16:9 l 4:3 l 10x15

Всего 54 сообщ. | Показаны 1 - 20
16:9 l 4:3 l 10x15
[quot]Основной задачей разработчиков современной аудио- и видеотехники является стремление к достижению максимально возможного качества изображения и звука, приближенного к естественному. Особенно остро этот вопрос стоит для производителей комплектующих "домашних кинотеатров". Именно здесь над созданием кинопространства трудятся всевозможные звуковые процессоры, декодеры, акустические компоненты и, конечно же, устройства отображения, заслуживающие не меньшего внимания. Как и в звуке, в изображении грань восприятия зависит от множества составляющих. Одной из них является соотношение ширины и высоты прямоугольной "картинки", которое называется форматом.

Задолго до появления кино и телевидения Леонардо да Винчи открыл так называемое "золотое сечение". Он доказал, что наиболее гармоничным для человека выглядит прямоугольник с соотношением сторон 13:8 (то есть на 13 единиц ширины должно приходиться 8 единиц высоты). Это фундаментальное открытие, оказавшее большое влияние на развитие живописи, с появлением фотографии (а позднее и кино) дошло до нашего времени. Правда, в кинематографе эта пропорция была скорректирована, и сегодня среднее значение пропорций киноэкрана — 2,35:1. Здесь учтено еще одно правило: чем шире изображение, тем реалистичнее кажется увиденное.

С появлением телевидения подход к формату изображения претерпел значительные изменения. Производство для телевизоров электронно-лучевых трубок с широким горизонтальным сечением долгое время было технологически сложно и слишком дорого, к тому же сама концепция массового вещания опиралась на совершенно иные принципы, отодвигая задачи изобразительности и реалистичности на второй план. Телевидение само по себе будоражило воображение масс, и реалистичность телепрограмм представлялась фактором второстепенным, хотя и само собой разумеющимся. Потому появление и дальнейшее распространение формата изображения 4:3 можно считать закономерным.

Став развлечением номер один, "ящик" много лет олицетворял будущее, где из всех средств досуга сохранится "одно сплошное телевидение". Не стоит забывать, что телевизор был первым "устройством персонального досуга", сочетавшим в себе четкую проекцию реального времени и постановочные элементы развлечений. Новые технологии того времени привнесли основательные изменения в повседневную жизнь. Чтобы насладиться шоу, уже не нужно было покидать свой мягкий диван: достаточно щелкнуть кнопкой. Многообещающая ТВ-индустрия, подпитываемая огромными инвестициями, чуть не погребла под собой кино, только начавшее тогда выходить на новый качественный уровень. Из года в год широкоэкранный прокат терял своего зрителя и был вынужден адаптироваться к новым вкусам и привычкам аудитории.

В 80-х годах XX века развитие VHS и появление первых видеомагнитофонов, способных "засунуть большой мир кино в эту маленькую коробочку", не лучшим образом сказались на посещаемости кинотеатров, однако вплотную приблизили к кино сложившийся стереотип "персонального просмотра". Телевидение приучило потребителя в полной мере получать то, что он хочет, там, где ему это удобно.

Таким образом, история телевизионного формата подошла к своей развязке, оставив в каждом доме, в каждой квартире по телевизору (а то и по несколько) с соотношением сторон экрана 4:3. Почва к появлению домашних кинотеатров была подготовлена, искусство спасено, прежним остался только вопрос о целостности изображения.

Тем временем кинематограф переживал свое новое рождение. Одновременно производители техники искали новый носитель, способный, при невысокой стоимости, хранить информацию, адекватную параметрам изображения и звука в высококлассных кинозалах. На смену VHS пришел формат DVD, открывший дорогу развитию индустрии домашних кинотеатров. Цифровые технологии позволили не только хранить и передавать аудиоинформацию, способную в полной мере реализовать настоящую киноатмосферу на дому, но и повысить качество изображения. Стал возможным домашний просмотр кинокартин в их истинном, широком формате. Благо, теперь есть на чем это делать: потребителю предлагаются широкоформатные телевизоры, проекторы для домашних кинотеатров и даже плазменные панели на любой вкус. Они и различаются между собой по соотношению сторон, а следовательно, и по целостности воспроизведения "широких" форматов.

Их всего два основных: 2,35:1 (21:9) — широкий киноформат, в котором снято большинство художественных фильмов, и 16:9 (1,78:1). Именно с формата 16:9 началась эра полноценных домашних театров, это самый распространенный на сегодняшний день широкий формат, обещающий в ближайшем будущем вытеснить привычный телевизионный 4:3. Реже встречается промежуточный вариант с соотношением сторон 1,85:1.[/quot]

сабж отсюда http://www.mrshop.ru/review/62.html

а теперь вопрос
дак почему же до сих пор мы печатаем фотографии 10 на 15 (соотношение 1,5), и до сих пор не выпускают оборудования под печать 16:9 (соотношение 1,77)?
и матрицы фотиков не делают с соотношением сторон 16:9?
Re[Xuman]:
от:Xuman
а теперь вопрос
дак почему же до сих пор мы печатаем фотографии 10 на 15 (соотношение 1,5), и до сих пор не выпускают оборудования под печать 16:9 (соотношение 1,77)?
и матрицы фотиков не делают с соотношением сторон 16:9?
Подробнее



Неосторожное использование местоимения "мы" может привести к падению в шахту. Я вот 2:3 печатаю очень редко. А то, что соотношение сторон у цифрозеркалок и узкой пленки отстойное - согласен.
Re[Годзи]:
а ведь есть еще отсталые личности которые по серости своей вообще предпочитают квадрат...
к стати было бы интересно посмотреть портрет 16х9 (ни разу такого прогрессива не видел уж простите)
Re[Алексеев Владимир]:
Да и такой портрет можно найти. Только это не портретные пропорции. Крупноплановый портрет в классическом варианте ближе к квадрату.
Re[Годзи]:
напомнило старое
-если насрать на сцене кто нибудь из зала обязательно крикнет - искуство
и еще, спать в гамаке удобно, а вот е......я нет, хотя наверняка кто нибудь это уже делал
Re[Алексеев Владимир]:
от: Алексеев Владимир
к стати было бы интересно посмотреть портрет 16х9 (ни разу такого прогрессива не видел уж простите)


зато как групповые снимки удобно делать... :D
речь идет именно об удобстве восприятия 16 на 9, в отличие от 2:3
Re[Xuman]:
груповуха 16х9 - класс!
Re[Xuman]:
туфта! и про квадрат, и про 16:9!
тип 135 тоже не с кондачка создавался! почему это киношники разбираются в композиции лучше фотографов? вспомните Ренессанс - много там "квадратов" и "16:9"? кино как раз и позаимствовало основы композиции из фотографии!
P.S. лично мне 2:3 - комфортнее всего!
Re[Алексеев Владимир]:
от: Алексеев Владимир
груповуха 16х9 - класс!

всё зависит от того, насколько большая группа - для одной и квадрат пойдёт, а другую только панорамой!
Re[Nanto]:
в любом случае, раз пошла эра HD, а оно как раз работает в 16:9!!!
заодно и фоты бы посмотрели на новых панелях... без черных полос по бокам)))

а может вовсе все началось не с 135 мм, а от размера листа формата бумаги?
Re:
Кстати, да можно по совету Nanto посмотреть на живопись Возрождения и увидеть, какие пропорции полотен чаще всего используются. Сам Nanto хорошим зрением не отличается, но если бы он не был подслеповат, он бы увидел и рассказал нам, что "квадрат" и близкие к квадрату пропорции очень и очень часто использовались художниками. Но придется самим смотреть на портреты Тициана, Гольбейна и Рафаэля. Противно, конечно - выжженные света, проваленные тени, никакого представления о боке, которое запросто мастерски можно заколбасить в шесть секунд, но - что делать? Почему-то эти лохи считаются мастерами.
Re[Xuman]:
от:Xuman
в любом случае, раз пошла эра HD, а оно как раз работает в 16:9!!!
заодно и фоты бы посмотрели на новых панелях... без черных полос по бокам)))

а может вовсе все началось не с 135 мм, а от размера листа формата бумаги?
Подробнее


Не, это невозможно уже потому, что когда начиналась живопись, понятие "лист бумаги" просто не существовало, а был холст и кожа. Так тогда что все шло по-правильному - от композиции и ее законов. А сейчас народ ни секунды не задумывается над кадрированием, полагая, что если такие пропорции кадра сделали, то так и надо.
Re[Xuman]:
от:Xuman


[Статья скипнута]

дак почему же до сих пор мы печатаем фотографии 10 на 15 (соотношение 1,5), и до сих пор не выпускают оборудования под печать 16:9 (соотношение 1,77)?
и матрицы фотиков не делают с соотношением сторон 16:9?
Подробнее

Чего только народ от лени не понапишет... На историю не хватило времени и здравого смысла.

Прежде всего, надо заметить, что формат изображения маркируется неоднозначно. Чаще используется соотношение Y:X, чем X:Y. Совсем часто делят большее на меньшее, но, где там какая координата, обычно ясно из контекста. Мы будем использовать соотношение Y:X.

Формат 2:3 получился довольно механическим деленим полного кадра на полукадры. Достаточно неплохо этот формат вписывался в угол естественного резкого зрения, потому при печати (включая полиграфию) получил приличное распростанение.

С появлением ЭЛТ и распространением массового кинопоказа на первое место вылез формат 3:4 по синхронному действию, по крайней мере, двух причин: 1)на фильме появилась звуковая дорожка, что подрезало кадр изображения, и 2)у ЭЛТ, которые сильно отличались от окружности или, по крайней мере, от вписанного в нее квадрата, трещали углы из-за концентрации напряжений. В результате до сих пор формат 3:4 считается нормальным форматом любых дисплеев и мониторов.

Однако, все же даже формат 2:3 не обеспечивал достаточно комфортного просмотра, поскольку он не захватывал угол естестенного зрения по горизонтали. Поэтому в кинопоказе стали применяться форматы от 1:1.6 до 1:1.85, оптимальным из которых стал формат 9:16. Реализовывалось это либо анаморфотными насадками, а чаще простой кадровой непрозрачной маской, от чего такие форматы получили название "кашетированных". Использование каше на пленке 35 мм приводило к потере значительной полезной площади кадра и вместе с улучшением комфортности восприятия снижало качество изображения.

Отработка технологии получения больших объемов однородных по свойствам пленок 60 мм, развитие науки, техники и технологии в создании широкоугольной осенесиметричной оптики, а также временное (ну как - лет так на 30) увлечение панорамами позволило перейти к широким форматам кинопродукции (от 1:2 и меньше), горизонтальное поле изображения у которых превышало естественный угол резкого зрения. В 60-80 гг. эти форматы были очень популярны, но все же они оказались не слишком комфортными.

Сейчас вроде бы установились следующие точки зрения дл комфортного восприятия:

1.Если картинка преднзначена для рассматривания статичного сюжета - формат у нее должен быть близок к 1:1.5.

2.Если картинка предназначена для показа динамичного действия в кадре - формат у нее должен быть около 1:1.8.

3.Если картинка предназначена для непрерывного наблюдения с возможными малыми изменениями изображения (время существования статичной картинки сильно превышает время сканирования глазами окружающего пространства), формат у нее должен быть слегка меньше квадратного и составлять около 1:1.3.

Многочисленные следы улучшения комфортности восприятия и были раньше, и остались до сих пор. Например, существовали фотобумаги формата 9:14 (имхо, оч замечательный формат, несмотря на маленькую разницу, значительно лучше нынешнего 10:15). В современных играх часть зрительного поля динамичного изображения режется почти статичными информационными полосками или менюшками. В общем, здесь примеров можно найти много.
Re[Годзи]:
не знаю, мне кажется что форма квадрата - сама по себе напрягает мозк :D
Re[Xuman]:
[скипнуто по ошибке канала]
Re[Годзи]:
3:4 - такое мне нравится соотношение, вооот...
Re[Chizjov]:
я бы с удовольствием посмотрел на фотографии напечатанные на формате 9:14 :D
Re[Алексеев Владимир]:
от: Алексеев Владимир
напомнило старое
-если насрать на сцене кто нибудь из зала обязательно крикнет - искуство
и еще, спать в гамаке удобно, а вот е......я нет, хотя наверняка кто нибудь это уже делал

Почитайте Маркеса "Сто лет одиночества" :cannabis: .
Re[zzy]:
от:zzy

Формат 2:3 получился довольно механическим деленим полного кадра на полукадры. Достаточно неплохо этот формат вписывался в угол естественного резкого зрения, потому при печати (включая полиграфию) получил приличное распростанение.
Подробнее



Хм... Как угол резкого зрения может быть связан с пропорциями? Угол резкого зрения 1.5 градуса всего, кстати. Правда, я читал, что 1.5 - особо резкого, а просто резкого - 8, но все равно непонятно - как это может быть связано с пропорциями кадра?
Re[Годзи]:
от:Годзи
Хм... Как угол резкого зрения может быть связан с пропорциями? Угол резкого зрения 1.5 градуса всего, кстати. Правда, я читал, что 1.5 - особо резкого, а просто резкого - 8, но все равно непонятно - как это может быть связано с пропорциями кадра?
Подробнее

Нет, это не угол разрешения, а поле комфортного зрения. Т.е. условно, поле, в котором, если глаза что-то видят не очень существенное, то сканирование желтым пятном не производится. Для бинокулярного зрения это примерно овал 30х50 градусов, слегка оттянутый по центру книзу.