127 формат (4х4 см) - СФ в кармане. Обзоры, обсуждение, примеры фото.

Всего 346 сообщ. | Показаны 1 - 20
127 формат (4х4 см) - СФ в кармане. Обзоры, обсуждение, примеры фото.
Практически у всех систем и форматов на этом форуме есть свой собственный топик. Только такому редкому зверьку, как 127 формат, не везет. Никто не хочет его обсуждать и делиться примерами фотографий. :) После того, как в моей коллекции появилось несколько камер этого формата (и еще несколько едет в данный момент), я решил начать собирать всю информацию по ним в одном месте. Может кому пригодится.
В последнее время наступило оживление в этой ветке http://club.foto.ru/forum/20/424097 . Но у нее тематика довольно узкая. Приятно, что есть еще люди, снимающие этим форматом.

127 формат – это пленка шириной 46 мм, на которую вмещается 12 квадратных кадров 4х4 см. Бывают камеры, дающие кадры 3х4 и 6х4. Устройство пленки ничем не отличается от 120 – пленка без перфорации, но с ракордом. У катушки есть прорезь на выступающей оси с одной стороны. Катушки бывают старые металлические и современные пластмассовые с латунной осью с одной стороны. Металлические дюже надежнее и рекомендуются в качестве приемных на Роллейфлексах. Из пластика иногда латунная вставка выворачивается.
Формат очень старый – скоро 100 лет. Впервые был запущен Kodak для их Kodak Vest Pocket в 1912 году. До войны было выпущено много камер в этом формате. Расцвет пришелся на 50-60-е годы, когда были выпущены лучшие камеры этого формата. Именно тогда формат получил название «суперслайд» из-за того, что кадр можно было вставить в стандартную рамку 5х5 см и демонстрировать на обычном проекторе при лучшем качестве. Площадь кадра-то в два раза больше, чем у 35мм пленки, при том, что сами камеры подчас компактнее. Именно этим меня и подкупил этот формат – этакий «СФ в кармане». А если учесть, что я большой поклонник двуглазых Rollei, то совсем хорошо.
Потом мир изменился и все заполонила 35 мм пленка. О суперслайдах незаслуженно забыли. В 90-е годы Kodak и другие крупные производители прекратили выпуск 127 пленки и единственным вариантом была Efke R100, выпускаемая в Хорватии. В последнее время интерес к этому формату начинает расти. Косвенные свидетельства этому – увеличение стоимости камер 4х4 на Ebay и возобновление выпуска пленки. В этом году Rollei Films начал производство ч/б пленки, а к концу года обещает слайд.
На одном из сайтов нашел забавный список «за» и «против» Ролляя 4х4. Пока привожу без перевода и комментариев.

PROS
1. The lens is a sharp Schneider 60mm f/3.5. Negatives are easy to print.
2. It’s great in the studio as it will sync flash at 1/500 second with it’s Compur leaf shutter.
3. It’s a square format camera. No need to ever turn the camera to get a vertical shot.
4. Super Slides. 4x4 mounted slides will fit in a standard 35mm slide projector and they look great when projected (Well since 127 E6 film is no longer made, this may not apply anymore!)
5. No viewfinder black out. You see exactly what was taken.
6. Lightweight. It’s a lot smaller than a 6x6 TLR. Easy to carry backpacking.
7. Doesn’t need batteries. Will never run out of power!

CONTRAS
1. 127 film is very hard to find
2. No internal light meter
3. No auto focus or auto exposure (you have to think about what you are doing!).
4. Square negatives have to be cropped if you want a rectangular print.
5. 127 film is hard to find
6. 4x4 accessories are hard to find.
7. Viewfinder is dim.
8. No digital back. Scanning 127 negatives (46mm) is hard to do.
9. 127 film is hard to find. Not many varieties available. Did I mention this before?

Камеры

Камер 127 формата выпущено довольно много. Самый полный список можно найти на сайте английского клуба 127-водов http://www.onetwoseven.org.uk/ . Там же есть несколько статей, небольшая галерея и форум.
Хороший исторический обзор с упоминанием самых известных камер, множеством фотографий и размышлениями о судьбе формата http://www.photographyhistory.com/cc6.html . В этой статье 127 формат назвали «принцем среднего формата».
Я здесь очень кратко скажу о самых известных и достойных камерах в этом формате. Потом, при наличии большего времени, сделаю более полные обзоры с примерами фото.
И естественно, начну с прародителя.

Kodak Vest Pocket
Выпускалась с 1912 года с мениском, кодаковским анастигматом и специальные модели с цейсовским объективом.


Прекрасный обзор на русском с описанием, фото камеры и примерами вот здесь http://amirko.livejournal.com/316972.html
Обратите внимание на резкость и контрастность мениска на «мыльнице» столетней давности.
Вот более современная модель. Правда на ней пропали выдержки 1/25 и 1/50 и осталась только 1 секунда и ручная. Непонятно. http://amirko.livejournal.com/76324.html

Существует также большое количество любительских ретро-камер, вроде Brownie. Я не буду о них говорить. Упомяну лишь «цвет» 127 формата, с помощью которого можно получить достойные снимки, сравнимые с СФ. Практически все – TLR.

Rolleiflex 4x4
Наверное, технически самая совершенная и надежная камера из всего 127 формата (я имею в виду послевоенную модель). По сути – уменьшенный Rolleicord. Выпускались с 1931 по 1968 год трех основных видов. Довоенные с Тессаром 3,5 и 2,8, послевоенные с Ксенаром 3,5. Самые распространенные как раз послевоенные. Выпускались в основном серого цвета. Их было выпущено 62000 штук. Самые последние – черные. Их сделали всего 5000, поэтому цена на них значительно выше (доходит до 800$).


Объективы: Schneider Xenar 3,5/60мм Bay1
Heidosmat 2,8/60mm, Bay1
Затвор: Synchro Compur MXV, 1 - 1/500 sec., B, X-sync., автоспуск.
Размеры: 12.3x8.9x8.1см.
Вес: 700 г
Матовое стекло без наворотов, но очень тонкого матирования, наводится легко, особенно с лупой. Полностью автоматический счетчик кадров.
К камере подходят все фильтры на внутренний байонет BayI, но на наружный можно нацепить только специальную бленду для этого фотоаппарата. Она имеет вырез в верхней части.

Primo Jr или Sawyer's Mark IV (1958-60)
Мне кажется, когда японцы делали эту камеру, они поставили перед собой цель скопировать не Rolleicord, а Rolleiflex. Отсюда – «мясорубочная» ручка перемотки кадра и объектив f/2,8. Модель сравнима по качеству сборки и отделки с Ролляем, а в чем-то превосходит его. Главное – это резкий и светосильный объектив Topcor 60 f/2,8 (тессароподобный) и более яркий видоискатель. Выпускалась в Японии под собственной маркой Primo и для Америки как Sawyers Mark IV. Затвор Seikosha-MXL или Seikosha-SLV (B, 1–500), диафрагма 2.8-22. Первый кадр задается по красному окошку.


Существует редкая модель со встроенным экспонометром



Yashika 44

Также существует две модели. Попроще с триплетом Yashikor 60mm f/3.5.


Вот ее обзор с примерами фото http://amirko.livejournal.com/316658.html.
И более продвинутая Yashika 44LM – с тессарообразным 60mm f/3.5 Yashinon и экспонометром.


На обеих стоит затвор Copal SV 1-1/500. У меня есть LM. После Ролляя выглядит сильно попроще – винил вместо кожи, тонкие алюминиевые наклейки с печатью вместо гравированных шкал.

Minolta Miniflex


Известна, в основном, своей редкостью и ценой, зашкаливающей за 1000$.

Ricohmatic


Единственная автоматическая камера 127 формата. Довольно страшная, на мой взгляд. :D

Из SLR известны только мифическая Exacta VP и более распространенная Kowa Komaflex-S с несменным объективом 65 f/2,8.



Пленка – где купить и как проявить

Пленка – основной камень преткновения в 127 формате. Во-первых, выбор готовых невелик. Мне известны:

Черно-белая
Efke R100 http://www.fotokemika.hr/details/35/0/black-white-films/120-127
Инфракрасная Efke IR820 http://www.fotokemika.hr/details/46/0/black-white-films/120-127
Rollei retro 80s http://macodirect.de/rollei-retro-p-1632.html

C-41
Bluefire Murano 160 http://www.frugalphotographer.com/cat127.htm
MACO UCN 200 http://macodirect.de/maco-ucn-200-127-c-416_427_119_307.html
Rollei Crossbird 127 http://macodirect.de/rollei-crossbird-p-1784.html?language=en (шибко креативная пленка с нереальными цветами)

E-6
Ждем Rollei DIGIBASE® CR 200
Некоторые интернет-магазины режут и мотают различные виды 120 пленки. Поэтому даже сейчас можно купить что-то. Например, http://www.bhphotovideo.com/c/product/581113-USA/Fujifilm__RVP_127_Fujichrome_Velvia.html

Во-вторых, где ее взять.
Можно получить тремя путями.
1. Неожиданный для всех, в том числе и для меня. В Москве – самый простой способ - заказать в Фотофрейме, которые являются дилерами Efke в России. Заказать можно , написав или позвонив Киселевой Ирине Борисовне. Все реквизиты на их сайте (который фотосейл) в разделе "Доставка" . Заказ от 10 штук, цена 4,24 евро.

2. Сложно и надежно. Интернет-магазины за рубежом.
Я заказывал здесь http://www.fotoimpex.de/shop/filme/mittelformatfilme-127/ по 3,41 евро за штуку. Отправили по почте, все пришло. Также можно использовать:
http://www.macodirect.de
http://www.bhphotovideo.com
http://www.digitaltruth.com
http://www.freestylephoto.biz

3. Самый дешевый и геморройный метод - порезать и намотать самому.
Есть описания различных устройств на основе старых камер, например http://vincechanblog.ca/slitters/slitters.html или http://album.foto.ru:8080/photos/or/271091/780675.jpg . Также это обсуждалось здесь http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?topic_id=424097&topic_id=424097&mode=l&page=2#listStart . В этом топике, кстати, Олег_Л рассказывает о том, как он вставляет 135 пленку в 127 камеры.

Проявка
Многие бачки Paterson и Jobo имеют положения для проявки 127 пленки.
Таблица проявки Efke R100 http://twisted.org.uk/~moondog/127/articles/devtimes/
В Москве вроде бы берутся это сделать http://classiclab.ru/ и http://www.orwo.zagruz.info/film-dev.html . Также служба техподдержки Фотопроекта подтвердила, что они могут без проблем проявлять 127 формат.

Пока для меня остался нерешенным вопрос сканирования и печати в лабах.

Рамки для суперслайдов
http://www.gepe.com/website/index.asp?pageID=239&showProdID=77 и http://www.frugalphotographer.com/cat127.htm .

Пожалуйста, пишите все, кому интересно, отмечайтесь те, у кого есть такие камеры и опыт работы с ними. Дополняйте любой информацией. Давайте не дадим загнуться этому замечательному формату.
Re[Maxx2]:
Прекрасный пост!!! :) Надеюсь, обладатели камер 4х4 сейчас подтянутся! :D
Re[Юрий Трубников]:
эх, я бы не отказался от такой минидвуглазки, жаль все это редко, да и опять же, пленка.
Re[Maxx2]:
---
Re[Maxx2]:
Большое спасибо! Интересно и информативно написано, полноценная статья получилась!
Re[Maxx2]:
А вот примеры, как снимают эти малыши и малышки. Нарыл в сети. Камеры разные, формат один - 4х4:
Rolleiflex 4x4 Gray Baby Rolleiflex
http://www.pbase.com/brucemontana/black_and_white_with_the_baby_rollei_4x4__1957

Rolleiflex 4x4 Baby Rolleiflex - довоенный
http://www.pbase.com/brucemontana/black_and_white_with_the_1934_baby_rollei_4x4

1958 Primo Jr. 4x4
http://www.pbase.com/brucemontana/black_and_white_with_the_1958_primo_jr_4x4

Kowa Prominar 1:2,8 65mm
http://www.pbase.com/brucemontana/black_and_white_with_the_1960_komaflexs_4x4

Yashica 44LM
http://www.pbase.com/brucemontana/black_and_white_with_the_1960_yashica_44lm
Re[Maxx2]:
Немного ссылок еще:
группа Rolleiflex 4x4 на Flickr: http://www.flickr.com/groups/323288@N25/
и 127-я группа: http://www.flickr.com/groups/127/
вопросы по 127 пленке: http://www.rolleiclub.com/forum/viewtopic.php?t=298

Очень понравилась цитата одного владельца с форума Rolleiclub: The optical quality of the Baby is very close to the one of the planar of my Hasselbald in sharpness and color rendering, very amazing. Вот так. ;)

Приехал Mark IV вчера. Сегодня займусь им - почищу, поверчу. Бленда от Rolleiflex 4x4 подходит к нему без проблем.
Отснял две пленки Ролляем - надо нести в проявку. Потом покажу результат (если не стыдно будет). Всерьез задумываюсь о том, чтобы вспомнить детские навыки проявки пленки + купить сканнер.
Пока не понимаю, из чего бы смастерить рамки для сканирования 127 пленки.
Re[Maxx2]:
Я использую рамку для 120 пленки. Вкладываю по краям полоски картона для лучшего прижатия.
Опасные пластиковые шпули Re[Maxx2]:
Носятся слухи о том, что есть какие-то новые пластиковые катушки, которые, то ли болтаются, то ли еще как-то ведут себя некорректно в гнезде Roleiflex baby...

Вот откуда ноги растут:
форум на роллейклабе (http://www.rolleiclub.com/forum/viewtopic.php?t=328)

There is a big concern with 127 film.
I experienced twice the following problem.

The new plastic spool have a smal piece of brass this small piece of brass is use to move the spoll when used as taking spool.

This parts get loose fron the plastic axe of the spool, I experienced this probleme on a spool coming from maco and on a other one coming from "film for classics" Ecktachrome 100G respooled.

So there is big risk on using these kind of spool as taking spool.
The plastic spool should not be used as taking spool only use the original metalic spool.

Be very carrefull
Do find some spares metalic spools before engaging a film in your camera.


Как я для себя понял, речь идет о пластиковых шпулях от Maco и от какой-то конторы, которая занимается намоткой формата 127 по заказу. Проблема может возникнуть в случае дальнейшего использования такой шпули уже в качестве приемной катушки. Рекомендуют пользоваться приемной катушкой из металла...
Re[Maxx2]:
Ребят, извините за флуд, но есть вопрос: зачем вам все это нужно?

Снимки с них никак не впечатлили, гиммор с пленкой, проявкой, печатью, сканированием...
А хочется камранный СФ - купите себе любитель. Он замечательно умещается в кармане куртки.
Re[citx]:
от: citx
эх, я бы не отказался от такой минидвуглазки, жаль все это редко, да и опять же, пленка.


Так купите цифровую двуглазку у РОЛИКА.
Re[psi_e30]:
Ну, меня, например, привлекает на первом месте способ прицеливания - через шахтный видоискатель, потом квадратный образ мира и, наконец, отсутствие хлопающего зеркала.

Для беглых портретов с близкой-средней дистанции, кажется, будет идеальный инструмент. Я не знаю ничего, чтобы было близко к этим моделям. Ближайшая альтернатива - цифровая камера с поворотным экраном. Но не квадрат, но шумная матрица, но не та глубина резкости... Любитель? - отснял одну пленку, эргономика ужасная, скворечник и тот приятнее в руках держать :P
Re[psi_e30]:
от: psi_e30

А хочется камранный СФ - купите себе любитель. Он замечательно умещается в кармане куртки.

Подержите в руках Minolta Autocord, он явно самый маленький из камерр 6х6, а уж качество камеры и оптики!...:D
Re[psi_e30]:
от:psi_e30
Ребят, извините за флуд, но есть вопрос: зачем вам все это нужно?

Снимки с них никак не впечатлили, гиммор с пленкой, проявкой, печатью, сканированием...
А хочется камранный СФ - купите себе любитель. Он замечательно умещается в кармане куртки.
Подробнее


Судя по полному отсутствию смайликов, Вы это всерьез. Мне кажется вообще странным писать про "гиммор" (кстати, слово любопытное, что значит - не знаю, но догадываюсь :) ) в этой ветке форума. А Вас не удивляют люди, которые снимают на БФ. Неужели качество снимков НАСТОЛЬКО лучше, что это оправдывает все объективные трудности? Сомневаюсь. Просто люди получают от этого кайф.
Я тоже получаю кайф от возни с винтажными камерами. Весь "гиммор", слава богу, разрешим. С пленкой для меня вообще нет проблем - в холодильнике ее куча лежит. Проявят, напечатают за деньги - могу себе это позволить. Захочется - попробую проявить сам.
Насчет качества - а что значит не впечатлили? Нет бокеха и разительной разницы в резкости переднего плана и фона (у меня создалось впечатление, что это параметры №1 для оценки фото)? Мне не свадьбу им снимать, для другого очень неплохо, согласен с а165. Для классического СФ-качества есть Хассель, Мамия, большой Ролик наконец. Даже цифрозеркало и цифромыло есть.
Вообщем, считайте это баловством. В Британии есть общество любителей паровых лодок. Тоже много непонятного с ними. Один "гиммор". Повесили бы Меркьюри да гоняли, а то пар, дым, медь полированная, красное дерево, манометры разные, чух-чух-чух. Чувствуете? ;)


То Юрий Трубников:

Интересная информация про Минольту. Надо бы в руках подержать, ибо по фотографии кажется, что должен быть размером с обычный Ролик (если пропорционально объективам судить).
Re[Maxx2]:
от: Maxx2

То Юрий Трубников:

Интересная информация про Минольту. Надо бы в руках подержать, ибо по фотографии кажется, что должен быть размером с обычный Ролик (если пропорционально объективам судить).


я вот тоже особой разницы размеров не заметил судя по этому снимку
http://farm4.static.flickr.com/3503/3180993826_81b4f7e09a_o.jpg
разве что ручек огромных нет по бокам


Re[citx]:
Вот из-за ручек-то и камера выглядит и ощущается предельно компактно! :D
Могу помериь свою и дать размеры.
Re[Юрий Трубников]:
Раз физические размеры корпуса такие же, тогда не считается. :)
Re[Maxx2]:
Для Вас важен процесс. Теперь все встало на свои места :)

у меня другая мотивация :)
Re[Maxx2]:
от: Maxx2
Раз физические размеры корпуса такие же, тогда не считается. :)

H = 140mm.

D = 102mm.

W = 92mm

Сравнивайте с Ролляйкордом/флексом :D
Re[Юрий Трубников]:
Кхе-кхе... Есть над чем подумать :D Спасибо за информацион!!!