Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Андрей Нарчук
15.11.2004

Приемы регулировки глубины резкости изображения


Приемы регулировки глубины резкости изображения

Изменение глубины резкости изображения работает на общую «идею» фотографии, позволяя акцентировать внимание на каком-то объекте или элементе фотографии, или наоборот давая возможность продемонстрировать каждую деталь. Какая именно должна быть глубина резкости выбирается фотографом в зависимости от художественного замысла фотографии. И применяется при съемке средним, крупным и сверхкрупным планом.

Глубина резкости зависит от двух основных параметров:
1) величины диафрагмы (размер открываемого отверстия)
2) фокусного расстояния (что в свою очередь зависит от расстояния до объекта ).

Помимо этого, ограничения оказывают возможности фотоаппарата (объектива) и освещенность. При съемке динамических композиций необходимо учитывать выдержку, обеспечивающую необходимую «четкость» (Во всех остальных случаях спасает штатив).

Исходя из этого можно определить следующую последовательность действий:
1) Определяем объект съемки и замысел фотографии..

В некоторых случаях (например при съемке общих планов) на этом этапе заботы о глубине резкости заканчиваются. Фокусное расстояние уставляется в бесконечность - как следствие все объекты получаются одинаково резкими.



2) Определяем условия съемки и возможность их регулировки.
Здесь важно расстояние до объекта и возможность приблизиться к нему или удалиться (не используя зум), а так же освещение и возможность его изменения (интенсивности и направленности, а так же использование вспышки). 



  •  Если возможности для изменений условий нет (например при съемке животных из-за возможности потревожить), то необходимо варьировать значение диафрагмы, для достижения необходимой глубины резкости. Обычно это случается при съемке средним и крупным планом, а расстояние до объекта составляет более метра (при съемке макро обычно у фотографа остается свобода выбора). Если необходимо акцентировать внимание на небольшой части кадра, сделав фон едва различимым, то выставляем диафрагму на минимум (максимальный размер отверстия). Я обычно использую значения 1.8 – 2.3.



    Но допустим что нам необходимо, чтобы объект на переднем плане был столь же четкий как и другой, расположенный дальше от фотографа и дополняющий композицию (уравновешивающий фотографию). Тогда задача усложняется тем, что при больших значениях диафрагмы, возможна нехватка света, и приходится искать компромисс между выдержкой, диафрагмой и значением ISO освещенности (если объект неподвижен, то следует использовать штатив).

    Увеличение ISO вдвое позволяет уменьшить выдержку на половину, или на столько же увеличить значение диафрагмы (при том же уровне освещенности итоговой фотографии). С увеличением ISO растут шумы итогового изображения (или размер зерна для пленки). Для каждого цифрового фотоаппарата возможный диапазон ISO свой. Для некоторых фотоаппаратов ISO -100 максимум, после которого за шумом начинает теряться сама фотография, а иногда возможно получать приличное качество при ISO 800 и выше. 



  •  В случае сели если есть возможность изменения расстояния до объекта, то к перечисленным выше возможностям регулировки глубины резкости добавляется перемещение точки съемки, вместе с этим используя зум. Необходимо так же учитывать, что параллельно с этим будет меняться пространство кадра, либо «сжимаясь» либо «растягиваясь».

    Итак, мы можем значительно увеличить глубину резкости, если увеличим расстояние до объекта съемки (соответственно и фокусное расстояние) например с 25 см. до 50, при том, что все остальные параметры съемки будут неизменны. Это особенно заметно, когда значения расстояния малы.

    Так, например если вы снимаете бабочку с 5-10 см. то даже при диафрагме 8 (максимум для почти всех не профессиональных фотоаппаратов) или 16, зону резкости может попасть либо одно крыло, либо другое, либо туловище. Если же расстояние увеличить до 15-20 см, то глубины резкости должно хватить на всю бабочку, оставив фон нечетким. Иногда целесообразно снимать с большего расстояния, а потом кадрировать, оставляя лишь необходимую часть изображения.
  • Рассматривая общий случай надо отметить, что основным способ изменения глубины резкости является варьирование значения диафрагмы. Для удобства на большинстве фотоаппаратов предусмотрен режим приоритета диафрагмы, позволяющий исходя из желаемого значения диафрагмы, устанавливать остальные настройки.

    Для примера возьмем две фотографии сделанные с двумя различными настройками диафрагмы, при одной и той же точке съемки и фокусном расстоянии. Так как съемка происходит со штатива, то увеличение выдержки с 1/30 до 1/4 сек. никак не влияет на результат. Расстояние до объекта (ближайшей капли) порядка 10 см.


    Разница в глубине резкости очевидна - если в первом случае все капли являются «участниками кадра», то во втором в зону резкости попадает только передняя грань одной капли. Изменяя значения в рамках, определяемых возможностью имеющегося фотоаппарата (объективов), можно плавно регулировать глубину резкости.

3) Если условия не позволяют добиться желаемого результата сразу, то существует возможность на основании специально подготовленных заготовок (снимков), создать итоговую фотографию. Существуют несколько вариантов:
Дано:
Необходимо добиться максимальной глубины резкости при съемке с очень маленького расстояния, и даже максимальное значение диафрагмы не позволяет этого достичь

Способ:
Делается несколько фотографий с различными фокусными расстояниями, так чтобы на каждой фотографии в зону резкости попадали разные элементы композиции. Съемку необходимо делать со штатива (желательно использовать дистанционный спуск), чтобы не менять точку съемки. После чего необходимо объединить эти фотографии в графическом редакторе (например Фотошопе), таким образом, чтобы от каждой фотографии в итоговый вариант вошли «резкие» участки композиции.


 

Дано:
Необходимо уменьшить глубину резкости, для акцентирования одного из элементов композиции. Объекты входящие в фотографию находится на большом расстоянии (обычно при использовании зума).

Способ:
Используется две фотографии - одна с установленным вручную фокусе «до» акцентируемого объекта (так чтобы все объекты в кадре были «не в фокусе»), а другая с максимальной глубиной резкости. После чего фотографии объединяются в одну, таким образом чтобы акцентируемый объект был со второй фотографии а остальной кадр с первой. Простое размытие заднего фона не даст такого результата, так как все объекты оказываются одинаково не в фокусе, не зависимо от расстояния до них.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов