Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Выставки и проекты 

Елеазар Лангман. "КОНЦЕНТРАЦИЯ КАДРА. 1920-е—1940-е годы"

Московский Дом Фотографии, Москва

Время проведения: 19.07.2013 - 08.09.2013



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА/МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»

представляют выставку

ЕЛЕАЗАР ЛАНГМАН

«Концентрация кадра. 1920-е — 1940-е годы»


Стратегический партнер Музея: НОВАТЭК

Елеазар Михайлович Лангман (1895-1940) остается одной из загадочных фигур в истории советской фотографии. В начале 1930-х гг. вокруг его имени, также как вокруг имен Александра Родченко и Бориса Игнатовича, вместе составлявших ядро фотографического объединения «Октябрь», кипели страсти. Лангмана обвиняли в приверженности формализму, левизне и умышленной «косине» кадра.

Архив мастера - негативы, фотографии, документы, рукописи (он публиковал статьи в «Советском фото») - по видимому, утерян, так как последние годы жизни Лангман после развода с женой не имел постоянного пристанища и кочевал из одной фотолаборатории в другую. В каталоге выставки Мастеров советского фотоискусства в 1935 году была опубликована биографическая справка, до сих пор остающаяся почти единственным источником сведений о Лангмане.

В 1929-1930 гг. Лангман работал фоторепортером в составе «бригады Игнатовича», снимавшей для газеты «Вечерняя Москва». В это время сложился его творческий почерк, желание любой ценой преодолеть зрительные штампы фотографической композиции.

Названия фотографий Лангмана начала 1930-х гг. ярко характеризуют время. В период активной деятельности «Октября» в 1930-31 году, в год той самой скандальной выставки в Доме Печати, после которой появились разгромные статьи о формализме «Октября» в «Пролетарском фото» - в работах Лангмана преобладали литературные названия. Например - «Старое и новое Симоновки» (район Симоновского монастыря в Москве), «Гимнастика по радио», «Хронометражистка в учебно-опытном зерносовхозе», или совсем загадочное название: «Даешь «1040» - то есть даешь 1040 машинно-тракторных станций.

Литературные надписи заведомо определяли политический или прогрессивный технический контекст восприятия фотографии. Наклоненный снимок верблюдов с телегами с зерном оказывался парой столь же наклоненного по диагонали, но в другую сторону снимка тракторного поезда, доставляющего зерно на элеватор. Так в снимке Лангмана «Два вида транспорта» старое противопоставлено новому, технически более мощному.

Однако, «правильное» название не всегда спасало. В момент разгара критики «Октября» в журнале «Пролетарское фото» писали: «...мы беспощадно будем бороться с сегодняшними наметками творческого метода «Октября», где форма подавляет содержание, где бессодержательность (фактически это - классово-чуждое нам содержание) вуалируется бойкой текстовкой».

Среди других членов группы «Октябрь» Лангман - наиболее крайний, откровенный и смелый экспериментатор. По сравнению с ним, Родченко - более классичен, Игнатович - более повествователен в репортаже, Владимир Грюнталь - более осторожен с ракурсами и наклонами. Ни у кого из них нет такого выразительного первого плана, который можно встретить только в фотографиях Лангмана.

К счастью для Лангмана, несмотря на резкую критику в профессиональной прессе и распад «Октября», он продолжал сотрудничать с ВОКСОМ, где входил в жюри фотовыставок для Европы и Америки, продолжал работать по заданию издательства «Изогиз». В 1932 году начались съемки Москвы для фотоальбома-папки «От Москвы купеческой - к Москве социалистической». Это было важно психологически - чувствовать себя не отверженным, а членом группы единомышленников, выполняющих конкретное, нужное, социально оправданное задание. Кроме Лангмана для этой папки снимали Москву - и Игнатович, и Савельев, и Козачинский, и Родченко.

Лангман объяснял и происхождение «косины» в своих фотографиях, ставшей по его выражению «притчей во языцах», то есть многократно повторяющимся обвинением в формализме. По его словам, косина в его снимках стала «протестом против штампа, серятины в фотографии».

В середине 1930-х гг., когда «косина» тоже стала штампом, Лангман ставил перед собой иные задачи. Он пытался отказаться от «косины» и ракурса, но при этом сохранить композиционную выразительность снимка. В журнале «СССР на стройке» посвященном Казахстану и фотоальбоме «10 лет Узбекистана» впервые появились снятые Лангманом портреты. Точка зрения - чуть снизу, предельно крупный план, четкая проработка лиц. За счет монтажа и окончательной кадрировки фотографий Лангмана на страницах Родченко и Степанова, которые оформляли эти издания, выявили остроту выбранной Лангманом точки зрения, подчеркнули контраст крупного переднего и мельчайшего заднего плана.

Снимки Лангмана запоминаются благодаря своей внутренней насыщенности, рассчитанности. Они сделаны намеренно и таковыми запоминаются, как единственно возможные и максимально информативные. Пользуясь своей маленькой «лейкой», он концентрировал информацию, формы и пространство в кадре.


Режим работы
ежедневно с 10.00 до 20.00
Подробности о выставке на официальном сайте www.mdf.ru

 

Фотографии

 

Сегодня

Поиск события
Скоро
Сегодня
На неделю
Прошедшие события

Выставочные залы

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов