Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Фролов А.
16.01.2013

Классические стандарты


Классические стандарты

Светосильные «полтинники» создавались как стандартные объективы для плёночных камер и с течением времени ничуть не потеряли популярности у творческих и репортажных фотографов

  Эрик Саломон (1886 – 1944гг) с камерой  ERMANOX
Эрик Саломон (1886 – 1944гг)
с камерой  ERMANOX

После Первой мировой войны получило широкое распространение использование новостных фотографий в газетах, а потому снимки приходилось делать, используя только доступный естественный свет, которого зачастую было недостаточно. Главное достоинство светосильных объективов заключается в возможности получать фотографии при слабом освещении. При этом сильное снижение четкости объектов, не попадающих в малую зону резкости, характерную для светосильной оптики, изначально не воспринималось как художественный прием, особенно при съемке портретов. Это можно увидеть на снимках политиков, которых в непринужденной атмосфере и естественной обстановке запечатлел немецкий фотограф Эрик Саломон – новатор репортажной съемки. Делая эти портреты, он использовал серийную среднеформатную камеру ERMANOX, которая была снабжена светосильной оптикой. Изначально эта компактная камера, выпускалась с объективом, имеющим светосилу f/2, но вскоре он был заменен на новую версию с относительным отверстием f/1,8.

Светосильные объективы серии ERMOSTAR были разработаны великим конструктором-оптиком Людвигом Бертеле специально для компании ERNEMANN. В 1926 году, когда ERNEMANN была куплена компанией ZEISS, Бертеле усовершенствовал схему объективов, в результате чего увидел свет популярный тип объективов Sonnar. Одна из особенностей схемы – достаточно большой размер, который ограничивал применение объектива со среднеформатной камерой. Однако светосильные объективы стали более востребованы с распространением 35мм камер LEITZ LEICA и ZEISS CONTAX. Для последних Бертеле создал соннары с минимальной диафрагмой f/2 и f/1,5. Компания LEITZ выбрала решение со схемой «двойной Гаусс», в результате чего в 1933 году для LEICA появился объектив f/2 Summar. А вот более светосильный объектив, сравнимый с 50мм объективом f/1,5 для CONTAX, LEITZ пришлось купить у SCHNEIDER и анонсирована новинка была в 1935 году.

Только после Второй мировой войны нормальная светосила для стандартного объектива 35мм камеры стала составлять f/2, с вариантами до f/1,4. Но для создания хорошей оптики с большим относительным отверстием производителям было необходимо учитывать два фактора: доступность стекла с высокой степенью преломления и возможность создания просветляющего слоя. Довоенные объективы обладали диафрагмой, соответствующей физическим измерениям, но в реальности потери света из-за внутренних отражений давали значительно меньшую светосилу.

Прямой свет давал эффект осветления теней в связи с рассеиванием света на поверхности фотопленки, а детализация в тёмных участках при этом не улучшалась. Знаменитый CANON 50 мм f/0,95, несмотря на отличное просветление, теряет часть светосилы из-за описанного эффекта. Хотя развитие производства оптических стекол не стоит на месте, а технология изготовления асферических линз частично избавляет современные объективы от нежелательного рассеивания, светосильная оптика все же имеет ряд недостатков, устранить которые не так просто. Нельзя одновременно в полной мере скорректировать дисторсию, виньетирование и аберрации. Увеличение последней возникает при фокусировке с близкой дистанции и может быть скомпенсировано смещением фокусировочного элемента или группы в оптической схеме. А виньетирование особенно заметно на сенсорах цифровых камер, чувствительных к углу падения света и снижению освещенности по краям кадра.

Борьба за качество разворачивается на нескольких фронтах, и каждый производитель старается найти своё решение. Посмотрим, в чем преуспели именитые монстры оптики и сравним светосильные «полтинники» NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G и SIGMA 50mm f/1,4 EX DG HSM.

Объектив NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G был создан на основе оптической конструкции долгожителя серии D (NIKKOR AF 50mm f/1,4 D). Новая версия отличается, в основном, улучшением характеристик при работе с цифровыми камерами. Также был добавлен ультразвуковой привод фокусировки SWM, позволяющий повысить качество фокусировки, а рассеивание и хроматические аберрации были снижены. SIGMA 50mm f/1,4 EX DG HSM не имеет таких именитых предшественников, но почти ничем не уступает сопернику. Он также обладает ультразвуковым мотором, но при этом существенно отличается размерами и особенностями фокусировки. NIKON более компактный и имеет внутреннюю фокусировку. Ход фокусировочного кольца заметно длинный – около 180°. SIGMA заметно больше по размерам, в нем также используется внутренняя фокусировка, но, чтобы сменить дистанцию от максимально близкой (0,45 м) до бесконечности, нужно повернуть фокусировочное кольцо всего на 90°. С одной стороны, это обеспечивает высокую скорость работы и экономию заряда батарей, но, с другой стороны, при ручной фокусировке поймать нужную дистанцию чуть сложнее. На камере NIKON D3, которая использовалась для теста, значительной разницы между сравниваемыми объективами в «цепкости» фокусировки отмечено не было, а вот скорость работы у экземпляра от SIGMA лучше: перемещение фокусировочного элемента от минимальной дистанции до бесконечности заняло 405 миллисекунд, в отличие от показателя соперника: 655 миллисекунд.

Оптическая схема

NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G SIGMA 50mm f/1,4 EX DG HSM
NIKKOR построен по классической схеме «двойной Гаусс» без использования специальных оптических элементов. Большая передняя линза SIGMA обеспечивает почти полное отсутствие виньетирования. Использование асферического элемента позволяет сократить аберрации.

Резкость NIKKORA’а подтверждает преимущество классической схемы: хороший контраст и детализация на всем поле кадра при диафрагме f/1,4, но при этом заметно виньетирование. SIGMA представляет альтернативу: с резкими границами в центре снимка, небольшим падением четкости к краям кадра и почти полным отсутствием виньетирования.

NIKKOR SIGMA
Пары линий на мм
50mm 10 пл/мм 30 пл/мм 50 пл/мм
Центр, f/2,8 0,95 0,95 0,90
Центр, f/1,4 0,90 0,90 0,85
Край, f/2,8 0,95 0,95 0,90
Край, f/1,4 0,90 0,85 0,80
50mm 10 пл/мм 30 пл/мм 50 пл/мм
Центр, f/2,8 0,95 0,95 0,90
Центр, f/1,4 0,90 0,90 0,85
Край, f/2,8 0,95 0,95 0,90
Край, f/1,4 0,90 0,85 0,80

Оптимальную резкость NIKKOR дает при диафрагме f/2,8 с небольшим затемнением по углам кадра, которое пропадает на f/4. Потеря контраста начинается на f/11 и становится заметной при значении f/16.

SIGMA позволяет получать снимки с отличной резкостью в центральной части кадра, но четкость изображения и контраст при приближении к краям кадра снижается. Общая четкость становится приемлемой при диафрагме f/2,8 с незначительным снижением разрешения по краям снимка, а максимальное качество можно получить на значении f/5,6. Некоторое снижение резкости происходит при достижении диафрагмы f/16.

Размер линз имеет значение, так как это напрямую влияет на равномерность освещения по полю кадра. Диаметр передней линзы у NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G – 35 мм, а у SIGMA 50mm f/1,4 EX DG HSM – 60 мм. Очевидно, что виньетирование у соперников будет заметно отличаться, и тесты это подтверждают: диафрагма показывает, что у SIGMA отличные результаты. Даже при максимальной диафрагме затемнение на углах изображения не превышает ⅓ ступени. При использовании камер с сенсором APS-C виньетирование остается за рамками кадра при любых значениях диафрагмы как для объектива NIKON, так и для объектива SIGMA.

NIKKOR SIGMA
f/1,4 >1 EV
f/2 2/3 EV
f/2,8 1/3 EV
f/4 -
f/1,4 1/3 EV
f/2 <1/3 EV
f/2,8 -
f/4 -

На схеме показан характер виньетирования при полностью открытой диафрагме. Можно легко оценить силу падения освещенности от центра к краям изображения: при измерениях в ступенях экспозиции разницу яркости более чем в 1/3 EV можно легко заметить, и поэтому на схеме такие участки показаны светлым оттенком. Тёмные участки указывает на разницу в яркости относительно центральной части кадра более чем в 1/2 ступени. Разумеется, в реальности затемнение на углах снимка всегда будет плавным, а не ступенчатым.

В таблице даны значения максимального падения яркости на углах кадра по отношению к его центральной части. Тут можно отметить, что даже при увеличении диафрагмы на две ступени от максимальной светосилы, NIKKOR все еще не избавляется от виньетирования. А вот детализация и устойчивость к паразитным засветкам при таких значениях просто превосходны. SIGMA дает на открытых диафрагмах исключительно равномерную яркость по всему полю кадра, но платой за это является снижение четкости по краям изображения.

Дисторсия – не самый заметный недостаток, особенно на стандартных объективах с постоянным фокусным расстоянием. Но и тут стоит отметить преимущество более крупного из соперников. Измерения показали, что SIGMA на доли процента обгоняет NIKKOR, показывая превосходство, почти не заметное дла глаза. При дистанции фокусировки 25 м прямая линия, проходящая в 4 мм от верхнего края кадра, искажается объективом SIGMA 50mm f/1,4 EX DG HSM (отклоняется на полученном снимке вверх) всего на 0,35%. NIKKOR при таких же условиях дает незначительно большее отклонение: 0,42%. Легкая подушкообразная дисторсия характерна и вполне ожидаема для объективов такого типа.

Хроматическая аберрация – показатель, напрямую говорящий о структуре изображения. Оба объектива дают прекрасное изображение в центре снимка, но ближе к краям кадра можно заметить небольшую разницу. У NIKKOR цветовые расхождения не такие заметные, как у его соперника в этом тесте. SIGMA показывает чуть большую хроматическую аберрацию, которая однако заметна на контрастных объектах, находящихся вне зоны фокуса.

Итог

Сравнение показало неоднозначные результаты. С одной стороны – NIKKON, с отличной резкостью и контрастом на минимальной диафрагме, но значительным затенением на углах кадра. С другой стороны – SIGMA, с хорошей четкостью в центре кадра и отлично исправленным виньетированием, но потерей контраста на участках, близких к краю изображения. Если съемка ведется при недостаточном освещении при высоких значениях ISO, оба соперника отлично передают детали в тенях, которые не может увидеть глаз. Объективы снабжены девятилепестковыми диафрагмами с закругленной формой лепестков, что позволяет хорошо разбить изображение на планы и получить естественную форму объектов, находящихся вне зоны резкости. Особенно это важно при съемке портрета, в котором четкость на краях кадра не имеет большого значения, хотя и виньетирование может создать особое настроение.

Стоимости объективов NIKON и SIGMA сопоставимы: средняя цена на NIKON – 14000 рублей, а SIGMA стоит около 15500 руб. Стоит отметить еще одно преимущество SIGMA, которое заключается в выпуске объективов с любым байонетом, подходящим для камер популярных производителей. Владельцам же NIKON придется выбирать, исходя из своих предпочтений в съемке и приверженности бренду. На одной чаше весов – классическое качество изображения от NIKKOR, а на другой – естественная тональность на всем поле снимка, сделанном при помощи оптики SIGMA.




Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов