и синего каналов по отношению к зеленому каналу, выполняемая умножением при конвертации raw, недодержка при этом может достигать 6 крат, или 2.5 стопов (синий канал при освещении лампами накаливания)
5. адаптация глаза преувеличивается многочисленными изготовителями серых карт и иных гаджетов для установки баланса белого; идеальный баланс белого часто убивает атмосферу сцены
6. цветовая температура недостаточна для установки баланса белого, так как она не полностью описывает цвет; например, вспышка, люминесцентные лампы и дневной свет могут иметь одинаковую цветовую температуру - но вызывать совершенно разный отклик сенсора.

Для того, чтобы определить оптимальные условия съемки на данную камеру, нужно найти такой свет, при котором коэффициенты баланса белого по синему и красному равны - такое условие обеспечивает на средней сцене минимальный цветовой шум в тенях и максимальное среднее разрешение.

Для того, чтобы полностью использовать динамический диапазон камеры, необходимо, чтобы все коэффициенты баланса белого были как можно ближе к 1. Это достигается использованием цветных фильтров - в студии на источниках света, на натуре - перед или за объективом.[/quot]
Re[Stas Wilf]:
от:Stas Wilf
Между прочим, кажется логичным, чтобы от баланса белого при съемке иногда зависела выбираемая камерой экспозиция. Но я проводил эксперименты на своей NEX: экспозиция от баланса белого, к сожалению, не зависит. Возможно, что на более "профессиональных" камерах это не так.
Подробнее

Специфический баланс белого используется для правильной оценки экспозиции по камерной гистограмме.
Спросите Google про UniWB.
Re[Онищенко Александр]:
[quote=Онищенко Александр] ... в raw баланса белого нет[/quot]
это верно ... в принципе
НО!
В камере всегда присутствует масса настроек для внутрикамерного конвертера
в том числе и баланс белого
все эти настройки пишутся в метаданные

конвертер настройки считывает ... и если там чего попалушки было установлено - вот такой вариант и будет на экране "по умолчанию"
так что - для облегчения жизни лучше всё же выставить баланс белого ДО съёмки
ну хотя бы приблизительно
Re[RFT]:
Коллеги, спасибо всем за разъяснения...Ответы на свои вопросы я получил и тему закрываю :D
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта