Роданид в проявителе

Всего 7 сообщ. | Показаны 1 - 7
Роданид в проявителе
Почему во всех проявителях для ч/б обращаемых материалов помимо калия бромистого (хотя не во все проявители для пленок добавляют антивуалент) присутствует еще и роданидная соль? Для чего?
Re[Андрей838]:
от: Андрей838
Почему во всех проявителях для ч/б обращаемых материалов помимо калия бромистого (хотя не во все проявители для пленок добавляют антивуалент) присутствует еще и роданидная соль? Для чего?

Роданид - активный растворитель солей серебра. Без него на позитивном изображении может появиться вуаль, которая очень некрасиво выглядит в светах. Негативу же вуаль не так страшна, сама подложка на негативных пленках как-правило не полностью прозрачная. Поэтому проявители для негативных пленок часто антивуалентов в своем составе не имеют.
Re[Андрей838]:
В данном случае это не вуаль, а нежелательная плотность. Возникает она по следующей причине - при обычной экспозиции засвечивается лишь незначительная часть материала (условно порядка 1/4 даже в самых сильно экспонированных участках), и при последующей негативной проявке (без роданида) 3/4 смываются фиксажем, получая требуемую плотность:




Однако, если вместо фиксирования негатива сделать обращаемое проявление, то вот эти 3/4 превратятся в серебро и в тех местах, где изображение должно быть почти прозрачным - на слайде получится плотность, которая в 3 раза выше, чем на самых тёмных частях негатива:




В итоге, если взять негативную плёнку и обратить её без роданида в первом проявителе - то результатом будет почти чёрная плёнка, где изображение едва просматривается.

Чтобы избавится от этой плотности и получить нормальный слайд, нужно всю эту разницу убрать и это делают добавлением тиосульфата/роданида в первый проявитель (либо специальной контролируемой засветкой перед проявлением, но в любительских условиях это сделать тяжело), получая в итоге необходимую картинку с прозрачными светами:




P.S. Foma R-100 - наверно единственная плёнка, которую можно проявить без роданида или других растворителей, сделано это видимо как раз для любительской обработки.
Re[Андрей838]:
Возник тут глупый вопрос. А затем в обращаемом ЧБ вообще нужен фиксаж? Только для смыва проявителя? Ведь по идее часть серебра ушла с отбеливающей ванной, а остальное засветилось повторно и проявилось. Что там ещё вымывать фиксажом, да ещё со стандартным долгим временем?
Re[Андрей838]:
от:Андрей838
Возник тут глупый вопрос. А затем в обращаемом ЧБ вообще нужен фиксаж? Только для смыва проявителя? Ведь по идее часть серебра ушла с отбеливающей ванной, а остальное засветилось повторно и проявилось. Что там ещё вымывать фиксажом, да ещё со стандартным долгим временем?
Подробнее

Не все засветилось и не всё проявилось. То, что осталось, нужно фиксировать и вымывать.

Есть процессы чб обращения с чернителями (на дитионите, сульфиде) вместо второго проявления, которые все серебро превращают в металлическое, там фиксаж считается необязательным.
Re[dE fENDER]:
от: dE fENDER
Не все засветилось и не всё проявилось. То, что осталось, нужно фиксировать и вымывать.

И где же оно осталось? В каком месте, каким образом?
Re[Андрей838]:
от: Андрей838
И где же оно осталось? В каком месте, каким образом?

В фотографической эмульсии очевидно.

Какая-то часть кристаллов галогенида оказываются сформированными таким образом, что имеют очень низкую чувствительность, либо полностью инертны и нечувствительны к свету, если используется процесс с засветкой.

Если же используется химическое вуалирование хлоридом олова и подобным, то на этом этапе можно условно считать, что все кристаллы сделаны проявляемыми, но для процесса второго проявления с разумными временами обработки все равно нет гарантии, что весь галогенид был проявлен или растворился при проявлении, несколько процентов его остается и требует фиксирования.
Вы не авторизованы

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтоб иметь доступ к полному функционалу сайта