Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Цифровой вестник (февраль 2005)
14.06.2005

Темные дела


Особенности ночной съемки

Существую три базовых способа "победить ночь": установить длинную выдержку, использовать вспышку или увеличить светочувствительность матрицы.

 

Съемка в автоматическом режиме: слишком яркие объекты переднего плана на фоне непроглядной темноты.

 

Программа «Ночная съемка»: адекватная цветопередача и неплохой баланс объектов переднего и заднего планов.

 

Длительная выдержка, медленная синхронизация вспышки и закрытая диафрагма позволили добиться возникновения романтических «лучиков» вокруг фонарей.

 

Длительная выдержка также дает возможность получить интересные эффекты при съемке движущихся объектов, например, фар проезжающих машин.

 

Не стоит думать, что главная опасность, подстерегающая фотографа ночью - это риск уснуть в самый ответственный момент. Чтобы получить качественный ночной снимок, нужны, как правило, профессиональная аппаратура, определенный опыт и неплохой уровень подготовки. Впрочем, с помощью предложенных ниже рекомендаций отличную фотографию может сделать любой пользователь, а изысканный рисунок иллюминации и романтичные городские пейзажи вполне вознаградят вас за бессонную ночь.

Проблема фотосъемки в условиях недостаточной освещенности особенно актуальна зимой, когда волею климатических условий большинство из нас переходит на «ночной» образ жизни. Праздничная иллюминация, яркие фейерверки и переливающийся в свете ночных огней снег предлагают фотографу массу возможностей для самовыражения - но для того, чтобы запечатлеть все это великолепие, определенные технические познания будут просто необходимы.

Как известно, оптическая система любой фотокамеры проецирует уменьшенное изображение на светочувствительный материал, которым в случае цифровой фотографии является ПЗС или КМОП-сенсор. Качество фотоснимка зависит от двух факторов: интенсивности падающего на матрицу светового потока и времени воздействия света. При низкой интенсивности света матрице требуется больше времени, чтобы запечатлеть сюжет, - соответственно необходимы длительные выдержки. Существуют и другие способы «победить ночь» - например, можно увеличить чувствительность матрицы фотокамеры, использовать вспышку или активировать одну из сюжетных программ.

Ночная смена

Чтобы подсветить сюжет импульсом вспышки, особой сноровки не требуется: в автоматическом режиме при необходимости камера использует вспышку самостоятельно. Съемка со вспышкой позволяет визуально выделить самые близкие к фотографу предметы, но полностью «убивает» фон - об огнях большого города на заднем плане придется забыть. Нежелательна и съемка объектов, удаленных от фотографа менее чем на метр: на темном фоне они будут казаться белыми.
Без использования вспышки ночная съемка тоже возможна: например, если увеличить светочувствительность матрицы. В автоматическом режиме чувствительность сенсора ограничена значением 100 ISO, а вот «ручное» вмешательство позволяет наращивать светочувствительность до 400 ISO или даже 800 ISO. Впрочем, такие значения достигаются посредством электронного усиления сигнала -одновременно повышаются шумы и резко падает качество снимка.

Гораздо лучший эффект дает увеличение времени экспонирования, то есть длительная выдержка. Но и здесь все не так просто: камера должна быть абсолютно неподвижной в течение всего времени, пока открыт затвор, а это время, в зависимости от возможностей камеры, может измеряться и десятками секунд. Даже малейшие перемещения корпуса аппарата приведут к тому, что объекты на снимке исказятся практически до неузнаваемости. Эту проблему можно решить, установив камеру на штатив или закрепив аппарат на любой устойчивой поверхности. Некоторые камеры дают возможность использовать режим «Медленная синхронизация» (Slow Sync), который, в комбинации с длительной выдержкой, позволяет подсветить объекты переднего плана и хорошо проработать фон.

Напоследок стоит упомянуть и сюжетные программы. «Ночной» режим фотосъемки доступен практически всем цифровым фотокамерам. Кроме того, многие аппараты реализуют и более «специальные» режимы: «Ночной портрет», «Ночной пейзаж», «Фейерверк», «Свечи» и т.д. Как правило, эти программы довольно просто активируются через меню или «внешние» органы управления, а их применение дает достаточно эффектные результаты.

Учет и контроль

Ночью темно всем - с проблемами сталкивается не только светочувствительная матрица фотокамеры, но также экс-понометрическая и фоку-сировочная системы аппарата, не говоря уже о том, что и самому фотографу бывает нелегко рассмотреть собственный сюжет. Поэтому при ночной съемке рекомендуется использовать оптический видоискатель - яркость ЖК-дисплеев большинства фотокамер вряд ли позволит эффективно построить композицию снимка. Убедившись, что вы снимаете именно то, что нужно, следует позаботиться и о фотокамере: если объекты первого плана недостаточно освещены (а следовательно, недостаточно контрастны), аппарат может столкнуться с определенными проблемами при автоматическом наведении на резкость. Многие современные фотокамеры позволяют подкорректировать фокусировку вручную или снабжены функцией подсветки автофокуса. Если же эти функции недоступны, вы можете помочь камере сориентироваться, подсветив объект съемки например, карманным фонариком. Нелишним будет и проконтролировать работу экспонометрии: в частности, можно сделать несколько снимков одной и той же композиции, используя экспокоррекцию в промежутке ±1EV, если, конечно, ваша камера поддерживает соответствующую функцию. Наконец, стоит обратить внимание и на баланс белого: экспериментируя с различными предустановками, вы можете добится интересных цветовых эффектов, а ручная настройка будет просто незаменима, чтобы адекватно передать сложный световой рисунок городской иллюминации.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов