Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Цифровой вестник (август 2004)
06.06.2005

Равновесие цвета


Баланс белого: что это такое и как с ним работать

Профессиональные фотографы широко используют прием искусственного искажения цветопередачи для решения творческих задач. Но если на фотографии море оказалось не синим, а фиолетовым вопреки вашему желанию – без настройки баланса белого не обойтись!

Для начала – немного «теории». Вы и сами, должно быть, догадываетесь, что каждый источник света обладает своим цветом. Эту характеристику называют цветовой температурой и обозначают в градусах Кельвина. Так, обычная лампа накаливания имеет цветовую температуру порядка 2500 градусов Кельвина, что соответствует оранжевому цвету, многие флуоресцентные лампы дневного света создают синеватое излучение, соответст вующее температуре до 5000 K, а в без облачный день освещение становится «пронзительноголубым» и достигает температуры в 15000–20000 K. Разумеется, соответствующим цветом окрашиваются и предметы, на которые падает свет. Глазом эта разница почти не улавливается из-за особенностей работы человеческого мозга.

Если вы смотрите на лист бумаги при комнатном освещении, он будет казаться белым или почти белым – ведь вы же знаете, что он именно такой! А вот для фотокамеры все оказывается гораздо сложнее. Фотоаппарат сам по себе не знает, является ли объект съемки, скажем, голубоватым или это особенности источника света. Именно для решения этой проблемы и необходима настройка баланса белого – функции, указывающей камере цветовую температуру света в данных условиях, так, чтобы камера могла «сделать» белый объект белым и, соответственно, сохранить на снимке реальные цвета и оттенки. Какой бы камерой вы ни пользовались, по умолчанию электроника фото аппарата будет автоматически определять оттенок источника света и должным образом подстраивать цветовой баланс. Во многих типичных ситуациях этого вполне достаточно – логика управления современных фотокамер зачастую очень сложна и хитра, а потому справляется со своей задачей «на ура». Однако бывают ситуации, когда без ручного вмешательства не обойтись. В общемто, даже обычные «комнатные» условия при съемке в помещении могут оказаться проблемой для автоматики, традиционно рассчитанной на использование на улице, при дневном свете. Именно для таких случаев даже самые примитивные современные «мыльницы» снабжены набором предустановленных настроек баланса для «типичных» источников света: дневной свет, лампы накаливания, флуоресцентное освещение. В более «продвинутых» моделях этот список включает в себя дополнительные настройки, например, для флуоресцентных ламп разного типа (по существующим нормам они могут давать оттенки от теплого красноватого до холодного голубого), облачной или пасмурной погоды, съемки со вспышкой и т.п. Пользователю необходимо лишь выбрать значение, соответст вующее освещению фото графируемой сцены.


Правильная настройка баланса белого необоходима, чтобы сохранить на снимке естественную цветовую картину.

Приведенные снимки сделаны в помещении в условиях смешанного освещения. На фотографиях отлично видно, насколько меняется изображение при различных настройках баланса белого.

Баланс белого определен автоматикой. В данном случае камере повезло – преобладание дневного света значительно упростило задачу, хотя при детальном рассмотрении снимок может показатьсячуть красноватым.

Баланс белого установлен на «Fluorescent».

 

Из-за наличия нескольких источников света предустановка на «дневной свет» срабатывает неадекватно, хотя из всех возможных этот пресет был наиболее близок к реальным условиям.

Установка баланса по образцу при помощи листа бумаги отняла немного времени, но обеспечила точное воспроизведение всех цветов.

 

Названия некоторых предустановок

Daylight - ясный день, солнечно;
Cloudy - облачно;
Incandescent - лампы накаливания;
Fluorescent - лампы дневного света;
Speedlight - установка по вспышке.


РУЧНАЯ УСТАНОВКА

Предустановленные значения баланса белого помогают заметно улучшить качество изображения и в ряде случаев скорректировать работу автоматики, однако даже с их помощью не всегда можно решить проблему полностью. Старшие модели потребительского сегмента обычно обеспечивают возможность точной подстройки универсальных предустановок (в условных шагах или градусах Кельвина), а также допуска ют запись изображения в формате RAW, что позволяет сохранить максимум информации о фотографии и впоследствии исправить снимок программными средствами. Владельцам же большинства цифровых фотокамер сред него уровня для достижения оптимальной цветопередачи в сложных световых условиях необходимо воспользоваться функцией ручной установки баланса белого по образцу. Процесс этот значительно быстрее и проще, чем может показаться: перед началом фотосъемки фотограф как бы указывает камере, какой цвет следует считать белым. Все, что для этого требуется,– любой предмет нейтральносерого или белого цвета, например, лист бумаги или проездной на метро. Активируйте настройку по образцу (обычно это происходит после выбора ручной установки баланса белого или по нажатию специальной кнопки, если таковая имеется) и направьте объектив фотокамеры на ваш нейтральный объект. Камера сделает снимок и, про анализировав его, при съемке последующих фото графий будет исправлять цветовой баланс соответствующим образом. Вот и все – вы добились максимально точной передачи цветов и избежали нежелательных искажений. Главное, не за быть изменить настройку баланса белого при смене условий освещения.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов