О дегуманизации искусства

Всего 19 сообщ. | Показаны 1 - 19
О дегуманизации искусства
от: papazol
Кстати, всем советую вот это: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega12.txt


Произведение показалось интересным и примечательным в том, что описывает идеи разрушения искусства, разрушения в чистом виде. Потому хочется разобрать.
________________________________________________________________

"Близится время, когда общество, от политики и до искусства, вновь
начнет складываться, как должно, в два ордена, или ранга - орден людей выдающихся и орден людей заурядных. Все недуги Европы будут исцелены и устранены благодаря этому новому спасительному разделению."

Ну вот. Да. Теория превосходства одних людей над другими в крови западной цивилизации.

А в целом - полная муть и полное, на уровне глубокой основы, непонимание самой сути искусства.

Вкратце, в произведении иск-ва принципиально отделяется сюжетная составляющая (литературная, про Хуана и Марию) от формальной, эстетической, которая выдается за истинное содержание иск-ва, непонятное простым массам, понятное только знатокам:
"Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство - это чисто художественное искусство."

Не буду распространяться долго, совершенно понятно, что отделять сюжет, человеческое (восприятие) от "пластической", формальной составляющей (которую Ортега почему-то называет "нечеловеческой", выходящей за рамки и т.д.) - нет никакого основания, хотя бы потому, что выдавливание из произведения иск-ва сюжетной составляющей вообще мало реально, сюжет (Хуан и Мария) не уходит, а трансформируется в сюжет для дебилов, типа красный квадрат и желтый круг на синем фоне, в сюжет для умственно неполноценных.

Тут еще необходимо заметить, что само это деление очень упрощено, вводимое разделение искусственно и примитивно, затем продолженное в противопоставлении "человеческого" взгляда "нечеловеческому", показывает двухмерность размышлений автора. (Средневековые авторы оперировали как минимум четырьмя фундаментальными аспектами произведения искусства.)
Обоснованием же для такого разделения является вот это:
"Ранее уже было сказано, что восприятие "живой" реальности и восприятие художественной формы несовместимы в принципе, так как требуют различной настройки нашего аппарата восприятия." (Мне нравится слово "сказано". Не доказано, а на основе примера вымышленных (!) персонажей и приписанных (!) им переживаний и делается вывод.)
Так вот, это ничем не подтвержденное утверждение в целом является полностью неверным. Хотя бы потому, что любое значительное произведение как раз и демонстрирует синтетический взгляд, одномоментно представляя и человеческий взгляд и божественное, надчеловеческое начало реальности.

И вот так обосновывается необходимость "дегуманизации" иск-ва! и необходимость его "стилизации", отхода от изображения реальности к изображению мира чистых идей. Как будто можно изобразить идеи сами по себе вне изображения реальных объектов в том или ином виде.

В основе таких рассуждений непонимание, невозможность увидеть "идеальную" (или божественную) сущность того, что Ортега называет "реальным миром".

Одновременно с удалением "человеческого взгляда" произведение теряет глубину и становится ЭСТЕТИЧЕСКИ неинтересным. По простой и понятной причине - оно теряет основу восприятия произведения иск-ва, как отражения реальности, отказываясь от всеобщности основы, от гармонии бытия, тем самым искусство превращается в кривляние - "волю к стилю", нарочитому искажению. Или, как пишет сам автор, в изображение "удушенной жертвы" (удушенной художником реальности).

Крайним и показательным примером, полностью иллюстрирующим этот тупик в изобразительном иск-ве является ... правильно, квадрат Малевича. Как раз полностью лишенный любой литературно-сюжетной составляющей, полностью дегуманизированный, в терминах Ортеги. И одновременно полностью лишенный по этой причине малейшего намека на визуальную эстетическую выразительность.
Неудачные и тупиковые примеры этого подхода перечисляет, кстати и сам Ортега.

Неискушенный же зритель, не обученный кривляками от пера восхищаться примитивными сюжетами, сразу видит фальшь и неполноценность и отторгает ее, даже не понимая в деталях, почему это ему не нравится.

Произведение иск-ва немыслимо в какой-либо одной только своей стороне, чисто формальной ли или сюжетно-литературной, человеческой или идеальной, стилизованной или реалистичной. Невозможно противопоставлять изображение реального мира и мира идей. Изображением мира идей становится изображение очень примитивных РЕАЛЬНЫХ предметов:
"Все заблуждения и даже мошенничества кубизма не омрачают того факта, что в течение определенного времени мы наслаждались языком чистых эвклидовых форм." То есть неряшливым изображением кубов, пирамид и цилиндров. Налицо не изображение идеального, а "опримитивливание", кастрация реального.

Трудно испытать эстетическое удовольствие, разглядывая набор геометрических предметов, во всяком случае труднее, чем при взгляде на Нику Самофракийскую.
Искушенному человеку вполне понятно, что с точки чисто формальной выразительности, Ника Самофракийская, (да и не только она!) даст тысячу очков вперед любому набору кубов и пирамид. Не говоря уже о реальном человеческом теле, которое, смею уверить, даст тысячу очков вперед в плане формальной композиции и т.д. любой Нике Самофракийской.

Задачей настоящего произведения является пересказ в человеческой форме божественного начала. Как можно тут отделить одно от другого? Настоящее искусство предстаёт как единый неразделимый сплав ВСЕГО, то есть как синтетическое отражение всего, показанное настолько умело, что у зрителя ВНЕ его размышлений наступает состояние восхищения и наслаждения этим произведением.

Примеров этому настолько много, вернее все, что есть выдающегося в иск-ве, есть пример этого синтеза, пересказа на человеческом языке божественного, идеального.
_________________________________________________________________

Я же, в свою очередь, всем рекомендую прочитать письма Ван Гога брату Тео, именно письма, а не разного рода биографии. Вот настоящее, подлинное, глубочайшее понимание иск-ва.
Re[Radar]:
Главное - ущучить, что в искусстве нет прогресса. Однако, сам процесс иногда доставляет удовольствие...
Re[Radar]:
Искусство это такая штука-которая не имеет обьективных критериев. Есть искусство для зажравшихся, есть просто искусство. А есть тупо что то ..типо.. вот этого;
https://youtu.be/PKKfic5DUF0
Re[Alex_Shieff]:
от: Alex_Shieff
ущучить, что в искусстве нет прогресса.
А чего тут ущучивать, если это вроде бы общеизвестно? По крайней мере лекторам общества "Знание" было известно.
Re[Vladimir Sheviakov]:
По поводу восторженного отношения к древнегреческим статуям: они, конечно, хороши, но демонстрируются ведь с нарушением авторского замысла - у кого отломана голова, у кого - руки-ноги, и почти у всех - нос. Не говоря уж о том, что вроде бы их в оригинале раскрашивали. Так что все античное искусство сейчас - это нечто новое по сравнению с теми временами; может, оно сейчас лучше, чем тогда, но оно определенно другое.
Вообще, в новоделе есть смысл: интересно было бы посмотреть на старинную архитектуру, воспроизведенную по первоначальным проектам, этакий Диснейленд с качеством тогдашней работы, то есть настоящий мрамор, ливанский кедр и всякое прочее. И чтобы служители музея были в костюмах эпохи.
Re[Radar]:
Искусство сугубо субъективая вещь. Группа либерально настроенных товарище говорить что -Это тоже искусство, а кто данный шедевр не воспринимает, то он ЛОХ.
http://www.newsru.com/russia/16jun2010/piter.html.
Re[Vladimir Sheviakov]:
от:Vladimir Sheviakov
По поводу восторженного отношения к древнегреческим статуям: они, конечно, хороши, но демонстрируются ведь с нарушением авторского замысла - у кого отломана голова, у кого - руки-ноги, и почти у всех - нос. Не говоря уж о том, что вроде бы их в оригинале раскрашивали. Так что все античное искусство сейчас - это нечто новое по сравнению с теми временами; может, оно сейчас лучше, чем тогда, но оно определенно другое.
Вообще, в новоделе есть смысл: интересно было бы посмотреть на старинную архитектуру, воспроизведенную по первоначальным проектам, этакий Диснейленд с качеством тогдашней работы, то есть настоящий мрамор, ливанский кедр и всякое прочее. И чтобы служители музея были в костюмах эпохи.
Подробнее

Болгар в татарстане - именно то что вы хотите увидеть. Даже мрамор не везли а несли, с другого континента по тому же маршруту с того же места. Очень дорого восстановленный новодел. По сути большая часть Казани тоже такая.

Греки воссоздают линдос, столицу диагоры, первый порт, и первый морской устав.
Будет новоделом, колонны уже новодел. Но производительность там конечно не ровня татарам. Хорошо если наши внуки доживут до окончания работ.
Re[humax67]:
Обычный обыватель всегда будет распахивать хлебало каждый раз, когда будет видеть что-то старинное, огромное и золотое и станет презрительно, ухмыляться, глядя на картины экспрессионистов: в них не отражён его реалистичный мир. Что собственно и видно по другой ветке и некоторым любителям "тролить" и в тоже время большинство выставок современного искусства оставляют после себя впечатление скорее этаких аттракционов чем вещи связанной с искусством.
Re[Vladimir Sheviakov]:
от:Vladimir Sheviakov
По поводу восторженного отношения к древнегреческим статуям: они, конечно, хороши, но демонстрируются ведь с нарушением авторского замысла - у кого отломана голова, у кого - руки-ноги, и почти у всех - нос. Не говоря уж о том, что вроде бы их в оригинале раскрашивали. Так что все античное искусство сейчас - это нечто новое по сравнению с теми временами; может, оно сейчас лучше, чем тогда, но оно определенно другое.
Вообще, в новоделе есть смысл: интересно было бы посмотреть на старинную архитектуру, воспроизведенную по первоначальным проектам, этакий Диснейленд с качеством тогдашней работы, то есть настоящий мрамор, ливанский кедр и всякое прочее. И чтобы служители музея были в костюмах эпохи.
Подробнее


С покрашенностью довольно сложно, так как часть скульптур была бронзовой и не могла быть покрашена. А те, что были покрашены, скорее всего стояли с краской пол года, ну год. Постепенно облупляясь до состояния мрамора. Краски были минеральными, достаточно тусклыми, статуи выглядели монохромно, скорее затонированными, чем петушино размалеванными.
Ну и форма там все равно первична, что для статуи само собой разумеется. Также можно заметить, что развитие греческой скульптуры от архаики к классике и далее к эллинизму, шло именно в аспекте развития трехмерности формы и связи с окружающим пространством.
Рекомендую почитать на эту тему Б.Р. Виппера "Искусство Древней Греции"

Если же говорить об отсутствии частей скульптур, то внутренняя структура, композиционная мощь и наполненность видны прекрасно и без утраченных фрагментов. Чему яркий пример как раз Ника Самофракийская. Или скульптуры с фронтона храма Зевса в Олимпии.
Re[Radar]:
Давно в Москве в Пушкинском музее была выставка Шагала(думаю ещё до 1990г).Народа за билетами просто вал.Что делать ?Вошли мы в центральный вход ,а там в Центральной кассе в отдельной очереди продают на выставку билеты для членов Союза Художников (типа этого название ..я сейчас не припомню). Подошли мы с приятелем,мол ,умираем без прекрасного и добрая тётя художник нам купила билеты.Деньги мы ,естественно ,отдали...Зашли ..глазеем...Я без особого восторга к подобному...Там ходит экскурсовод и всё объясняет (иначе фиг поймёшь ,хотя объяснения по-моему были притянуты за уши)...Решили мы послушать этих членов Союза Художников...Ну ,как не прислушаться к мнению спецов?Чаще всего мы слышали ,что это "полное г-но"...Вот так.Я тоже с этим согласен.Кроме ,как состояния той эпохи ,они не передают...Наиболее известная работа"Двое над городом"...Летят влюблённые ..а внизу под забором мужик нужду справляет...Не увлекает это...

Если когда-нибудь будете в Каталонии ,то зайдите в музей Дали.Но не в тот ,который в Фигейросе(там такое несут ,что уши вянут..особенно про его Галлу и её утехи),а в тот ,где его Дом.Это возле Кадакеса.Не всегда билеты можно взять,но музей того стоит.Совсем по другому раскрывается Мастер.Он и мебель сам делал..да много чего.Короче ,мастеровой был мужик.У меня даже сыну 11-летнему понравилось...Если получится ,то рекомендую.Если интересно ,то могу фото оттуда в тему кинуть.
Re[pevec]:
от: pevec

.....Если интересно ,то могу фото оттуда в тему кинуть.


Давайте, интересно.
Re[Radar]:
от: Radar
......... зритель, не обученный кривляками от пера восхищаться примитивными сюжетами, сразу видит фальшь и неполноценность и отторгает ее, даже не понимая в деталях, почему это ему не нравится.

Абсолютно согласен!!!

от: Radar
.....
Я же, в свою очередь, всем рекомендую прочитать письма Ван Гога брату Тео, именно письма, а не разного рода биографии. Вот настоящее, подлинное, глубочайшее понимание иск-ва.

Давно качнул - всё руки не доходят... :(
Re[Trubokur]:
Ван Гог - святой от искусства. Оплатил своей кровью кривляния потомков-художников. "А я так вижу". Нифига ты не видишь, в том и проблема. А всего то хотел быть жизненным, как сама жизнь, мечтал писать как Рубенс и Рембрант. (!). Рвался учиться рисунку(!). Выгоняли его, правда, отовсюду.
После прочтения писем сложилось стойкое ощущение, что Ван Гог реализовал свой потенциал процентов на 30-50. Очень жаль его, но такова видно его судьба была.
Re[Radar]:
Чуть из музея Дали впихну и из церкви ,которую он в Кадакесе посещал. Подарил им иконы и в церкви они висят.И никого не смущает ,что там нарисована Гала (подруга тов.Дали).

Re[Radar]:
https://vk.com/video192698934_168581325
Re[pevec]:



Re[pevec]:
Если кому интересно ,то зайдите на мою страницу в альбом Каталония ,там и посмотрите остальные...Разберётесь что и к чему...не маленькие :D
Re[pevec]:
Спасибо за фото, с интересом посмотрел. Немного неожиданно, представлял по другому.
Re[Radar]:
Всё очень бытово и именно это вдруг раскрывает человека.Слетает налёт сумасброда и остаётся -Человек.Вы знаете ,как он встретил у себя Хачатуряна (автор музыки к балету "Спартак" ,"Гаяне")?Хачатурян приехал к нему(по приглашению Дали) и прождал час в гостинной ..и когда уже вскипел и решил уйти ,тот(Дали) под музыку "Танец с саблями"(комп.Хачатурян) голышом проскакал по комнате на лошадке-палочке и ...ВСЁ.Аудиенция закончилась.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта