Композиция и постановка кадра в современной пейзажной фотографии

Всего 6791 сообщ. | Показаны 1 - 20
Композиция и постановка кадра в современной пейзажной фотографии
ПРОШУ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДАННОЙ ТЕМЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОСТИТЬ ЗДЕСЬ ФОТОГРАФИИ, ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРАВИЛАМИ ДАННОЙ ТЕМЫ НИЖЕ:



Уважаемые форумчане, данная тема создана специально для обсуждения и обучения композиционной составляющей в современной пейзажной и городской фотографии. Фотографии можно размещать с любых фотокамер и систем, но запрещается постинг фото снятых на телефон, планшет и других мобильных устройств.

Делимся своими фотографиями и по мере желания и необходимости обсуждаем их.

В данной теме запрещается обсуждать сами камеры, производителей камер, какие они хорошие или плохие, скинтон и т.д. Обсуждаем только композиционную составляющую, учимся построению кадра и кадрированию.

Все обсуждения и рассуждения на тему композиции, являются сугубо личными и не являются истиной и единственно правильной точкой зрения каждого из участников данной темы.

Прошу всех участников относится с пониманием к вопросу и уважению оппонентов, ибо данная тема очень щекотливая и далеко не каждый её участник сможет спокойно, с чувством/толком/расстановкой выслушать и принять советы и рекомендации от других участников данной темы.
Так же прошу тех, кто не готов выслушивать всю правду матку о своих фотографиях, не выставляйте свои фотографии в этой теме на всеобщее обсуждение.

Данная тема не является галереей для постинга многочисленных фото без ответа, тема для обсуждения и сравнительного анализа, если на то есть желание у участников. Но тем не менее, эта тема не принуждает к обсуждению каждой конкретной фотографии, если обсуждения конкретной фотографии не происходит, значит, так тому и быть

Строго настрого запрещается постить фотографии (в большом формате), авторами которых Вы не являетесь, и запрещается обсуждать такие фотографии. Допускается показывать чужие фотографии в маленьком размере и только для сравнения или демонстрации и подчёркивания каких-либо правил композиции. Разрешается постинг ссылок на фотографии чужих авторов, как демонстрация примеров композиционной составляющей.

Чтобы показать свои фотографии непосредственно в теме, пожалуйста придерживайтесь размера не более 1280px по горизонтальной стороне, что соответствует XXXL размеру загружаемому со сторонних ресурсов, например, Яндекс фотки. При раскрытии и просмотре оригинала фотографии допускаются размеры от 1000px до 3000px.

При цитировании чужих фотографий, используйте теги S по яндекс классификации.

В одном посте можно размещать только одну фотографию. В день, ограничений на количество показываемых фото от одного автора - нет!

Спасибо за Ваши примеры и обсуждения!


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Пожелания к данной теме от членов клуба:




___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мои мысли и рассуждения о пейзажной и городской съёмке:

Пейзаж настолько разнообразен, что снимать этот жанр можно на любые фокусные расстояния объективов, начиная с 10мм фишая и вплоть до длиннофокусных 600мм. Сверхширики упрощают съёмку (в один кадр) там, где это нужно, не прибегая к съёмке панорам. В свою очередь панорама, позволяет показать ту широту, которую не способен передать снимок сделанный одним кадром. Тем не менее, как при съёмке в один кадр, так и в панораме, композицию никто не отменял. Поэтому, прежде чем начать снимать панораму, постарайтесь мысленно представить, как будет выглядеть итоговый кадр/панорама на плоскости.
На мой взгляд, одним из главных составляющих удачного и интересного кадра в пейзаже - является умение передать объём. Объём в кадре можно получить несколькими способами: 1)многоплановость (построение кадра таким образом, чтобы он содержал максимальное количество плоскостей, таких как передний план, средний план и задний план); 2)линейная перспектива (использование всевозможных линий/направляющих при построении кадра, таких как дороги, мосты, линии горных вершин, линии облаков на небе и многих других); 3)тональная перспектива (передача объёма при помощи плавного перехода тональности фотографии, как пример: фотография начинается от тёмного переднего плана, и заканчивается более светлыми удалёнными объектами на заднем плане). Но иногда, идея и замысел фотографии преследует цель показать интересный объект на переднем плане, и нужно сделать так чтобы внимание зрителя акцентировалось именно на переднем плане, в таких случаях передний план и объект на нём не стоит сильно темнить, а порой приходится делать светлее чем средний и задний планы, но стараться не злоупотреблять этим.
Кадр должен дышать, присутствовать воздух, старайтесь чтобы было всё гармонично, не должно возникать чувство, что в кадре что-то лишнее. Например, пришли на место съёмки к водоёму, заметили небо пустое, чувствуете что из-за отсутствия облаков на небе объёма не хватает, попытайтесь обыграть эту пустоту, создайте визуальный образ в виде рамочки сверху из веток деревьев, причём старайтесь, чтобы ветки действительно создавали некий орнамент. И так далее во всём.
Пришли к морю, захотелось снять пейзаж морского берега, найдите то, за что глаз зацепится, акцентируйте внимание на центре композиции, вокруг которого будете выстраивать весь кадр. За неимением смыслового центра, можно и без него обойтись, старайтесь максимально интересно насытить передний план, или даже повернуть камеру так, чтобы показать линию берега уходящую вдаль, при этом положив пару камушков на пп.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мои личные рекомендации по съёмке и композиции (будут дополняться по мере необходимости):

С чего нужно начинать при выборе и построении кадра в пейзажной и городской фотографии:
1)выбор интересной, необычной локации - залог успеха;
2)осмотритесь на месте, постарайтесь найти наиболее удачные места для создания будущего кадра, придерживаясь правил построения композиции, а именно попытайтесь использовать при построении - многоплановость, перспективу, свет;
3)определить главный и второстепенные объекты съёмки в кадре;
4)постарайтесь построить кадр так, чтобы главный объект был доминантой, а передний план и остальные планы дополняли бы картину, предавая фотографии лаконичность и завершённость;
5)если Вы снимаете панораму, старайтесь снять её так, чтобы она ничем не отличалась от фотографии сделанной в один кадр. Панорама - это та же лаконичная, уравновешенная фотография, а не кусок колбасы в мясном отделе;
6)старайтесь избавляться от ненужных объектов в кадре ещё до съёмки, выстраивать кадр так, чтобы "паразитных" лишних объектов не было, чтобы не пришлось потом сидеть и ретушировать их в редакторе, что само по себе является не простой задачей, требующей много времени, а как известно время - деньги.
7)не забывайте про "Правило третей". Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время съемки зачастую применяется правило третей. Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей. Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
8 )не спешите нажимать на спуск, прочувствуйте будущий кадр.

Съёмка городского пейзажа и архитектуры в режимное время.
Снимать вечерний город лучше всего в режимное время.
Что такое для меня режимное время в городе:
1)период благоприятного времени съёмки, когда начинается закат/рассвет солнца (при ясной погоде с переменной облачностью создаётся наиболее красивый рисунок на небе).
2)период наиболее благоприятного времени съёмки, когда включают городское и уличное освещение, а небо ещё продолжает радовать нас своими красками. Как правило этот отрезок времени очень короток, летом это может быть 10-30мин (в Москве), зимой 5-15мин (в Москве). В других городах может быть гораздо дольше, например, в Петербурге - белые ночи.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Всех желающих, приглашаю в наши совместные с Анатолием Гордиенко фототуры и фотопоездки выходного дня: https://fototour.org/

Если ты любишь снимать и путешествовать по интересным и живописным местам, то тебе с нами! Если ты видишь что-то красивое и первая, почти безусловная реакция - запечатлеть увиденное, то тебе с нами! Если ты ценишь возможность провести время в хорошей компании, вставать в 3 часа утра и ехать навстречу рассвету, чтобы получать удовольствие от этой прекрасной жизни, да плюс ещё и красивые фото, тебе точно с нами! Взяв однажды фотокамеру в руки уже сложно расстаться с этим увлекательном миром фотографии. Миром волшебным, загадочным, ярким и красочным, а порой таинственным и монохромным. Если ты любишь природу, красивые пейзажи России и Европы, то наши фототуры для тебя!
Мы тщательно разрабатываем маршруты, находим лучшие точки съёмки. Мы покажем тебе места, которые просто не смогут оставить тебя равнодушным. На всех наших маршрутах, Вас сопровождает профессиональный фотограф и гид.
Теория в фотографии, конечно же важна, но без практики всякая теория всего лишь набор ничем не подкреплённых знаний. А где лучше всего практиковаться, как не в компании единомышленников? Живое общение, обмен фотографическим опытом, секреты фотосъёмки, добрые советы - всего этого, нам фотографам, порой так не хватает :)
Наши фототуры и фотопутешествия особенные - это не просто туризм. Встаём мы очень рано (или даже не ложимся), солнце никого ждать не станет и начнёт восход по расписанию. Передвигаемся мы порой по глухим местам и нехоженым тропам. Красивый кадр заполучить не так то легко. Это настоящая фото охота, азартный поиск лучших условий для фотографирования и, в результате, неподдельное счастье и восторг.
Присоединяйтесь к нам, к нашей компании фотопутешественников, тем кто спешит жить, спешит увидеть мир во всей его красоте и сохранить его в фотографии.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Полезные ссылки на статьи и видео по композиции и особенностям съёмки:

http://www.photoline.ru/books/diko-osnovikompozicii.pdf - статья "Основы композиции в фотографии". Автор: Л.П. Дыко

http://aermolitsky.livejournal.com/36548.html - статья "Особенности съёмки в режимное время". Автор: Александр Ермолицкий

https://photo-monster.ru/lessons/read/1574.html - статья "Искусство композиции в пейзаже". Автор Lee Frost

http://jankovoy.livejournal.com/32654.html - статья съёмка ночного звёздного неба часть 1. Автор: Антон Янковой

http://jankovoy.livejournal.com/32850.html - статья съёмка ночного звёздного неба часть 2. Автор: Антон Янковой

http://serg-degtyarev.livejournal.com/53847.html - статья "Съёмка пейзажей на длинных выдержках". Автор: Сергей Дегтярёв

http://serg-degtyarev.livejournal.com/115881.html - статья "Съёмка пейзажей с полярным сиянием". Автор: Сергей Дегтярёв

http://serg-degtyarev.livejournal.com/84861.html - статья "Композитное изображение как инструмент художника". Автор: Сергей Дегтярёв

https://www.youtube.com/watch?v=16nHJi-2WkA - видеоролик "Линейная перспектива и деление изображения на планы".

https://www.youtube.com/watch?v=c7csDLNedqM - видеоролик "Понимание композиции".

https://www.youtube.com/watch?v=R0uxbWERIQE - видеоролик "Художественная съёмка пейзажа" Автор: Даниил Коржонов

https://www.youtube.com/watch?v=72MwXf0Xhh4 - видеоролик "Съёмка городского пейзажа в режимное время". Автор: Сергей Лукс

https://www.youtube.com/watch?v=AdYvpDrLs4c - видеоролик "Съёмка городского пейзажа с минимальной обработкой". Автор: Илья Штром

https://www.youtube.com/watch?v=gDiRlsYZjaY - видеоролик "Квадратные пейзажи". Автор: Сергей Дегтярёв

https://www.youtube.com/watch?v=uT9uP4vd73E - видеоролик "Фотосъёмка фейерверков". Автор: Пётр Ушанов

https://www.youtube.com/watch?v=jsZUYgLIeL4 - видеоролик "Фотосъёмка панорам". Автор: EGRA

https://www.youtube.com/watch?v=gR8R9RaRCM4 - видеоролик онлайн мастер-класс "Съёмка города в режимное время". Автор: Сергей Дегтярёв

https://www.youtube.com/watch?v=Bt61doU82nc - видеоролик "Неправильная композиция в пейзаже".

https://www.youtube.com/watch?v=bdPQjKacGsA - видеоролик "Иллюзии фотографа" Александр Медведев.

https://www.youtube.com/watch?v=To42coYajK8 - видеоролик "Этажи изображения" Александр Медведев.

https://www.youtube.com/watch?v=31b41oBZ20g - видеоролик "Ансель Адамс. Пейзаж на грани вымысла".

https://www.youtube.com/watch?v=JE4YujmRFC4 - видеоролик "Как снимать фокус стекинг в пейзаже" Константин Маланин.

https://www.youtube.com/watch?v=HoXvAm1NmdE - видеоролик "Пейзаж на телевик" Влад Соколовский.

https://www.youtube.com/watch?v=8RdkXSvn9e8 - видеоролик "Морской пейзаж" Дмитрий Питенин.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интересные высказывания о фотографии:

"Вы не снимаете фотографию, вы создаёте её." (Ansel Adams)
Re[Денис Сорокин]:
В нашей теме регулярно проходят мини конкурсы, в которых Вы можете принять участие. В настоящее время проходит голосование за конкурс ""Естественная, живая рамка в кадре"" дата съёмки работ с 06.02.17 по 12.02.17"
Проголосовать можно тут:
http://club.foto.ru/forum/531/732788

Победители Домашних заданий и мини конкурсов:


Домашнее задание, даты съёмки с 20.01.2017 по 22.01.2017:

Автор фото: tfefirf



Мини конкурс "Диагонали в кадре", даты съёмки с 23.01.17 по 29.01.17.

Автор фото Yuriy_



Мини конкурс "Главный объект съёмки расположенный по правилам третей", даты съёмки с 30.01.17 по 05.02.17.

Автор фото: Timnet



Мини конкурс "Естественная, живая рамка в кадре", даты съёмки с 06.02.17 по 12.02.17.

Автор фото: RaZOOMNick


Re[Денис Сорокин]:
А чёй-то вы тут постирали свои сообщения, а?
Re[Денис Сорокин]:
Решила, что отсутствие реакции - знак глубокого неодобрения... :D
Re[Терра2]:
от: Терра2
Решила, что отсутствие реакции - знак глубокого неодобрения... :D

Да ну, глупости какие

Но мне кажтся, что должен же быть какой-то критерий личного отбора, а?
Re[Денис Сорокин]:
от:Денис Сорокин
Да ну, глупости какие

Но мне кажтся, что должен же быть какой-то критерий личного отбора, а?
Подробнее

У себя очень трудно сделать отбор, я думаю, самая большая помощь, которую могут оказать в этом форуме будет именно в постановке такого отбора заключаться. Лицом к лицу лица не увидать, а со своей фотографией фотограф совсем лицом к лицу, ближе некуда.
Re[Денис Сорокин]:
от:Денис Сорокин
Да ну, глупости какие

Но мне кажтся, что должен же быть какой-то критерий личного отбора, а?
Подробнее

Да)
Re[Spector]:
от:Spector
У себя очень трудно сделать отбор, я думаю, самая большая помощь, которую могут оказать в этом форуме будет именно в постановке такого отбора заключаться. Лицом к лицу лица не увидать, а со своей фотографией фотограф совсем лицом к лицу, ближе некуда.
Подробнее

Думаю, для начала, нужно разобраться в самом себе, какие цели Вы преследуете делая тот или иной кадр. Что в итоге Вы хотите получить, документальный кадр или художественную картинку. Если это документальный кадр, тогда он должен максимально отображать реальность того времени и момента съёмки в которое он сделан, а также все основные детали присущие местности и объекту. Если Вы запланировали получить кадр представляющий художественную ценность, то для этого можно прибегать к всевозможным ухищрениям, таким как изменение локации путём удаления ненужных объектов/мусора, вплоть до создания коллажа в разумных пределах, конечно.
Если у Вас действительно есть желания научиться создавать не просто снимки, а интересные многоплановые фотографии, тогда первое что я бы рекомендовал - это просмотреть не одну сотню фотографий известных современных фотографов (и сделать для себя собственные выводы, почему построение кадра происходит именно так, а не иначе). Почитать литературу по основам композиции, например, того же Лапина. Ну и посмотреть видеоролики на ту же тему. Как-то так, я думаю.
Re[Денис Сорокин]:
Доброго времени.


ps Исправил размер.
Re[Денис Сорокин]:
от:Денис Сорокин
Думаю, для начала, нужно разобраться в самом себе, какие цели Вы преследуете делая тот или иной кадр. Что в итоге Вы хотите получить, документальный кадр или художественную картинку. Если это документальный кадр, тогда он должен максимально отображать реальность того времени и момента съёмки в которое он сделан, а также все основные детали присущие местности и объекту. Если Вы запланировали получить кадр представляющий художественную ценность, то для этого можно прибегать к всевозможным ухищрениям, таким как изменение локации путём удаления ненужных объектов/мусора, вплоть до создания коллажа в разумных пределах, конечно.
Если у Вас действительно есть желания научиться создавать не просто снимки, а интересные многоплановые фотографии, тогда первое что я бы рекомендовал - это просмотреть не одну сотню фотографий известных современных фотографов (и сделать для себя собственные выводы, почему построение кадра происходит именно так, а не иначе). Почитать литературу по основам композиции, например, того же Лапина. Ну и посмотреть видеоролики на ту же тему. Как-то так, я думаю.
Подробнее

Я не об этом - о том, что запрет, высказанный в исходном послании бессмысленен без четкого критерия - пока он приведет только к тому, что неуверенные в себе уберут свои фотографии (что и произошло).
Re[Vasya1978]:
от: Vasya1978
Доброго времени.


О! Фактически, первая работа в ветке, которая мне безоговорочно нравится ))
Re[Spector]:
от: Spector
Я не об этом - о том, что запрет, высказанный в исходном послании бессмысленен без четкого критерия - пока он приведет только к тому, что неуверенные в себе уберут свои фотографии (что и произошло).

Какие чёткие критерии по Вашему мнению необходимо добавить, чтобы стало понятнее для участников, что не стоит захламлять тему фотографиями "шёл-гулял-увидел-что-то-щёлкнул-посмотрите-что-получилось-сам-не знаю-что-жена-говорит-нравится", а постараться воспользоваться внутренним цензором и показывать (по Вашему мнению) одни из лучших Ваших фото, которые действительно нуждаются в совете и подсказке, что можно было бы сделать, чтобы улучшить данный кадр?
Что например, можно улучшить в этом кадре? http://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=11965150
А может всё-таки постараться пропустить этот кадр через себя и задаться вопросом, а стоит ли вообще что-то с ним делать? Или лучше такие кадры стараться не показываться.
Re[Vasya1978]:
от: Vasya1978
Доброго времени.

И Вам того же, не повезло Вам со временем во время съёмки.
Re[Денис Сорокин]:
Вот еще из старенького.

Re[Денис Сорокин]:
от:Денис Сорокин
Какие чёткие критерии по Вашему мнению необходимо добавить, чтобы стало понятнее для участников, что не стоит захламлять тему фотографиями "шёл-гулял-увидел-что-то-щёлкнул-посмотрите-что-получилось-сам-не знаю-что-жена-говорит-нравится", а постараться воспользоваться внутренним цензором и показывать (по Вашему мнению) одни из лучших Ваших фото, которые действительно нуждаются в совете и подсказке, что можно было бы сделать, чтобы улучшить данный кадр?
Что например, можно улучшить в этом кадре? http://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=11965150
А может всё-таки постараться пропустить этот кадр через себя и задаться вопросом, а стоит ли вообще что-то с ним делать? Или лучше такие кадры стараться не показываться.
Подробнее

Вот тут я с Вам позволю себе снова не согласиться - это со стороны видно, что в представленном кадре ничего улучшить нельзя, автор этого не видит (поскольку, если бы видел не представил бы этот кадр). Многим намного легче сделать хороший кадр, нежели потом выбрать из снятого то, что заслуживает обработки. И что с этим делать, я не вполне понимаю (отсюда и мой вопрос).
Re[Евгений Луцко]:
от:Евгений Луцко
Вот еще из старенького.

Подробнее

Вахш, красиво то как!
Re[Евгений Луцко]:
Красиво! Вот-вот выбегут медвежата откуда то из-за деревьев)))
Re[Евгений Луцко]:
от:Евгений Луцко
Вот еще из старенького.

Подробнее

По композиции нравится, несмотря на то, что много повторяющихся однообразных предметов в кадре, а вот света не хватает очень(
Re[Евгений Луцко]:
от: Евгений Луцко
Вот еще из старенького.


Симпатично, я бы низ подрезал.
Re[Spector]:
от:Spector
Вот тут я с Вам позволю себе снова не согласиться - это со стороны видно, что в представленном кадре ничего улучшить нельзя, автор этого не видит (поскольку, если бы видел не представил бы этот кадр). Многим намного легче сделать хороший кадр, нежели потом выбрать из снятого то, что заслуживает обработки. И что с этим делать, я не вполне понимаю (отсюда и мой вопрос).
Подробнее

Хорошо, для наглядности и чтобы Вам стало понятней, давайте разберём непосредственно Ваш кадр: http://club.foto.ru/forum/view_post.php?p_id=11964921 что Вы хотели показать сняв этот кадр? Почему Вы считаете, что этот кадр удачный и загрузили его в эту тему для обсуждения?
Попробую разобрать его по пунктам:
1) Я не увидел на этом снимке главного объекта, вокруг чего строится композиция (хотя я согласен, что бывают фотографии в пейзаже, состоящие целиком из главного объекта, пример фото выше с лесом)
2) Я не увидел тональной перспективы
3) Я не увидел явной линейной перспективы
Вывод: кадр лично для меня выглядит, как собрание кучи объектов, что приводит к мешанине, всё сливается в этом кадре. Нет чёткого распределения, глазу не за что зацепится и визуально мы ёрзаем по всему кадру, в надежде зацепиться хоть за что-то, а в итоге не за что.
Я понимаю, конечно, что глазами красиво, но далеко не всегда "красиво глазами" получается воплотить в интересную фотографию.
Вот такие мои рассуждения. Надеюсь отнесётесь с пониманием.