![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | |
Последние поступления | ||
Выбор ХудСовета | ||
Выбор ЧКФР | ||
Поиск авторов | ||
Банк фотомоделей | ||
Галерея кланов | ||
Архивное фото | ||
![]() | ![]() |
Георгий Дубенецкий
07.07.2004 Особенности фотосъемки в горахНа страницу: Особенности фотосъемки в горахЭтот материал написан в расчете на довольно узкий круг людей. Почему? Все очень просто: во-первых, горнолыжников мало. Во-вторых, горнолыжников с фотоаппаратом еще меньше. Ну и, наконец, многих из них удовлетворяет качество получаемых снимков, поскольку эти снимки просматриваются нечасто, печатаются в формате 10х15 см, и используются в основном как фотоотчет о поездке. Редко, когда эти снимки просматриваются кем-либо кроме автора и членов его семьи, более одного раза. Но! Существует тонкая прослойка горнолыжников, которые относятся к фотосъемке не только как к процессу "достал мыльницу - нажал на кнопку - убрал мыльницу". Эту тонкую прослойку, в свою очередь, можно разделить на еще более малочисленные группы людей, часть из которых давно и всерьез занимается фотографией, и не только в горах, а другая, совсем малочисленная, задумалась о том, почему качество полученных снимков очень редко напоминает рекламные каталоги и календари. Вот на эту крохотную группу людей и рассчитан данный материал. А если после его прочтения у кого-то еще возникнет желание истратить побольше пленки, но получить одну-единственную фотографию, которую можно будет повесить на стенку и потом долгими летними днями нет-нет, да и полюбоваться искрящимся веером снега, летящим из-под кантов Salomon-ов приятеля или заснеженными фонарями улочек Шамони - я буду только рад. Больше фотографий - хороших и разных! При подготовке этого материала использованы советы и обсуждение данной темы с фотографами и фотографами-горнолыжниками-непрофессионалами. Оговорюсь сразу: дальше речь пойдет в основном о съемке на цветную негативную пленку. О цифровиках речь пойдет в следующем материале. Еще оговорюсь: данный материал исходит из следующей точки зрения: при наличии качественной фотографии (а лучше - оригинального негатива) ее гораздо легче отсканировать и после этого использовать в компьютерном виде, чем долго "вытягивать" отпечаток посредственного качества, используя мощь программы Adobe Photoshop. Спорить на данную тему заранее отказываюсь, поскольку просто знаю, что результат этого «вытягивания» все равно плохой. Хотя в одной из коенференций rasc прозвучало как-то хвастливое заявление «а я снимаю телефоном». Каждому – свое. Итак, собственно об особенностях: Особенность первая (присутствует всегда): большое количество ультрафиолетового излучения, связанное с большой высотой над уровнем моря и, соответственно, меньшим количеством атмосферы между солнцем и точкой съемки. Именно из-за этого небо на достаточно больших высотах гораздо более фиолетовое, чем на уровне моря.
Особенность вторая (присутствует не всегда): большое количество так называемых "паразитных засветок" в кадре, вызванных отражениями солнца от поверхности ледника, кристаллов снега и тому подобное. В горах достаточно много моментов, которые хочется запечатлеть независимо от условий освещения, и в этом случае часто помогает использование поляризационного светофильтра. Этот фильтр устроен так, что при повороте его вокруг оптической оси практически исчезает отраженный свет. Данный эффект может сильно помочь в случае необходимости съемки великолепной панорамы против солнца, изумительной лысины, "очкарика", да и многого другого, что сильно отражает солнечный свет. С его (фильтра) помощью можно "убрать" ненужные в кадре блики от фар автомобилей или фонарей на мокром асфальте, отражение солнца в капоте автомобиля, блики на изогнутой поверхности бутылочного стекла. Кстати, этот же фильтр совершенно классно притемняет небо, то есть можно получить кадры с очень темным небом, весьма драматические картинки. Необходимо только помнить, что использование одновременно двух и более светофильтров (УФ-фильтра и поляризационного) может привести к виньетированию (затемнению) углов кадра из-за того, что длинная выступающая перед передней линзой часть объектива может заслонить часть изображения. Проверьте это перед выездом, не пожалейте нескольких кадров - а то потом обидно может быть. Особенность третья (очень часто хочется именно этого): съемка против солнца. Ведь как эффектно смотрится пейзаж в контровом свете. Если у вас камера и оптика (то есть объектив) так называемого "бюджетного" а не профессионального класса (а именно такая оптика и находится в эксплуатации у подавляющего большинства любителей), до поездки в горы опять-таки не пожалейте денег - "отщелкайте" пленку с сюжетами, снятыми против солнца, с солнцем в углу кадра, с солнцем рядом с кадром - на всех фокусных расстояниях объектива, если у вас объектив с переменным фокусным расстоянием, конечно. Проявите, отпечатайте, рассмотрите полученные снимки и выбросьте их. Но теперь благодаря этому эксперименту вы знаете, что получится на снимках, сделанных в горах - а ведь эти мгновенья повторить не удастся.
Особенность четвёртая (присутствует очень часто): Очень высокий контраст между снегом, облаками, небом и лыжником (елкой) на переднем плане. Кроме вышеописанных способов коррекции, существует еще несколько советов по уменьшению контраста при съемке портретов в горах. Поскольку этот материал писался в расчете на малоопытного фотолюбителя, приведу только ряд рекомендаций: Старайтесь избегать съемок лиц, обращенных к солнцу. Яркий блин с бликами на жжирном носу и жжирных щеках обеспечен в большинстве случаев. При съемке в условиях наиболее выгодного, бокового освещения, используйте вспышку для уменьшения контраста типа "левая щека черная, правая белая". ![]() ![]() съемка в двух режимах с одной точки. "Почувствуйте разницу"Если снимаете "против света", подойдите максимально близко, чтобы лицо занимало максимальную площадь кадра. Постарайтесь снимать портреты на темном фоне, а не на фоне снега. Особенность пятая (хочется всегда): съемка лыжника в движении.
Особенность шестая (техническая) - батарейки.
Особенность седьмая - снег, ясное дело - зима на дворе. Особенность восьмая - низкие температуры. Конечно, большинство лыжников катается при температурах до -10, редко -15 градусов. А если холоднее? Есть данные о том, что камеры даже любительского класса способны работать и при таких температурах, когда горнолыжники уже не катаются. Но если все же вам приспичит фотографировать на морозе "за 20", воспользуйтесь следующими советами: Не рекомендуется держать камеру на сильном морозе. При морозах более 20 градусов есть немалая вероятность, что умрет ЖК-дисплей. Причем навсегда. Это не зависит от производителя. Такова физика. Особенность девятая - необходимость сочетать активное движение (а зачастую и падения) с перевозкой фотоаппарата. Существует масса специально предназначенных для этого рюкзаков и поясных сумок. (Понятное дело, что речь идет не о малогабаритных камерах, которые можно просто убрать в один из карманов.) Почти неразрешимое противоречие между весом и габаритами всего, что может потребоваться при съемке, и желанием еще и активно двигаться, вынуждает идти на компромиссы. Тут "каждый выбирает по себе", мне больше всего нравятся или малогабаритная камера в кармане или … специальный рюкзак, из которого камеру можно извлечь, не снимая самого рюкзака. Хочу только предостеречь вас от приобретения совершенно прекрасных специальных фотосумок, по объему приближающихся к чемодану. Влезает туда очень много всего, но вот кататься с таким грузом, напоминающем о себе при каждом повороте, не вполне комфортно. Один мой приятель после дня катания с таким "баулом" на следующий день сказал, что ему одного дня вполне достаточно, и у него болит все. Сегодня он не фотографирует, а только катается. Совершенно отдельное дело - закат солнца в горах. Потрясающая по красоте картина, которую очень хочется запечатлеть. Как же это сделать, чтобы не было мучительно жалко. Широко известно следующее правило для аппаратов с TTL-замером: экспозиция замеряется с наличием солнца в самом углу кадра. Потом кадрируется как нужно (например солнце - в центр) - и снимается. Если у вас камера с TTL-точечным экспозамером, можно применить экспокоррекцию в "+" на 2 или 3 ступени, замерив перед этим солнце (или самое яркое место в кадре, если солнце за облаками или уже село. Тут уже скорее всего, потребуется штатив, а то вместо красивого солнца получится жирный яркий червяк. Кстати, для того, чтобы определить, какую максимальную выдержку можно использовать при съемке с рук надо разделить единицу на фокусное расстояние Вашего объектива. Например если у вас объектив 50 мм, то снимать можете без проблем с выдержками короче, чем 1/50 сек. Конечно, при том условии, что вы не "после вчерашнего". Внимание - нельзя мерять прямое, незакрытое солнце - рискуете сжечь фоторезистор. Я бы еще рекомендовал делать "вилочку" - несколько снимков +/- 2 ступени с шагом в 1 ступень от выбранного вами оптимума. Это даст разные художественные эффекты, так сказать. Некоторые предостережения: При "плоском" освещении, в снегопад или в облаке можно получить красивые кадры, только снимая крупным планом какую-либо интересную деталь: заиндевевшую ветку, облепленный снегом трос подъемника, след лыж на снегу, защищающихся от ветра и снега людей. Попытки снять что-то "как обычно" чаще всего дадут серый, невыразительный результат. А уж если вы в снегопад вспышку используете - классные белые пятна разнообразного размера у вас точно получатся, а вот то, что вы хотели - это вряд ли. Не ожидайте, что сфотографированный "в лоб" крутой склон будет выглядеть таким же крутым и на снимке. Скорее всего, при показе этого снимка вы услышите недоуменный вопрос: "А что, здесь лыжи едут?". Лучше выбрать сюжет с видом "сбоку", при котором будет видна действительная крутизна склона (конечно, если он того заслуживает). Еще о крутых склонах: для достижения большего эффекта можно слегка наклонить камеру, увеличив крутизну склона. Но в этом случае следует особенно внимательно отнестись к сюжету: совершенно нелепо будут на таком снимке выглядеть заваленные древки ворот или под углом к вертикали кадра расположенные опоры канатной дороги, деревья, стоящие люди, дома. Существуют также некоторые "классические" приемы для получения достаточно эффектных, иногда постановочных снимков. Например: Oщущение высоты местности удается передать, если фотографировать людей в полный рост на фоне горного пейзажа с нижней точки, лежа на снегу. В отношении цифровых фотокамер можно добавить, что существуют совершенно особенные ограничения и особенности их использования, но об этом – в следующем материале. Обсудить эту статью в форуме Клуба |
Разделы справочника
Категории статей
|
Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов |