Как снимать театральные, оперные спектакли и точно управлять экспозицией при динамично изменчивом свете!

Всего 13 сообщ. | Показаны 1 - 13
Как снимать театральные, оперные спектакли и точно управлять экспозицией при динамично изменчивом свете!
Приветствую всех!
Думаю, что среди участников форума обязательно найдутся те, кому приходилось снимать различные сценические постановки, которые как правило проходят в условиях часто изменяющегося света и как следствие оказывающие влияние экспозицию кадра.
К сожалению у меня пока большого опыта нет, прошу совета у опытных коллег.
Во-первых хотелось бы грамотно контролировать экспозицию и не получать "пережаренные" или "недожаренные" фигуры и лица актеров в зависимости от изменений освещения сцены. Во-вторых контролировать быстрые движения и получать резкую, чёткую картинку, не смазанную ошибками в выдержке.
К примеру, если снимать в режиме приоритета выдержки (S), с расчётом на то, что можно будет "заморозить" резкие движения на сцене и застраховаться от "смаза", выставив к примеру 1/125, либо 1/250 для динамичных сцен, то как известно в таком режиме, в зависимости от освещения сцены, (которое надо заметить может очень резко, стремительно и неожиданно менятся), диафрагма будет подбираться под условия экспозиции. Вроде бы и ничего, но на деле получается, что диафрагма при недостаточном освещении кадра, при мало освещенных моментах постановки открывает объектив до крайних значений и соответственно также закрывает "дырку" до крайних, узких при мощном освещении сцены. Такие чередующиеся друг за другом моменты могут происходить достаточно часто и можно сказать не предсказуемо. В крайних значениях диафрагмы, в максимально открытых и закрытых рисунок получается не очень хорошим, к примеру там где автоматика выставила f/22 кадр получается мыльным и также полностью открытые значения, f/2.8 тоже получаются не резкими.
В идеале хотелось бы наверное иметь возможность снимать все время с одной диафрагмой, скажем с f/5.6. или f/8, но также не утрачивать короткие значения выдержки 1/125, 1/250, 1/500 даже может.
Если выбирать режим приоритета диафрагмы (А), то в зависимости от сюжета происходящего на сцене при недостатке света, будет удлиняться выдержка, достигая до пороговых значений, при которых можно получить "смаз".
Остается ручной режим (М), в котором можно выставить нужные значения выдержки и диафрагмы и уже управлять ISO при изменениях освещения на сцене. Но это не так просто и вообще чревато и шумами при высоких значениях и предсказать когда что произойдет тоже сложно.
Собственно у меня всё, буду благодарен услышать ваше мнение на тему управления экспозицией при съемке подобных условий со светом.
Всем заранее спасибо и удачных работ!
Re[LuisAlberto]:
Давно взял себе рецепт: Режим М (контролируем диафрагму больше для глубины резкости и выдержку для движения) авто исо (верхняя граница подбирается по темным сценам - чтобы оставались как задумано. обычно 3200 - 1600). Как правило у освещения есть свой "характер", поэтому достаточно подобрать поправку к экспозиции в самом начале по нормально освещенным сценам. Тип замера оценочный или матричный по ситуации/декорациям. При обработки видно, что метод не идеален, но кадры проэкспонированны минимум удовлетворительно.
Re[Nikolay Bogatov]:
от:Nikolay Bogatov
Давно взял себе рецепт: Режим М (контролируем диафрагму больше для глубины резкости и выдержку для движения) авто исо (верхняя граница подбирается по темным сценам - чтобы оставались как задумано. обычно 3200 - 1600). Как правило у освещения есть свой "характер", поэтому достаточно подобрать поправку к экспозиции в самом начале по нормально освещенным сценам. Тип замера оценочный или матричный по ситуации/декорациям. При обработки видно, что метод не идеален, но кадры проэкспонированны минимум удовлетворительно.
Подробнее


Спасибо что поделились! На моей камере к сожалению нет функции "Авто ISO", старовата несколько, но теоретически понимаю принцип работы и предполагаю, что такая возможность должна упростить подобные сюжеты.
А вы, если не секрет, какого рода постановки обычно снимаете, театр, балет, опера?
Насколько динамичные сцены приходится "замораживать", какой длительности выдержка спасает?
Я использую 70-200/2.8, вроде на самой открытой резкость обычно хорошая, если в фокус попадать. Поскольку камера не новая, то ISO особо высокие не ставлю, шумы заметные, поэтому как-бы и "дырку" зажимать не пробую, а выдержкой по разному получается, где-то 1/125-ой хватает, но если динамично, то размазывает, нужно 1/250 и выше.
Re[LuisAlberto]:
Сейчас Д4 основной и Д700 дополнительной - сильно упрощают работу. До этого спасался фиксами 1.4 - 1.8, так же понимая ограничение возможностей. Театр как таковой почти не снимаю, в основном танцы (соревнования, современная хореография), фестивали (закрытые концертные площадки, с постановками, танцами и т.д.). Для динамики по необходимости увожу выдержку до 1/1000. Вообще способ тем и нравится, что при статике можно быстро снизить выдержку и получить менее шумную картинку. Еще вопрос в выходе материала. Если исключительно для веб, то ресайз с шумодавом и добавлением резкости в конце. В итоге картинка смотрится очень даже ничего. В этом случае и исо12800 можно считать рабочими (на д4).
Re[LuisAlberto]:
от: LuisAlberto
На моей камере к сожалению нет функции "Авто ISO", старовата несколько

Что за камера?
Re[спектакль]:
Снимаю спектакли, концерты, танцы.
Из передних рядов – 50/1.8.
Из средних рядов – 85/1.8.
За кулисами 17-55/2.8.
Режим М без вспышки – 1/250, f/1.8-2.8, ISO 3200.
Если лица в пересвете, то уменьшаю ISO 1600-800.
Если света много, то можно поджать выдержку и диафрагму – ориентируюсь по лицу выступающего.
Автоматические режимы не использую, так как много белого и чёрного, но в сложной ситуации могу переключиться на режим Спорт или Пейзаж (в них не работает вспышка) в зависимости от динамизма сцены.
Если чередуются тёмные и светлые мизансцены, то подкручиваю соответственно выдержку 1/250-1/400 или ISO 3200-800.
Если в полный рост, то кадрирую плотно.
Если съёмка запрещена, то снимаю на громкую музыку, аплодисменты, финальную сцену и поклоны.
Re[LuisAlberto]:
Часто по работе приходится снимать в театрах. Везде свет очень разный и единых правил настроек нет, учитывая что экспозиция меняется чуть ли не каждую минуту. Первые разы пробовал съемки в полуавтоматических режимах, но сразу понял что дела не будет. Снимаю только в ручном режиме и всегда в Raw. Иначе из-за постоянно разного света и цвета уследить за балансом белого невозможно. Больше нравится результат с задних рядов на телевик 70-200mm, чем с первого и на ширик 24-70mm. Диафрагма на обоих объективах в основном 4, резкость хорошая. По исо 2500-3200 , больше стараюсь не завышать. В крайних случаях, в тёмных сценах, когда нужен кадр любой ценой, 12800 тоже спасают, благо камера позволяет. Выдержка выходит в пределах 1/400 - 1/160. Поэтому Исо и диафрагма зачастую постоянны, по ходу спектакля меняю только выдержку, если нет слишком динамических сцен.















Re[LuisAlberto]:
Re[LuisAlberto]:
В ручном режиме невозможно в принципе успешно отснять мероприятие, экспозиция должна быть только в автоматическом режиме, если не длиннофокусный объектив, хватает выдержки примерно 1/250, которая ставится автоматом, если работаешь со вспышкой, ISO ставится на автомат, если без вспышки, то пожалуй лучше приоритет выдержки, ББ лучше на автомат, если разные источники освещения, но обычно хватает примерно 3200, примеры без вспышки





Re[LuisAlberto]:
Помните о простом правиле: чем значение ISO меньше, тем выше фотоширота (динамический диапазон) у матрицы. А фотоширота обеспечивает проработку деталей и цвета в пересветах, и тенях. Один из самых простых приемов - это в режиме auto ISO занижать компенсацию экпозиции. Вы получите более темный RAW, но поднятием экспозиции в конветере спасете проработку. У этого подхода есть ограничения, которые зависят от освещения и возможностей камеры (их надо изучить).
Re[LuisAlberto]:
Идете на спектакль без фотоаппарата с экспонометром и диктофоном делаете замеры и записываете сцены и экспозицию. Потом дома разбираете полеты, делаете что- то вроде раскадровки по сценам с комментарием ракурсов и изменениями экспозиций по сценам при необходимости. А вот на следующий спектакль уже идете в полной боевой готовности с камерой и расписанием чего и как вы будете снимать. Ещё неплохо бы сходить на репетиции, (если они есть и есть возможность на них сходить) поснимать и посмотреть там на спектакль.
:)
Re[AP]:
от:AP
Идете на спектакль без фотоаппарата с экспонометром и диктофоном делаете замеры и записываете сцены и экспозицию. Потом дома разбираете полеты, делаете что- то вроде раскадровки по сценам с комментарием ракурсов и изменениями экспозиций по сценам при необходимости. А вот на следующий спектакль уже идете в полной боевой готовности с камерой и расписанием чего и как вы будете снимать. Ещё неплохо бы сходить на репетиции, (если они есть и есть возможность на них сходить) поснимать и посмотреть там на спектакль.
:)
Подробнее


Оригинально!!! Приведите пример описания сцены, чтобы анализ по этому тексту был безошибочен. Правда, хочется лицезреть такой пример)
Re[LuisAlberto]:
Был я на концерте Сукачева. Освещение сцены было слабым и неравномерным , постоянно менялся свет и цвет. Сидели от сцены достаточно далеко . С собой только SONY RX10m4 . Матрица маленькая , а ИСО получается от 6400 и выше. Вот и решил попробовать поэкспериментировать с экспозицией . В некоторых кадрах выкручивал до -3EV , снимал в приоритете выдержки . Короче 1/125с старался не ставить , иначе смаз из за шевеленки. Потом уже , при обработке в ACR экспозицию поднимал. Из за маленькой матрицы результат конечно посредственный , но все же...

DSC02502 by Владимир Зайцев, on Flickr

DSC02260 by Владимир Зайцев, on Flickr

DSC02406 by Владимир Зайцев, on Flickr

DSC02339 by Владимир Зайцев, on Flickr

DSC02189 by Владимир Зайцев, on Flickr

DSC02280 by Владимир Зайцев, on Flickr