Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
А. Волохов ( volohov@aaanet.ru )
19.05.2004

Подводная съёмка


Подводная съёмка

Для многих любителей различных видов спорта связанных с водной стихией, да и просто для тех, кто любит проводить свободное время у воды и в воде не последнее место занимает вопрос – как получить качественную фотографию того, что происходит под водой. Не претендуя на то, что в небольшой публикации получится раскрыть тему во всей ее полноте, попробуем получить представление о том, как и чем снимать под водой. Собственно вопрос автоматически разбивается на два – во-первых, чем снимать, во-вторых, какие особенности съемки под водой стоит знать, если необходимая аппаратура уже есть. Для начала посмотрим, чем можно снимать под водой.
Самые серьезные (и дорогие варианты) – специальные аппараты для подводной съемки и зеркальные камеры в соответствующих боксах. Первые имеют жесткий корпус, способный выдерживать давление столба воды в десятки метров, надежную герметизацию, рассчитанную для воды оптику и различные аксессуары. (В первую очередь - осветительные. Заставить электрическое устройство исправно и безопасно работать в проводящей среде – задача не из простых.) Во втором случае все эти качества имеют боксы для подводной съемки. Но и стоят они немало. Так, например, бокс для Canon EOS 300 стоит на порядок дороже самого аппарата.
Пожалуй, самые яркие представители специализированных аппаратов – это семейство Nikonos. Особенно хочется отметить модель Nikonos-RS AF, имеющую пассивную автофокусировку, отличный большой видоискатель и целую линейку оптики. Цена этого монстра зашкаливает за 3000$. Существует также немало камер попроще и, соответственно, подешевле. Навскидку можно пречислить Motormarine, Canon AS6, Sealife Reefmaster, Hanimex Amhibian и, конечно же, Sea & Sea. Последнюю хочется особо отметить, по той простой причине, что, если все остальные для нас являются порядочной экзотикой, то линейка Sea & Sea широко представлена на сайте foto.ru и легкодоступна. В частности прекрасная модель МХ-10, а также вспышка к ней или просто комплект для подводной съемки на базе МХ-10 целиком.
В настоящее время Minolta, Canon и Olympus для некоторых своих цифровых моделей выпускает приличные боксы по цене около 150$. Должен заметить, что с уход от механики к кнопочному управлению сильно упростил задачу создания боксов и, видимо, спровоцировал их массовое появление для цифровых моделей. Кроме этого существуют фирмы, специализирующиеся исключительно на создании боксов. Это Ikelite (акриловые боксы, выдерживающие глубину до 70 метров, но, как всякий пластик, плохо относящиеся к холоду) и Tussey, Subal, Seacam (боксы из металла, более дорогие, чем пластмассовые, но и более надежные и долговечные). В качестве примеров интересны следующие соответствия фотокамер и боксов для них – в первую очередь тем, что к аппарату предлагается не только бокс, но и целый набор аксессуаров.
Первая пара - фотоаппарат Canon Digital IXUS 400 и металлический (!) бокс Tetra S400 выпущенный компанией Light&Motion (разные производители!), а так же насадки на объектив, светофильтры (об их применении чуть позже) и возможность использования осветительных приборов в связке с боксом. Цена бокса около 1000, а всего комплекта - около 1800$.
Вторая Olympus Camedia C-5060 с пластиковым боксом PT-020 (глубина погружения до 40 метров), а также фотовспышка FL-20, бокс для нее PFL-01 (даже в подводном режиме вспышка управляется в режиме TTL!), и порт для широкоугольных адаптеров PPO-02. Цена бокса около 250$, всего набора в целом (без фотоаппарата) около 800$.

Что же остается для тех кто не готов потратить на подводную съемку несколько тысяч долларов? Во-первых, дешевые подводные многоразовые мыльницы стоят от 50$ до 200$. У них минимум органов управления и фиксированный фокус. На моей простой фотокамере, например, только кнопка спуска и переключатель встроенной вспышки on/off. Стоит также обратить внимание на дополнительную линзу – она компенсирует преломление световых лучей и уменьшение угла зрения под водой. Есть обычный для мыльницы видоискатель, но под водой проще производить визирование по пластмассовой рамке.

Во-вторых, любая мыльница (желательно без зума) в любом непромокаемом чехле. Самодельный вариант - советская маска, в которой вместо резиновой части под хомут запихивается любая полукруглая не очень жесткая резина - толстый шарик, полкамеры от мяча, еt cetera. Непромокаемость не гарантируется, эксперименты на совести читателя, хотя успешные «модели» существуют.

Или покупной "мягкий" бокс - герметичный пластиковый пакет с завинчивающимся входом и жесткими вставками на месте объектива и видоискателя. На что стоит обратить внимание - мыльницу хочется с автоматической вспышкой - чем глубже, тем темнее, пленку, сооответственно, чувствительностью 400 (выше мыльницы, как правило не понимают); мыльницу надо брать фикс-фокусную, автофокус только мешает, когда пытается навестись на какую-нибудь муть в воде (хотя принципиально водная среда и иллюминатор не препятствуют пассивной автофокусировке и при чистой прозрачной воде она неплохо работает); мыльница должна быть дешевая, чтобы не жалко - у меня, к примеру, пакет на глубине дал трещину и аппарат залило (к счастью не сильно, все потом свелось к очистке контактов от соли); дорого за такой «бокс» отдавать не стоит, не больше 10-12$; на упаковке в явном виде должен быть нарисован фотоаппарат под водой (или написано), в противном случае есть риск купить пакет, который только от росы защищает, не герметичный. (Так же как и часы - "waterresistant" и "10atm" - это не одно и то же). Добрая половина моих подводных снимков таким образом и сделана. Предупреждение - нельзя использовать боксы (как мягкие, так и жесткие) на глубинах больших, чем это предусмотрено производителем. Не обязательно он лопнет как тот, который изображен на фотографии, но даже хороший металлический бокс может пропустить воду на нерасчетной глубине через уплотнения, что для камеры не менее фатально.

И, в-третьих, (вторая, не худшая, половина снимков) - одноразовые подводные аппараты примерно по 10$ "у них" и, зависит от наглости продавца, «у нас». По сути камера-обскура, вместо объектива простая дырка, механический перевод пленки и спусковая кнопка, пленка 400 единиц, 24-27 кадров.

  


Просто до безобразия, но работает! В фокусе все, начиная с полуметра и до бесконечности, после извлечения пленки аппарат выкидывается (сдается в ателье на проявку целиком, поскольку корпус аппарата и есть кассета для пленки). Для серьезного дайвинга не очень, потому что на глубине света патологически мало, а вспышки нет, но в чистой воде, в солнечный день, да у поверхности очень даже.

Интересный представитель «полуподводной» техники - цифровая фотокамера Ricoh Caplio 400G Wide, по сути дела продолжение Caplio 300G, заключен в пыле/влагозащищенный корпус. По японскому стандарту JIS, это соответствует требованиям 7 класса защиты от влаги и 6 классу от пыли. С аппаратом можно немного погружаться под воду, но не глубже одного метра – давления он не выдерживает, и не более чем на 30 минут. Собственно дело тут не в прочности корпуса – просто жидкость под давлением находит мельчайшие щели в корпусе гораздо быстрее. Для апное и сноркелинга он кое-как еще подходит, но для дайвинга абсолютно непригоден. Однако пыле-, влаго- и ударозащищенность его главная изюминка (он зачем-то выдерживает падение с высоты 90 см.) Остальные показатели для камеры ценой около 90$ более чем скромные - разрешение 3 Мп, трехкратный зум-обьектив (в пленочном эквиваленте f=28-85, то что достаточно широкоуголен в плюс) не слишком светлый - f/2.6-4.3. Чувст-вительность ISO 125-800 (Для подводной съемки высокая чувствительность тоже большой плюс, не ясно только какой при такой чувствительности уровень шумов). В целом за заявленные деньги модель с весьма скромными показателями.
Один из представителей пленочных камер такого класса – Pentax ESPIO (95)105 WR – аппарат герметизация которого выполнена по высшему (конечно атмосферному, а не подводному) разряду.

Согласно тому же стандарту JIS – пятый класс защиты. Кстати, цифры 105 и 95 – показатель большего фокусного расстояния зум-объектива – на 105 модели объектив 38-105, на 95-й имеет фокус 38-95, соответственно. О подводной съемке тут речи не идет, но брызги и мелкий песок камера держит великолепно. Если даже Вы уроните ее в море, можно просто сполоснуть ее пресной водой и камера вновь готова к съемке.
Список можно продолжать, но эти аппараты по сути дела являются не подводными а всепогодными и позволяют вести съемку лишь на небольших глубинах в нескольких метрах у поверхности. У большинства из них автоматизирована перемотка пленки, вспышка, а автофокусировка под водой перестает работать и аппарат работает в режиме фикс-фокуса. То есть Вам остается только нажимать на кнопку. Для серьезной подводной съемки эти камеры малопригодны, но идеально подходят для надводных экстремальных видов спорта – виндсерфинга, рафтинга, каякинга.

А теперь хотелось бы немного сказать о специфике подводной съемки вообще. Не будем останавливаться на необходимости опыта подводного плавания, будь то дайвинг или апное, скажем только, что для уверенной съемки надо уверенно чувствовать себя под водой без фотоаппарата. А сами перейдем к техническим деталям.

  

Одна из таких особенностей – «непривычная» для фотоаппарата плотность среды и ее показатель преломления. Существуют варианты, когда передняя линза объектива контактирует непосредственно с водой, но то объективы специально для воды сделанные, простому смертному недоступные. А если Вы используете тот же объектив, которым снимаете на суше, необходим иллюминатор, желательно из качественного оптического стекла (да еще выдерживающего соответствующее давление) и воздушная прослойка между ним и объективом. В противном случае, при контакте передней линзы с водой объектива не предназначенного для подводной съемки, объектив может вообще не сформировать изображения, поскольку его оптическая система проектировалась под среду с другими оптическими свойствами. Далее, если окно Вашего бокса плоское, оно вызовет преломление лучей света, и, как следствие, сужение угла зрения примерно на треть. Так же как пловцу в водолазной маске все предметы под водой кажутся ближе, чем на самом деле. Соответственно и наводка на резкость (если у Вас не автофокус и не фикс-фокусная мыльница) должна происходить с учетом этого. Существуют также боксы со сферическими иллюминаторами, сохраняющие исходный угол зрения объектива.

  

Также следует учитывать, что вода рассеивает свет значительно сильнее, чем воздух и даже относительно близкие объекты могут оказаться малоконтрастными. Отсюда появляется желание использовать как можно более широкоугольную оптику и фотографировать с минимального расстояния. Если же Вы поместили в бокс камеру с зум-объективом, имеет смысл использовать его на минимальном фокусном расстоянии. Кроме того, есть еще несколько дополнительных плюсов в использовании широкоугольной оптики. Бюджетные зумы на коротком фокусе имеют большие значения диафрагмы (меньшее число и большее отверстие), чем на длинном, а в условиях слабой освещенности (чем глубже, тем хуже) это имеет особую ценность. Кроме того, при одинаковом значении диафрагмы короткофокусная оптика имеет большую глубину резкости, а зачастую и вообще позволяет исключить операцию наводки на резкость, когда резким получается практически все видимое пространство. Плюс к тому отпадает необходимость точного визирования кадра, достаточно просто направить камеру в нужную сторону.
Еще одна особенность среды – сильное рассеивание водой коротковолновых лучей света, длинные волны вода рассеивает хуже. Поэтому подводная дымка имеет зелено-голубой цвет. Чтобы избавиться от него, как правило, для морской воды применяются пурпурные светофильтры 30-40%. Для озерной воды, имеющей более сильный зеленый тон, используются плотности 60-80%. Раньше для черно-белой съемки использовались для повышения контрастности красные и оранжевые фильтры, но, во-первых, популярность черно-белой фотографии значительно снизилась за последние годы, а, во-вторых, красные фильтры очень сильно поглощают свет, которого и так не слишком много. Вообще, чем глубже, тем меньше теплых тонов, а на глубине больше 10 метров их практически нет вообще. В силу последнего, если мы хотим получить действительно цветную фотографию на приличной глубине, стоит позаботиться об искусственном освещении.

  

Очевидное решение проблемы с освещением при подводной съемке - вспышки. Если у Вас мыльница-автомат в боксе, то раздумывать особо нечего, все уже решено за Вас. Зато на более серьезной технике вспышка обычно крепится сбоку и иногда чуть-чуть впереди камеры. Это не случайная компоновка. Помимо общего удобства такой конструкции вынос вспышки вбок уменьшает высвечивание слоя воды перед объективом, приводящему к разбеленному изображению. Правда, для уничтожения паразитного эффекта необходимо чтобы расстояние до объекта съемки было сравнимо с расстоянием выноса вспышки. В остальном, работа под водой со вспышкой аналогична работе со вспышкой на воздухе в сумерки, с той лишь разницей, что, поскольку вода более оптически плотная среда, все эффекты более ярко выражены. В частности, резкое убывание освещенности объектов с удалением от источника света. Так что, если Вы хотите получить снимок с задним планом, а не черным фоном об этом стоит подумать заранее – задний план (например, коралловый риф) должен быть не очень удален от переднего (например, пловец или рыба).
А теперь дело за Вами. Окунитесь в волшебный водный мир и порадуйте себя и своих знакомых великолепными фотографиями.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов