Замер экспозиции

Всего 44 сообщ. | Показаны 1 - 20
Замер экспозиции
Всегда пользовался экспонометром внешним и самого фотоаппарата, но часто слышу о замере экспозиции по человеческой ладони и по серой карте.

Кто сможет описать как производить замер по ладони и серой карте используя встроенные экспонометр фотоаппарата.
Re[markion]:
Если вы пользовались внешним экспонометром, то должны знать о замере по яркости и об отклонениях реальных сюжетов от 18% (13%) серого . Вот собственно делается то же самое, но берется серая карта - калиброванный по отражению 18% объект , помещается на место сюжета или в той же освещенности и ориентации на главный источник света и меряется без молочной насадки, надо чтоб кроме нее ничего не было в зоне замера точечного или ц-в).

Серые карты бывают разные по серости, калибровки экспонометров тоже разные (на 13% или 18%), может потребоваться поправка. Незагорелая рука вроде светлее в 2 раза чем средне-серый 18%.

А вообще, это все суета, если снимать на цифру в RAW, ну и/или пользоваться гистограммой.

Я пользовался серой картой при репродукционной съемке на слайд, а сейчас в основном для ручного ББ.
Re[markion]:
Честно говоря, особой разницы, по сравнению с использованием внешнего экспонометра, я не вижу. Единственное, что надо сделать это правильно установить режим экспозиции, в данном случае подойдет любой, кроме точечного, поднести ладонь к объективу так, чтобы она заняла все пространство кадра (естественно пытаться сфокусироваться на ладонь не надо :) ) и нажать кнопку фиксации экспозиции. Далее, не отпуская кнопку фиксации, направить объектив на выбранный объект съемки, произвести фокусировку и нажать кнопку спуска затвора. Если в Вашей камере фиксация экспозиции не сбрасывается автоматически, как на Canon через несколько секунд, то удерживать кнопку фиксации не надо. Вот собственно и всё, а оставшиеся нюансы уточните в результате практических экспериментов.
Re[А.В.Дьяков]:
от:А.В.Дьяков
Честно говоря, особой разницы, по сравнению с использованием внешнего экспонометра, я не вижу. Единственное, что надо сделать это правильно установить режим экспозиции, в данном случае подойдет любой, кроме точечного, поднести ладонь к объективу так, чтобы она заняла все пространство кадра (естественно пытаться сфокусироваться на ладонь не надо :) ) и нажать кнопку фиксации экспозиции. Далее, не отпуская кнопку фиксации, направить объектив на выбранный объект съемки, произвести фокусировку и нажать кнопку спуска затвора. Если в Вашей камере фиксация экспозиции не сбрасывается автоматически, как на Canon через несколько секунд, то удерживать кнопку фиксации не надо. Вот собственно и всё, а оставшиеся нюансы уточните в результате практических экспериментов.
Подробнее




Странно, а почему в инструкции к моему Nikon D3 описанный Вами способ относится лишь к настройки ББ?
Re[markion]:
от: markion
Странно, а почему в инструкции к моему Nikon D3 описанный Вами способ относится лишь к настройки ББ?

В головах разработчиков инструкции я не копался, но, видимо, потому, что замер по серой карте не является штатным (серая карта ведь не входит в комплект аппарата).
Re[markion]:
от: markion
Странно, а почему в инструкции к моему Nikon D3 описанный Вами способ относится лишь к настройки ББ?
Вы доверчиво повелись на отдельные слова в посте и в инструкции и потому подумали, что это описывается одно и то же. Серую карту можно применять и для замера экспозиции, и для коррекции ББ. То, что вы нашли в инструкции, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАМЕРУ ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ИМЕЕТ, а лишь к точности цветопередачи.
В инструкции в главе замера экспозиции этого и быть не должно - разработчики исходят из предположения, что имеющихся в камере средств достаточно что-бы обеспечить надлежащую точность замера экспозиции, не прибегая к экзотическим способам, которые (если кому нужно) реализуются внешними флешметрами и экспонометрами, которые покупаются отдельно. А всяких "факультативных" и "самопальных" приемов мировая фотографическая практика навыдумала столько, что всего в инструкции не впишешь. Вас же не удивляет, что в инструкциях не упоминаются приемы съемки со штативом или со вспышкой в потолок. ;)
Re[цукен]:
от: цукен
Вас же не удивляет, что в инструкциях не упоминаются приемы съемки со штативом или со вспышкой в потолок. ;)

В инструкции к вспышке как раз описываются приемы съемки с отражением от потолка ;)
Re[Mace Windu]:
от: Mace Windu
В инструкции к вспышке как раз описываются приемы съемки с отражением от потолка ;)
...а в инструкции к аквалангу - приемы декомпресии. Но речь-то про инструкцию к камере и про замер экспозиции.
Re[цукен]:
от:цукен
Вы доверчиво повелись на отдельные слова в посте и в инструкции и потому подумали, что это описывается одно и то же. Серую карту можно применять и для замера экспозиции, и для коррекции ББ. То, что вы нашли в инструкции, НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАМЕРУ ЭКСПОЗИЦИИ НЕ ИМЕЕТ, а лишь к точности цветопередачи.
В инструкции в главе замера экспозиции этого и быть не должно - разработчики исходят из предположения, что имеющихся в камере средств достаточно что-бы обеспечить надлежащую точность замера экспозиции, не прибегая к экзотическим способам, которые (если кому нужно) реализуются внешними флешметрами и экспонометрами, которые покупаются отдельно. А всяких "факультативных" и "самопальных" приемов мировая фотографическая практика навыдумала столько, что всего в инструкции не впишешь. Вас же не удивляет, что в инструкциях не упоминаются приемы съемки со штативом или со вспышкой в потолок. ;)
Подробнее



спасибо, теперь путаница вышла из головы
Сама коррекция ББ вообще не интересует, во-первых автомат отлично справляется, во-вторых всегда снимаю в RAW.

Все-таки хочется понять как производить замер экспозиции по ладони и по серой карте фотоаппаратом?
Какой тип замера на фотоаппарате включать? Как близко расположить ладонь и серую карту? Весь ли видоискатель должна покрывать ладонь и серая карта?
Одним словом хотелось бы узнать поподробнее и с советами, секретами.
Re[markion]:
Какой тип замера на фотоаппарате включать?

Любой, но карту нужно раполагать соответствующим образом.
Как близко расположить ладонь и серую карту?

В зависимости от метода замера и фокусного расстояния объектива.
Весь ли видоискатель должна покрывать ладонь и серая карта?

В зависимости от метода замера.

Методы замера и использующеяся площадь кадра для каждого метода описаны в инструкции к вашей камере.

Ну или как вариант - если карта покрывает всю площадь кадра, то не важно какой метод замера выбран.

Да, еще:
При таком замере, объектив аппарата должен быть направлен в сторону объекта съемки, а карта или ладонь должны быть расположены под небольшим углом в сторону основного источника освещения.
Re[markion]:
от:markion
...
Все-таки хочется понять как производить замер экспозиции по ладони и по серой карте фотоаппаратом?
Какой тип замера на фотоаппарате включать? Как близко расположить ладонь и серую карту? Весь ли видоискатель должна покрывать ладонь и серая карта?
Одним словом хотелось бы узнать поподробнее и с советами, секретами.
Подробнее


Чаще всего такой способ применяется при ручном режиме. Если использоват автоматические режимы ( програмный, приоритеты диафрагмы или выдержки) то придется использовать кнопку запирания экспозиции AE-Lock, а это не всегда удобно.
Итак, устанавливаете ручной режим. Смотрите на руку или серую карту через видоискатель и устанавливаете ту экспозицию, которую вам подскажет камера (загоняете значок коррекции в ноль). От ого, какой тип замера у вас включен зависит какую площадь в кадре должна занимать карта. Если включен матричный или замер по всему полю, то - весь кадр. Если точечный, нужно следить чтобы карта перекрывала "площадь точки". Если центро-взвешенный, то карта должна занимать большую полощадь кадра. Лучше всего использовать точечный замер. Следите, чтобы карта не бликовала в кадре , это внесет погрешность.
Re[Ondatr]:
от:Ondatr
Чаще всего такой способ применяется при ручном режиме. Если использоват автоматические режимы ( програмный, приоритеты диафрагмы или выдержки) то придется использовать кнопку запирания экспозиции AE-Lock, а это не всегда удобно.
Итак, устанавливаете ручной режим. Смотрите на руку или серую карту через видоискатель и устанавливаете ту экспозицию, которую вам подскажет камера (загоняете значок коррекции в ноль). От ого, какой тип замера у вас включен зависит какую площадь в кадре должна занимать карта. Если включен матричный или замер по всему полю, то - весь кадр. Если точечный, нужно следить чтобы карта перекрывала "площадь точки". Если центро-взвешенный, то карта должна занимать большую полощадь кадра. Лучше всего использовать точечный замер. Следите, чтобы карта не бликовала в кадре , это внесет погрешность.
Подробнее



Только что попробовал так сделать,
Матричный замер с приоритетом Диафрагмы (А) при F: 3,2 дал выдержку 125 (не использовал замер по ладони)

Произвел замер по указанной Вами схеме, не меняя Диафрагму: F: 3,2 выдержка 60

В итоге первый способ оказался лучше, на нем нет пересвета. Снимал в близи окна с жалюзи.
А второй способ, по ладони дал пересвет этого окна….

Где ошибка?

Или в фотографируя сюжеты с большим диапазоном нужно производить замер в тени, потом на свету и выставлять среднее значение?


Прочитал знаменитую Зонная теорию Ансела Адамса
http://www.photoline.ru/texp2.htm
НО где в этой теории серая карта? и как серая карта может помочь при фотографировании дерева на белом снеге?

Или как серая карта помогает в экспокоррекции?
Re[markion]:
http://fotoknigi.org/kodak-gray-card/
Это инструкция для использования серой карты. Там говориться и про то, когда и в какую сторону поворачивать карту...
А в теории Адамса серая карта может использоваться как точка отсчёта для соответствующей зоны. Прочтите оригинал, он есть в сети, все три книги.
Re[markion]:
хотите не пересвеченное окно - замеряйтесь по окну! Вы же определили экспозицию по 18%-серой карте и сетуете на пересвет окна!.. солнце кстати тоже в пересвет попадёт!
зато на "снимке с пересвеченным окном" среднесерый будет адекватно передан (нормально проэкспонирован)
выбирайте сами - что для Вас важнее!..
и серую карту надо не просто пихать в кадр, а ставить на место главного сюжетного объекта (то есть того, который хотите нормально проэкспонировать, ибо обычно приходится идти на компромисс, как в Вашем случае с пересвеченным окном!), т.к. разброс освещённости по полю кадра зачастую бывает слишком большой!
На самом деле, вся экспонометрия - это сущая ерунда, и разобраться в ней пара пустяков!
Re[markion]:
от: markion
спасибо, теперь путаница вышла из головы
Сама коррекция ББ вообще не интересует, во-первых автомат отлично справляется, во-вторых всегда снимаю в RAW.
Вы как-то однобоко пользуетесь преимуществами RAW и сами себе выдумываете проблемы. Если ББ правите в конверторе (кстати, попробуйте снять зеленую аллею на весь кадр и с асфальтовой дорожкой, а потом полюбуйтесь, на сколько "отлично справляется" ваш автомат ББ ;) ), то что вам мешает так же править и экспозицию в конверторе. Достаточно лишь при съемке не ошибиться с выбором метода замера и автомат замера так же таст вам экспозицию вполне в переделах ее коррекции в конверторе. Кстати, главное назначение и польза от RAW в зеркалках именно в этом, в этом его спасительное назначение в отличие от мыльниц, в которых ошибиться в точности установки экспозиции даже вручную, без замера и мороки с RAW - надо очень и очень постараться. Но этого вам лучше не знать, иначе найдете, за что можно уважать мыльницы и завидовать мыльничникам, что может плохо повлиять на вашу психику и подпортить реноме в глазах единомышленников-зеркальщиков. ;)
Re[markion]:
от:markion
Только что попробовал так сделать,
Матричный замер с приоритетом Диафрагмы (А) при F: 3,2 дал выдержку 125 (не использовал замер по ладони)

Произвел замер по указанной Вами схеме, не меняя Диафрагму: F: 3,2 выдержка 60

В итоге первый способ оказался лучше, на нем нет пересвета. Снимал в близи окна с жалюзи.
А второй способ, по ладони дал пересвет этого окна….

Где ошибка?

....

Подробнее


Тут нет "ошибки". Есть разница в методах и целях замера камерой и при использовании точечного замера или замера с серой картой. Если сильно упрощать, то цель матричного замера любой камеры - сделать кадр "без пересветов и провалов в тенях". С этой задачей камера справилась.
Цель замера "точкой" или по серой карте - положить в нужную зону объект правильной (тарированной) плотности.
Вы немного непонятно написали про "пересветы". Не ясно что именно Вы снимали и хотели показать. Если Вы снимали портреты. то Вы увидите, что при матричном замере "без пересветов" лицо человека будет темнее, чем при замере по серой карте. Вполн вероятно, что это не будет вызывать дискомфорта при просмотре фотографии. Но иногда очень важно передать не комфортное, а именно реальное соотношение яркостей. Для этого и служат замеры по карте, по падающему свету.


от: markion

...

Или в фотографируя сюжеты с большим диапазоном нужно производить замер в тени, потом на свету и выставлять среднее значение?

....



Можно делать и так. В большинстве случаев этого достаточно. Собственно, вы описали суть матричного замера. Камера разбивает кадр на множество зон (см описание камеры :) ). А затем делает примерно то, о чем Вы написали, только с учетом некоторых факторов: по соотношению яркостей этих зон, дистанции фокусировки, фокусного расстояния, ориентации камеры и тп камера пытается понять, что именно Вы снимаете - портрет на фон окна или или дерево на фоне заката и что Вам важнее - проработка лица или заднего плана.
Когда Вы понимаете, что с камерой Вы по-разному оцениваете необходимую плотность картинки, вы начинаете применять точечные замеры или экспокоррекции.

от:markion
...

Прочитал знаменитую Зонная теорию Ансела Адамса
http://www.photoline.ru/texp2.htm
НО где в этой теории серая карта? и как серая карта может помочь при фотографировании дерева на белом снеге?

Или как серая карта помогает в экспокоррекции?
Подробнее


Серая карта позволяет Вам точно показать экспонометру 5-ю зону. Если Вы способны ее определить на пейзаже (это не сложно при некотрой практике). то серая карта Вам не понадобится.
А пока практика еще не наработана, серая карта и точечный замер позволяет выявить насколько кора дуба темнее серой карты, насколько кора березы светлее этой карты, как отличается от серой карты сухой и мокрый асфальт, глубокая и не очень глубокая тень. Все это позволяет впоследствии уже на картинке выявить эти точки без применения карты и внести нужные коррекции к показаниям точечного экспонометра.

Re[markion]:
от: markion
НО где в этой теории серая карта? и как серая карта может помочь при фотографировании дерева на белом снеге?
Или как серая карта помогает в экспокоррекции?


Про замеры (ц-в и точка) я вам выше писал. Серая карта - это одна из зон в системе Адамса, но про нее вы ТОЧНО знаете какая это зона, т.к. это кусок СЕРОГО калиброванного картона. Вам не надо думать что это за зона. то ли света с деталями, то ли светло-серый и т.д.

при совпадении настроек экспонометра и "серости" серой карты никаких поправок не нужно (рассогласование между ними м.б. в р-не 2-ки), кроме случаев когда вам придется потерять крайние света или тени из-за слишком большого светового диапазона кадра. Съемка против окна/света относится к таким случаям и диапазон не лезет даже в Fuji S5Pro. Можно подсвечивать вспышкой при съемке против света.

А вообще, для Д3 + RAW вам не нужна ни серая карта ни ладонь в обычных условиях, спросите себя зачем вам это надо. :? Достаточно гистограммы и индикации пересветов.
Re[markion]:
ссылки по теме, хотя немного устаревшие, но принципы те же.
http://eos.nmi.ru/articles/SureShots/
http://eos.nmi.ru/articles/ZoneSystem/
Re[Mike_P]:
добавлю, под настройками экспонометра подразумеывается заводская настройка его экспонометрической постоянной.
У меня Свердловск-4, слайды, серая карта и Никоны совпадали друг с другом. А вот у одной моей пленочной зеркалки Яшика экспонометр давал сдвига на 2/3-1 ступень, т.е. был настроен по-другому.

Сейчас еще некоторые камеры настраивают не на 18% серого, а на 13%.
Re[]:
от: Nanto
На самом деле, вся экспонометрия - это сущая ерунда, и разобраться в ней пара пустяков!
На самом деле, вся эта "ПРАВИЛЬНАЯ" экспонометрия - глупость великая есть и стремилься к её идеалу - глупость в кубе. Экспозиция должна быть не правильная, а та, что требуется для реализации свето-теневого замысла. Понятий правильной или грамотной, оптимальной или идеальной экспозиции не существует, существует только такая, какая требуется фотографу, чтобы картинка выглядела так, как ему желается. А уж маниакальное избегание завалов и пересветов, преклонения перед "правильной гистограммой" и вовсе - бред средне-серой кобылы. ;)
Когда снимаю для себя в режиме "вольной творческой импровизации", каким замером снимать - не придаю ни малейшего значения, снимаю в А или М, осмысленно устанавливаю диафрагму, выдержку - по живой картинке электронного видоискателя, вертя колесо выдержки/экспокоррекции и плюя на гистограммы/пересветы и RAWы. Накрутил - душе радостно, глазу приятно - сделал спуск. С единственной попытки, со 100% гарантией и даже без постпросмотра. И вся наука, все эти зонные теории и точные методы замеров - средневековые анахронизмы, пережитки и атавизмы для технофетишистов. ;) На дворе 21 век! Впрочем, с недозеркалками особого и выбора-то нет - приходится изгаляться и прибегать к подобным изыскам хошь-нехошь...