Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Цифровой вестник (октябрь 2004)
09.06.2005

Тайны глубин


Глубина резкости: как с ней работать

Не стоит думать, что использовать глубину резкости для усиления выразительности своих работ могут только профессиональные фотографы. Разумеется, вдумчивое управление данным параметром съемки – один из важных признаков мастерства, однако простейшие приемы этого искусства вполне доступны любому пользователю.

Вы наверняка неоднократно замечали, что на любой фотографии резким получается не только тот объект, на который производилась фокусировка, но и некоторые другие, расположенные как ближе к объективу, так и дальше от него. Расстояние от объектива, в пределах которого все отображаемые на снимке предметы получаются резко, и называется глубиной резкости. Глубина резкости бывает разной: она может насчитывать несколько сантиметров, а может быть и бесконечной, то есть простираться до границы видимого пространства.

Размыть и выделить

Изменение глубины резкости - это одно из самых мощных изобразительных средств, доступных фотографу. «Играя» глубиной резкости можно легко выделить сюжетно важные участки снимка, эффектно «размыв» попавшие в кадр посторонние детали. Такой прием часто применяют, например, при съемке портретов: классический фотопортрет требует резкого изображения объекта и максимально «размытого» фона. Это позволяет отделить объект от фона и привлечь внимание к лицу человека. Не менее полезна и максимальная глубина резкос- ти - она поможет, например, при съемке динамичных сюжетов, когда необходимо, чтобы все объекты съемки оставались в фокусе, однако времени наводиться на резкость просто нет.



Использовано наибольшее значение
диафрагмы, в результате – большая
глубина резкости.


 



Снимок сделан с минимальным
значением диафрагмы, соответственно, и
глубина резкости значительно
уменьшилась.




Эффекта «размытого» фона помогает
добиться и «приближение» объекта при
помощи оптического зума.


Три составные части

Глубина резкости зависит от трех параметров: фокусного расстояния объектива, установленной диафрагмы и расстояния до предмета, на который наводится резкость.

Таким образом, чем дальше этот предмет, тем больше будет глубина резкости. Если расстояние до предмета составляет более десятка метров, то глубина резкости, скорее всего, будет бесконечной, то есть на снимке резкими будут все объекты, от объекта съемки до самого горизонта. При съемке близко расположенных предметов глубина резкости измеряется сантиметрами (в особых случаях, например, при макросъемке, глубина резкости может измеряться миллиметрами!). Что касается диафрагмы, то ее значение находится в обратном соотношении с глубиной резкости: чем больше диафрагма, тем меньше глубина резкости. Соответственно, уменьшение диа- фрагмы приводит к увеличению глубины резкости. Немного сложнее обстоит дело с фокусным расстоянием объектива: при одинаковом значении диафрагмы, глубина резкости объектива с малым фокусным расстоянием будет больше, нежели у объектива с большим фокусным расстоянием. Другими словами, на резкость можно влиять, варьируя значение оптического зума, - чем больше «приближение», тем меньше глубина резкости.

Покоряя глубину 

Стоит отметить, что легче всего контролировать глубину резкости тому, кто использует для съемки зеркальную фотокамеру. Видоискатели таких аппаратов позволяют не просто управлять глубиной резкости, но и визуально оценивать ее изменения при смене значения диафрагмы или при использовании зума. Намного сложнее управлять глубиной резкости при съемке «незеркальной» фотокамерой. Оптический видоискатель такого фотоаппарата способен помочь лишь в кадрировании - ни точность фокусировки, ни глубину резкости тут оценить не удастся. Изображение на жидкокристаллических дисплеях более информативно, однако зачастую его качество также оставляет желать лучшего, поэтому в большинстве случаев о глубине резкости можно только догадываться. Наиболее простой способ добиться оптимальной глубины резкости при съемке фотокамерой любительского уровня - это воспользоваться одной из сюжетных программ, которые реализуются большинством цифровых моделей. При съемке в программе «Портрет» (Portrait) автоматика камеры устанавливает наименьшую глубину резкости с таким расчетом, чтобы добиться резкого изображения объекта и «размытого» фона.

Напротив, использование программы «Пейзаж» (Landscape) приведет к съемке с максимальной глубиной резкости. Разумеется, варьировать глубину резкости можно установкой диафрагмы. Даже среди любительских камер сегодня немало таких, которые осуществляют полуавтоматический режим «приоритет диафрагмы», а то и позволяют напрямую работать с этим параметром. Другой вариант - режим «автобре-кетинг», при работе в котором камера автоматически снимает серию из трех кадров с разной экспозицией -владельцу остается только выбрать наиболее удачный. В том же случае, если автоматика вашей камеры не позволяет вносить изменения в значение диафрагмы - на помощь придет зум-объек-тив, изменяя фокусное расстояние которого, можно управлять и глубиной резкости.

Впрочем, оценить ре зультаты своих усилий вы сможете, только рассматри вая снимки на мониторе компьютера. Не стоит рас страиваться, если глубина резкости оказалась больше, чем вы рассчитывали, - в процессе обработки снимка «размыть» фон программ ными средствами несложно, а вот существенно увели чить резкость фона или от дельных оказавшихся нерез кими объектов уже никак не получится.

Простое решение 

Если сюжетные программы камеры не подходят вам «по сюжету», а автоматика не допускает ручного управления диафрагмой, простые манипуляции с зум-объекти-вом вполне могут помочь вам увеличить или уменьшить глубину резкости. Если вам необходима небольшая глубина резкости - отойдите подальше и увеличивайте фокусное расстояние, «приближая» снимаемый объект с помощью оптического зума. Хотите получить большую глубину резкости? Нет ничего проще - подойдите ближе к объекту съемки и переведите объектив в «широкоугольное» положение.

Оптический зум «приближает» объект, благодаря чему он эффектно «выступает» из фона

Снимок сделан в широкоуголь-f ном положении объектива -кусты на втором плане получились значительно резче




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов