Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Андрей Шеклеин
23.11.2000

Экспозиция. Вопрос, родившийся полтора века назад.


На страницу:

Введение

Введение

Если пленку осветить слишком сильно, после проявления она вся почернеет. Если слишком слабо - на ней ничего не получится. Значит существует какое-то определенное количество света, необходимое для того, чтобы изображение получилось нормальным. Отвлекаясь от всех теоретических тонкостей, это и называется правильной экспозицией.

Вопрос: "с какой выдержкой нужно снять этот сюжет?" наверняка был первым вопросом у изобретателя фотографии Нисефора Ньепса 160 лет назад и остался таким для нас. Ньепс отвечал на него пробами - чувствительность материала была неизвестной, а времени было достаточно: выдержка составляла полсуток и 7олее. За нас его решает электронная автоматика, свободно ориентирующаяся в потребных ныне сотых и тысячных долях секунды. И решает настолько успешно, что большинство современных любителей просто не задумываются над этим вопросом, полностью полагаясь на правоту бездушных механизмов. "Направь камеру на сюжет и нажми спусковую кнопку" - девиз нынешней любительской фотографии, избавляющей "нажимальщика" от необходимости знакомства даже с такими базовыми понятиями как выдержка и диафрагма. Теряют бдительность и профессионалы: всё более безудержно рекламируемые и все более сложные методы экспозамера в камерах профессионального уровня создают иллюзию абсолютной непогрешимости автоматических режимов для любых сюжетов. Увы, это только иллюзия. Никакая автоматика не способна справиться с выходящими за пределы ее разумения случаями, и никакая автоматика не заменит сознательной оценки ситуации самим фотографом. Вспомним, что создателем снимка является все-таки фотограф, а не фотоаппарат, и роль последнего не выходит из границ помощника. способного подсказать правильное (или кажущееся правильным решение), но обязанного выполнять все коррективы, которые диктует творческий подход создателя снимка. Вывод из этих рассуждений достаточно прост. Если фотограф хочет быть хозяином положения, настоящим мастером в реализации своего замысла, он должен:

  • во-первых, понимать ограниченность возможностей любой автоматики;
  • во-вторых, понимать принципиальную суть тех ограничений, которые делают автоматику бесполезной.

И то и другое несложно, обойдемся без трудно усваиваемых математических формул, что попытаемся сделать далее. Однако любая популяризация неизбежно связана с упрощениями, даже вульгаризацией, за что и приносим извинения читателям подкованным. Для еще большего упрощения ограничимся черно-белой фотографией, так как для цветной суть дела не меняется и лишь усложняется в частностях.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов