Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Антон Стрельцов
19.05.2004

Портретные объективы Nikkor c технологией Defocus Control


Портретные объективы Nikkor c технологией Defocus Control

Автофокусные объективы Nikkor AF-DC 105mm f2-16 D и AF-Nikkor AF-DC 135mm f2-16 D позиционируются фирмой Nikon в качестве специализированных портретных объективов, обладающих уникальной технологией Defocus Control (DC). Согласно пресс-релизам Nikon, DC позволяет фотографу изменять передачу изображения в зоне нерезкости, то есть изменять степень размытия зон, находящихся вне фокуса. В 1992 году компанией Nikon был выпущен 135мм объектив, причем в первые два года он выпускался без индекса D, то есть в объективе отсутствовал чип, передающий в камеру дистанцию до объекта, на котором сфокусировался фотоаппарат. 105мм объектив появился в 1993 и сразу стал выпускаться с чипом D. Конструктив объективов – профессиональный, корпус - металлический, диафрагма – девятилепестковая, бленда встроена и выдвигается телескопическим способом.


Технически, управление рисунком в зонах нерезкости осуществляется с помощью дополнительного кольца на объективе, которое вращается в обе стороны относительно установленной по умолчанию нулевой отметки. Вращая кольцо влево от нулевой отметки мы изменяем рисунок в зоне нерезкости переднего плана (front). Соотвественно, вращая вправо, изменяется рисунок заднего плана. Кольцо поворачивается дискретно, подобно кольцу диафрагмы, и имеет аналогичную диафрагменному кольцу разметку (2, 2.8, 4, 5.6), отдельную для зоны переднего и зоны заднего плана. Соответственно эти числа отражают степень воздействия DC, чем больше цифра, тем сильнее воздействие. Если повернуть кольцо управления до упора в одну из сторон, то оно может быть заблокировано в положении максимального размытия соответствующей зоны нерезкости. Разблокировать его можно специальной кнопкой, которая находится на этом же кольце. Тут же следует отметить, что на объективе есть переключатель ручной и автоматической фокусировки, который можно переключить в любой момент.


При автофокусировке точка фокусировки меняется с изменением положения кольца управления DC. Т.е. нельзя сначала «автосфокусироваться», а потом настроить DC. Последовательность всегда обратная – сначала настройка DC, потом фокусировка. Причем с изменением настроек DC изменяется положение «зоны резко изображаемого пространства» (ЗРИП) относительно объекта, на который наводится фокус. При размытии заднего плана ЗРИП смещается слегка вперед, так что объект, с увеличением значения DC, оказывается ближе к дальнему краю ЗРИП, и это при том, что автофокусировка все равно осуществляется на тот же объект. Обратное явление происходит при размытии переднего плана, ЗРИП слегка смещается назад.

Следует также отметить, что осознанно увидеть эффект DC в видосикателе довольно сложно. Т.е., субъективно, картинка все же слегка отличается от той, которая видна в видоискателе при установке кольца DC на 0. Но не более того. Также мой личный опыт дает мне достаточно оснований сказать, что фокусировка вручную при значении DC, отличном от 0, затруднительна. Выражается это в том, что при видимой резкости в видоискателе, на полученной фотографии фокус оставляет желать лучшего. И это при том, что лично у меня, ручная фокусировка при DC, установленным на 0, затруднений не вызывает, и результат получается удовлитворительный.

В крайних положениях кольца DC и на более-менее открытой диафрагме (до 4.8 примерно) изоражение объекта в фокусе смягчается. В этом и только в этом качестве объектив становится обычным «софтовым». Несмотря на смягчение, объект в фокусе все равно остается самым резким на изображении. Это смягчение можно увидеть на приведенных фрагментах. Для сравнения приведен также фрагмент, обработанный в программе Photoshop фильтром Gaussian Blur. Как мы видим, оптическое смягчение совсем другое по рисунку, нежели простое смягчение «в лоб» с помощью фильтра в Photoshop.


Теперь посмотрим, как же собственно меняется изображение в зонах нерезкости, в зависимости от положения кольца DC. Из примеров ниже видно, что меняется не просто степень размытия, кардинальным образом меняется боке (bokeh). Принято считать, что красивое боке означает размытый в нерезкости блик, имеющий форму круга с равномерной яркостью в центральной части и плавным уменьшением яркости к краям. Соответственно, «фотографическим общественным мнением» некрасивым объявляется боке, когда такой блик имеет четко очерченые края с яркостью выше, чем в центральной части круга (так называемые «бублики»).



На примерах видно, как меняется боке на переднем и заднем планах в зависимости от положения кольца DC. Увы, чудес не бывает, и DC – компромисс, который позволяет «улучшить боке» на заднем плане, «ухудшив боке» на переднем. И наоборот. Тем не менее, этот инструмент при понимании фотографом, как им пользоваться, позволяет получать интересные фотографии с «просто красивым» или «треубемым под конкретную задачу» боке.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов