Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Белоусов Дмитрийbelousov@mail.magelan.ru
27.11.2000

Обработка слайдовой пленки в домашних условиях


Слайдовая пленка? E-6? Дома?? Своими руками??? ДА!!!

Слайдовая пленка? E-6? Дома?? Своими руками???
ДА!!!

Здравствуйте, уважаемый читатель, возможно коллега. Позвольте представиться - меня зовут Дмитрий, я учусь в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова. Возможно у Вас возникнет вопрос - зачем это мне понадобилось проявлять слайды дома, да еще по "сложному" процессу Е-6 ? Ответ прост - по роду деятельности мне часто приходиться делать один, два, до пяти кадров для, скажем, "определенных" целей. Что же получается ? Я тщетно пытался найти слайдовую пленку 12 или 24 кадра, но, увы, такую в нынешние времена не выпускают. Выбор свой остановил на пленке Kodak Ektachrome E100S 36 кадров. Потом сделал шаг к первому компромиссу - стал искать лабораторию, где бы мне проявляли кусок пленки (ну нужное мне количество). Ценовой диапазон по Москве оказался просто безграничный - от 180 рублей до 70, через некоторое время мне удалось найти место, где делают за 50, позже мне удалось договориться с людьми из лаба (секрета нет - это РИА-новости на Зубовском бульваре), мне предложили проявлять нужное мне количество кадров, но в любом случае, цена проявки была 50 рублей. Ну представьте себе - проявить два кадра за 50 рублей - это более чем жлобство (в отличии от целой катушки - 36 кадров за 50 рублей, при очень приличном качестве - не правда ли заманчиво ?). Таким образом, мне пришлось перерыть весь Интернет, почесать макушу, навести справки. И вот какая идея зародилась в моей голове - можно попробовать сделать ЭТО дома. Я помню те времена, когда в старых слайдовых процессах проявки нужно было засвечивать с нужной интенсивностью пленку во время проявки и т.д. Процесс Е-6 не содержит этой процедуры, к счастью. Я решил рискнуть. (Сейчас прервемся на рекламу !) Благодаря великолепному магазину www.foto.ru, я заполучил - Nikon F60, объектив Sigma 28-200 mm f 3.5-5.6 DL HyperZoom Macro. Данным агрегатом можно делать поистине великолепные снимки (пусть профессионалы не бьют меня по голове - я любитель, с их точки зрения). Далее я достал там же бачок для проявки пленки JOBO 1500, щипцы для сушки пленки и самое главное - Kodak E-6 Professional Single Use Kit (5L). Скажем прямо - это очень полезный набор реактивов.

Правда у меня он выглядит несколько иначе, но не в этом суть. А еще мне понадобились: 7 пластиковых бутылочек, два шприца на 50 и 150 мл, подключичный катетер (для тех кто не знает - тонкая пластиковая трубочка с "разъемом" Люэр - под шприц), дистиллированная вода для заправки аккумуляторных батарей 2 литра, мерные химические пипетки, склянка на 350 мл для смешивания растворов, воронка, водный термометр (заблаговременно проверенный обыкновенным медицинским ртутным), часы, таз, литров на 25-30, горячая вода в ванной комнате, терпение, помощник в лице моего папы.

Должен сразу отметить - 5 литров реактивов (а их целых 7 !) гарантированно хватит по инструкции на 40-50 пленок по 36 кадров. Цена набора в www.foto.ru 87 американских тугриков. Отсюда следует, что цена проявки одной пленки (закупка оборудования сюда не входит) 48-61 рубль. Дороговато ! Но !!! Если вы проявляете 3 кадра, то цена проявки встанет в 4-5 рублей ! Выгода налицо ! Этого то мне и надо. Засучив рукава, я принялся за инструкцию.

Набор состоит из следующих веществ:

  1. Первый проявитель (First Developer)
  2. Инверсная ванна (Reversal bath)
  3. Цветной проявитель А и В (Color Developer A and B)
  4. Преотбеливатель (Pre-bleach)
  5. Отбеливатель (Bleach)
  6. Фиксаж (Fixer)
  7. Окончательный ополаскиватель (Final Rinse)

Итак, имея бачок в 250 мл емкости, надо было получить 7 растворов по 250 мл. В инструкции имеется таблица расчета на 350 мл, используя простую пропорцию, я получил нужное количество концентрата. Растворы готовятся по стандартной схеме - берем 150 мл дистиллированной подогретой до 30 градусов (приблизительно, конечно) воды, наливаем в склянку, затем добавляем нужное количество реактива (медленно, самая страшная реакция - это смешивание цветных проявителей А и В - все синеет, потом светлеет). Потом доливаем той же воды до 250 мл. Полученный раствор переливаем в бутылочку и сжимаем ее бока, чтобы выдавить воздух - воздух это яд для реактивов, без воздуха же использованные реактивы будут жить не меньше месяца (это особенно касается проявителей и отбеливателей). Бутылочки подписываем и уносим в прохладное темное место дозревать, часа на 2-3 (растворы могут поменять цвет - это нормально).

Теперь несколько слов о бачке. Я купил в www.foto.ru Jobo серии 1500. Чем это бачок хорош ?

  • Герметичность - бачок удобно держать на водяной бане.
  • В голову встроена воронка (в нее крайне удобно вливать реактивы).
  • Щель вокруг воронки позволяет моментально слить раствор.
  • Архитектоника бачка такова, что при промывке струей воды не образуется патологических (паразитных) завихрений - пленка прекрасно отмывается.
  • Спираль устроена таким образом, что можно просто элементарно за 10 секунд вставить в нее пленку (рекомендую потренироваться на б/у !), а вставить можно 2 пленки.
  • Герметичная мембрана крышки с компенсирующим центром позволит "не пузырить" и не набирать воды во внутрь во время процесса.
  • Легкий, удобный, не ломается и не лопается и т.д.
  • Все процессы можно проводить на свету !

Итак, длительность проявки составляет где-то 30 минут. Наберитесь терпения и возьмите помощника. Последовательность действий такая:

  1. Вскройте в полной темноте, а еще лучше - под толстым одеялом (обязательно кто-то из родных услужливо включит вам свет !), фотоаппарат, разрежьте пленку, изымите, чтоб не мешалась, кассету и вставьте в спираль бачка кусок пленки. Продвиньте ее ближе к центру. Соберите бачок. Теперь вы можете выполнять все манипуляции на свету.
  2. Отложите бачок и займитесь растворами. Включите душ, поливайте воду на градусник, добейтесь температуры в 40 градусов, наполните таз. Погрузите в таз все бутылочки с реактивами, положите туда же бачок, чтобы он прогрелся. (Воду не выключайте, отвинтите душевую головку с шланга, пусть вода течет струйкой, длиной сантиметров 10 в горизонтальном направлении)
  3. Подготовьте рабочее место - положите тряпку, иначе будете насквозь мокрыми, приготовьте воронку, положите в удобное и видное место часы (лучше электронный таймер).
  4. Как только температура воды в тазу опустится до 38 градусов - приступайте (есть смысл проверить температуру первого раствора - если она 38 градусов, то все в полном порядке).
  5. Достаньте из воды бачок, поставьте его на тряпку, откройте заливную крышку и налейте как можно быстро и аккуратно раствор 1 (проявитель). Закройте крышку, слегка стукните бачком по ладони, чтобы с пленки соскочили пузырьки и погрузите его в таз. Пусть помощник его покручивает вокруг оси (не интенсивно !). Следите за временем и температурой в тазу - проявка самый критичный к этим параметрам процесс. Не забудьте проверить температуру струи воды - она должна быть 35-40 градусов (запретите родным пользоваться источниками воды и туалетом - температура может сильно измениться, а в нынешнее время, когда из горячего крана течет крутой кипяток - вы запросто спалите пленку !)
  6. За 10-15 секунд до истечения срока проявки (в нашем случае - 6 минут) слейте обратно в бутылочку раствор (он вам еще пригодиться - ведь 250 мл хватит на 72-100 кадров !) Во время проявки следите за температурой она должна быть постоянной 37-39 градусов (то что допуски + 0,3 градуса - это полный бред, даже JOBO процессоры порой не укладываются в эти допуски). Так же желательно соблюдать временные рамки.
  7. По истечению 6 минутного срока, опустите бачок в ванну/раковину и плотно прижмите шланг с истекающей водой к центральному каналу бачка (постарайтесь привыкнуть к 38 градусной воде, тогда, если температура изменится, а вы это почувствуете, можно быстро убрать шланг и отрегулировать заново. Впрочем ничто не мешает разместить Вам в воронке бачка термометр). Промывка длится 2 минуты.
  8. В это время помощник выдавливает воздух из бутылочки и ее убирает, моет воронку. Растворы после пребывания в бачке с пленкой могут изменить свой цвет - это нормально.
  9. По той же схеме проводят инверсную ванну, проявку в цветном проявителе, отбеливателе, фиксаже, окончательном ополаскивателе. Стоит еще раз отметить что температуру и время максимально точно надо соблюдать при использовании только проявителей ! Остальные процессы значительно менее критичны к этим параметрам.
  10. Не спешите открывать бачок, пусть он постоит минут 10, а Вы пока уберите в темное, прохладное место реактивы, вымойте посуду.
  11. Разберите бачок, достаньте аккуратно пленку. Не пугайтесь, если Вы сделали все правильно - пленка будет мутной и желтоватой со стороны эмульсии. Возьмите щипцы и аккуратно, не прикладывая больших усилий, протяните через них пленку, чтобы удалить пятна воды и капли.
  12. Повесьте пленку в теплых потоках воздуха и в темноте, ну в крайнем случае - не под прямым светом (я использую батарею отопления). Пленка считается высохшей, когда она начнет скручиваться. Посмотрите внимательно на нее - желтизна исчезла, изображение набрало насыщенность и контраст. Разрежьте на кадры и вставьте в рамку часа через 2 после полного высыхания (меньше шанс что вы повредите эмульсию).
  13. Внимательно на проекторе изучите пленку, огрехи в цветности, контрастности и насыщенности могут быть вызваны неправильной экспозицей, выбором фона. Но ! Если вы ничего не напутали с разведением растворов, проявкой пленки - качество должно Вас удовлетворить.

Я специально сделал два абсолютно одинаковых кадра - один проявил в лабе, другой дома. Предъявил 12 "независимым экспертам" - разницу заметил только один, заявив, что в домашней проявке полутона получаются более мягкими. Честно говоря, я разницы не заметил ! Возможно это субъективное мнение. Что же, все равно судить будут люди, которым я делал кадры. И еще - учтите пленка даже после сушки "дозревает" где-то дней 7 - уходит излишняя синева и набирается контраст. Подождите это время, и ваша работа принесет несказанное удовольствие.

P.S. Эта статья не призывает переходить на домашнее производство, также не следует расценивать ее как призыв объявить бойкот минилабам. Это просто обмен опытом. И все.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов