Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехники
 
ФотоклассикиИнтернет-магазин Foto.ru
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Владимир Зверев
04.06.2013

Эволюция зеркальной фотокамеры


* * *

Её знают все. К ней привыкли. Она уходит в прошлое под натиском цифровых «псевдо-зеркалок». Но история её загадочна, запутанна и непредсказуема... Впитав в себя всё лучшее от предтечи - дальномерных и форматных камер - в 1970-е г.г. зеркальный аппарат стал ведущим типом фотоаппарата, воплотившим в себе лучшие достижения оптики и микроэлектроники...

Принцип, положенный в основу фотоаппарата, был известен задолго до открытия фотографии. Начнём с камеры-обскуры. Ещё Аристотель за 350 лет до н. э. упоминал о свойстве света, создавать перевёрнутое изображение на стене, проходя в затенённой комнате через маленькое отверстие.

Развитие фотоаппаратостроения неразрывно связано с применяемыми для получения изображения технологиями.

Дагеротипия. Художник-декоратор Луи Жак Манде Дагер, повторяя опыты Ж. Н. Ньепса по возгонке йода на серебряную пластину, 7 января 1839 года при случайных обстоятельствах получил отчетливое и хорошо видимое позитивное изображение. Этот день считают официальной датой изобретения фотографии.

Тальботипия. Благодаря открытию Фокса Тальбота впервые стало возможным осуществить получение нескольких позитивных копий с одного негатива.

Мокрый коллодионный процесс (амбротипию) предложил в 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер. Применение этого процесса существенно повысило светочувствительность и позволило получить изображение исключительно высокого качества, особенно по резкости. Амбротипия просуществовала почти 20 лет до 1871 года.

Сухие бром-серебряные желатиновые слои. В 1871 году английский врач Ричард Лич Мэддокс применил сухую «фотографическую эмульсию». Применение желатина стало крупным шагом в дальнейшем развитии фотографии и создало широкие предпосылки для промышленного изготовления фотоматериалов.

Джордж Истман был одним из первых, кто успешно наладил массовое производство сухих пластинок для фотографирования в 1879 году, разработав машину для нанесения эмульсии на пластины.

1885 г. - представлена пленка EASTMAN American Film - первая прозрачная фотографическая пленка в том виде, как мы ее знаем сегодня.

1891 г. - «Кодак» выпускает пленку для зарядки при дневном свете.

Самый большой фотоаппарат в мире сконструировали в Америке в 1900 г. Его назвали The Mammoth Camera или “Камера-мамонт”. Устройство создал Джордж Лоуренс, мастер по сборке фотоаппаратов из Чикаго. Фотоаппарат весил 408 кг, обслуживался 15-ю операторами. Формат кадра был 2.4х1.4 м, снимал на фотопластину.

Технологическая революция в фото-индустрии беспощадна к аутсайдерам. Хотя в начале лидерами были англичане, американцы и французы, технологический прорыв состоялся в другом месте.

С начала 20-го века немецкие фоторазработки удивляли мир. Магниевый порошок, первый флэш-ган и электронная вспышка. Первая системная фотокамера, светосильные линзы, просветление на стёклышках, первые зеркальные аппараты и зумм-объектив, который назывался тогда трансфокатор. Уже тогда ценили цейсовскую оптику. Цветная фотоплёнка впервые выпущена фирмой «Agfa». Всё было добротное, надёжное и качественное.

Возможно, не так и не тем мы снимали бы сейчас. Победе «зеркалок» на фоторынке способствовали успехи химиков, физиков, оптиков, механиков и развитие электроники. В общем технологический прогресс. И пожелания трудящихся в поте лица фотолюбителей. Концепция развития фотографии как и всего прогресса, проста: «стырь» чужую идею, добавь свою и докажи что ты - лучший. Все камеры со шторно-щелевым затвором «содраны» с конструкции Отомара Аншютца 1882 года!...Ещё в 1897 году компания «Zeiss» запатентовала конструкцию объектива Планар. В 1902 году компания получила патент на схему объектива Тессар.

Производители фототехники условно делятся на «инженеров» и «маркетологов». Инженерные компании двигают прогресс, изобретая и разрабатывая все принципиально новое. А маркетинговые фирмы (такие, как сейчас - «Canon» и «Nikon») внимательно изучают потребности фотографов и разработки конкурентов. И чуть позже выпускают камеры, наиболее подходящие для реалии.

Появление зеркальной камеры

Понятие «зеркальный фотоаппарат» относится к однообъективным зеркальным камерам, также обозначаемым англоязычной аббревиатурой SLR (англ. Single Lens Reflex camera).

Впервые портативная зеркальная камера-обскура упоминается в 1686 году. Иохан Зан описал зеркальную камеру-обскуру в виде деревянного ящика шириной и высотой 23 см и длинной 61 см. Изображение в ней фокусировалось на промасленную бумагу или опаловое стекло посредством объектива в тубусе.

Первые фотокамеры имели значительные размеры и массу. Например, камера Дагера весила около 50 кг. Конструкция большинства фотоаппаратов этого периода представляла собой бокс-камеру, состоявшую из ящика с тубусом, в который был встроен объектив (фокусировка производилась выдвижением объектива), или камеру, состоявшую из 2 ящиков, перемещавшихся один относительно другого (объектив устанавливался на передней стенке одного из ящиков)

 В 1861 г. английский фотограф Т. Сэттон запатентовал первый однообъективный зеркальный фотоаппарат. Разработанный им фотоаппарат определил тип зеркальных камер на ближайшие два десятилетия.

В 1890-х г.г. широкое распространение получили фотоаппараты, называемые бокс-камерами. Среди них заметное место занимает фотоаппарат «Кодак», положивший начало новому этапу фототехники.

Промышленный выпуск однообъективных зеркальных фотоаппаратов был начат в 90-х г.г. XlХ в. В 1898 г. появилась камера «Graflex», которая выпускалась в разных модификациях вплоть до конца Второй мировой войны.


Однообъективные фотоаппараты тех лет, как правило, представляли собой большой ящик со светозащитной крышкой наверху, служившей шахтой для наблюдении. Фокусировка объектива осуществлялась по матовому стеклу посредством зубчатой пары (шестерня-рейка) и меха или же с помощью винтового устройства. Технический уровень этих фотоаппаратов был достаточно высок: затвор с выдержками 1\1000 с, сменные объективы, устройство для поперечного смещения объектива, сменная задняя крышка, бинокулярная лупа, установленная внутри шахты.
Француз А. Селье в 1839 году сконструировал штатив и шаровую головку к нему, светозащитный тент и укладочный ящик, в который помещалось всё снаряжение фотографа. В 1839-1841 годах в Германии компания Voigtländer изготовила первую металлическую фотокамеру для дагеротипии - Ganzmetallkamera. Объективы Voigtländer были революционным продуктом - они рассчитывались математически. Оптические расчёты проводил венгерский профессор Йозеф Петцваль (объектив Петцваля). Первую камеру с мехами сконструировал в России в 1847 гю С. Л. Левицкий.
К недостаткам однообъективных зеркальных фотоаппаратов тех лет следует отнести их громоздкость и значительную массу, вибрации камеры при работе массивного зеркала, сложную конструкцию затвора, фото-пластины большого размера.
1898 г. - компания «Kodak» выпустила на рынок складной карманный фотоаппарат Folding Pocket KODAK Camera, который сегодня считается родоначальником всех современных широкопленочных фотоаппаратов. Такой фотоаппарат позволял получать негатив форматом 6х9см, он десятки лет оставался стандартом в отрасли.


Интересно, что ещё в 1907 г. англичанин Н. Черчилл предложил складную камеру, принцип работы которой в дальнейшем был использован в камере «Polaroid SX-70 Land Camera» в 1972 году.

 

 

В 1912 году американец Дж. Смит изготовил малоформатный фотоаппарат с размером кадра 24Х36 мм на 35-мм киноплёнку. 1925 г. - фотоаппарат Leica (Leitz Camera) стал первым массовым технически совершенным фотоаппаратом (24Х36 мм).

 

 

 В 1932 году недавно образованный концерн Zeiss Ikon выпустил камеру «Contax», ставшую первой системной малоформатной камерой. «Kodak» в 1934 году представил картридж для пленки, который широко используется и сейчас и который можно заряжать в камеру при дневном свете.
В период с 1930-1940 г. в мире преобладали камеры с сопряжённым дальномером, господство которых длилось до начала 60-х г.г.


Основные недостатки дальномерных камер были заметны еще в 30-х годах. Предпринимались различные попытки бороться с этими недостатками. Для телеобъективов в 1933 году были разработаны зеркальные адаптеры Flektoskop, крепившиеся на байонет фотокамеры Contax и позволявшие фокусировать изображение как в зеркальных камерах.


Форму и размеры, которые мы ассоциируем с современными зеркальными фотоаппаратами, камеры приобрели в 30-е г.г. Первая зеркальная камера - Exakta VP (тип пленки 127) была выпущена в Германии в 1933 году. За ней через 3 года последовала первая 35-миллиметровая зеркальная камера Kine Exakta. В СССР в 1936 году начался массовый выпуск фотоаппарата «Спорт»-(«Гельветта»), созданного в 1935 г. конструктором Гельгаром.

 

Однако перед войной зеркальные камеры большого распространения не получили. Зеркальная камера 1930-х г.г., да и позднее, во всем уступала дальномерной - и в удобстве, и в оперативности.

Затем была Вторая мировая война, после которой фото-индустрия Германии слишком долго восстанавливалась. Она выдержала нокдаун, но упустила время. Немецкие технологии рассеялись по миру. Кто-то подаёт восхитительные идеи, кто-то восхитительно (а иногда беспардонно нагло) воплощает их в жизнь. Любая вещь когда-то и кем-то придуманная, копируется, клонируется, а затем производится на более высоком уровне . С конца 60-х недорогая японская фототехника стала теснить качественную немецкую.

В 1947-1948 годах на базе дальномерной камеры Contax ll была разработана революционная зеркальная камера Contax S. В отличие от Exakta с ее замысловатой конструкцией, это была именно такая зеркальная камера, какой мы знаем ее сейчас - с пентапризмой, затвором в фокальной. Универсальное резьбовое соединение M42×1 ошибочно называется «Pentax thread». Впервые такое соединение появилось в проекте зеркального фотоаппарата Spiegel Contax (Contax-S) в 1946 году. Первой серийной камерой с резьбовым присоединением M42×1/45,5 считается камера Practiflex 1948 года.


(TLR — Twin-lens reflex camera) Двухобъективный зеркальный фотоаппарат изобрели англичане Р. и Дж. Бек в 1880 г. Он стал прародителем стерео-фотокамеры. Немецкие конструкторы Р. Гейдике и П. Франке разработали зеркальный фотоаппарат «Роллейфлекс»на формат 6х6см (1928 г.). Он выпускался в разных модификациях около 60 лет и стал заметным этапом в развитии фотоаппаратостроения.

В 50-х г.г. японской фирмой «Конисироку Фото Инд. Ко» был изготовлен двухобъективный фотоаппарат, позволяющий изменять фокусное расстояние объектива в диапазоне 85-135 мм путём смены передних компонентов.

 


В 1958 году появился первый в мире штатный зум-объектив 36-82mm F2.8 для 35мм камер от Voigtländer.

 

60-70-е г.г. ХХ века без преувеличения можно назвать поворотными в истории развития фотоаппаратостроения. Благодаря бурному прогрессу электроники (миниатюризация с интегральными схемами, микропроцессорами, цифровой компьютерной логикой фотоиндустрия поднялась на новую ступень.

Камера с само-возвращающимся зеркалом «Pentax Asahiflex» 1954 г.
Asahi Optical (Pentax) был пионером производства «зеркалок» в Японии, так же впервые компания использовала на камере пентапризму в 1957 г., после чего все их камеры стали называться PENTAX (PENTA-prizm refle-X)

1954 г. Первая 35-ти мм зеркальная фотокамера с полностью автоматическим механизмом подъема зеркала - родоначальник современных зеркальных фотоаппаратов. Отныне у зеркальных фотоаппаратов появляется два главных козыря: точность (фотограф смотрит непосредственно через объектив) и оперативность (затемнение кадра происходит только в момент срабатывания затвора).


1958 г. MINOLTA SR-2. Эта первая в мире зеркалка, в которой использовался механизм автоматической диафрагмы.
Стоит также заметить, что за последние годы производство фототехники являлось одним из самых массовых производств технически сложных бытовых устройств в мире.


1948 г. стал годом выпуска шведского фотоаппарата «Хассельблад 1660 Ф» - знаменитого среднеформатного фотоаппарата (формат 6х6).

 

Формирование современного зеркального фотоаппарата происходило в несколько этапов:

– Появление призменного видоискателя
– Изобретение компактного, встраиваемого CdS-экспонометра
– Появление системы TTL-замера
– Рождение электронно-управляемых затворов
– Сначала частичная, а затем и полная автоматика экспозиции
– Устройства автоматической транспортировки пленки
– Системы многозонного TTL-замера уровня освещения
– Появление TTL-вспышек и вспышек в корпусе фотокамеры
– Микропроцессорное управление всеми устройствами фотоаппарата
– Использование информационных дисплеев
– Появление автофокуса

Недорогие «средне-форматки» ушли с рынка под напором систем «Кодапак 126" K1020 SLR AUTO-INSTANT slr», 1966 г. и «Полароид» - «Polaroid SX-70 Land Camera », 1972.

«Нарцисс» стал первой серийной миниатюрной зеркальной камерой в мире. В начале 70-х на формат 110 появились японская «Minolta-110 SLR zoom» и в 1978 «Pentax Auto 110» со сменной оптикой. Но качество фотоплёнок тех лет не позволило этому формату развиться. Также в 90-х годах прошла мода и на камеры промежуточного APS-формата, их функции оказались не востребованы. Вера в прогресс фотоматериалов неоднократно поднимала бум малых форматов - вспомним прекрасные «полуформатки» шестидесятых годов, а готовились к выпуску и «четвертьформатки» с хитрыми поворотами отснятой пленки (144 кадра на стандартную кассету 135-го типа), вспомним бум камер под пленку типа 110 и появление миниатюрных дисковых систем, блеснувших и плавно затухших в конце 1970-х - начале 1980-х, вспомним и надежды, не оправдавшиеся с введением стандарта APS в середине девяностых годов. Все опять возвращалось к кадру 24x36 мм.
  

Если уж говорить о первенстве и приоритетах, давайте рассудим. Многие патенты и изобретения сначала использовали военные, а затем они стали «мирными». Поэтому возникают разночтения первого появления автофокуса, зум-объектива, пентапризмы. В этой статье упор делается на формат 35мм - Тип 135. Напомню, что форматов плёнки было намного больше: Тип 110 • Тип 120 • Тип 126 • Тип 127 • Тип 135 • Тип 220 Тип 240 (APS) • Instamatic • Рапид • Дисковая фотоплёнка


1978 г. «Polaroid Sonar SX-70 Land Camera Autofocus SLR» - зеркальная камера одноступенчатого процесса с автоматической фокусировкой и индикацией посредством светодиодной матрицы.


1981 г. Sony Mavica (Magnetic Video Camera) - первая цифровая фотокамера.

1982 г. «Olympus OM-30» - управление съёмочным процессом производилось одним нажатием на спусковую кнопку. Транспортировка плёнки, отработка экспозиции и фокусировка производились автоматически.

Плёночный электронный зеркальный фотоаппарат концентрировал в себе максимум инженерной мысли и технологии конца ХХ века и безусловно являлся самым сложным устройством бытового назначения. По количеству применяемых в ней запатентованных устройств (то есть изобретений) фотоаппарат на порядок превосходит такую окружающую нас бытовую технику, как телевизор, видеомагнитофон или сотовый телефон. Для примера: в 1996 году фирма Canon зарегистрировала в США 1541 патент, уступив по этому показателю наукоемкости только IBM (1867 патентов).
На сегодняшний день принципиальное развитие зеркальных фотоаппаратов завершено - в них есть все необходимые для фотографа узлы и устройства, а также автоматика всех этих устройств. Возможно только усовершенствование фотокамер и отдельных узлов. Последними флагманами плёночно-зеркальной эпохи были Nikon F5 и Canon EOS-1N

Теперь вот Корея и Китай идут по пути Японии. Россия свой шанс упустила давно, еще в советский период, благодаря плановой экономике и пятилетним планам. Победителей не судят, как говорится, а потребителю не особенно интересно кто именно придумал удобную ему вещь (Китай форевер!). Кто теперь помнит красивые и звучные имена Фойхляндер, Миранда, Топкон? Но ведь текут слюнки у знатоков при словах Zeiss Ikon и Contax.

Цифровые фотоаппараты

Цифровая фотография - синтетическая дисциплина, которую в равной степени можно считать как разновидностью фотографического искусства, так и одной из периферийных компьютерных технологий. Потребность в фотокамерах, способных не только сделать фотографию, но и самостоятельно передать ее в цифровом виде на большое расстояние, возникла давно. История цифровой фотографии – запутанный клубок конкурирующих технологий, патентов, неожиданных и забытых изобретений.
Она началась с развитием телевидения в 1940-1950 годах. Тогда только начинали искать пути записи изображений. Первый прорыв был совершен в 1951 году.

В этот год лаборатории Bing Crosby удалось сделать запись электрических импульсов на магнитную ленту.

К 1956 году технология работала настолько хорошо, что стала неотъемлемой частью телевизионной индустрии.


В 1959 году советский фототелевизионный комплекс «Енисей», установленный на станции «Луна-3», передал на Землю первые в мире изображения обратной стороны Луны.
В 1960-х годах НАСА в рамках «лунной программы» придумало технологию шифрования изображения на компьютере. Данные были обработаны таким образом, что изображение превратилось в цифровой сигнал, а шум был удален.
Точкой отсчета истории цифровой фотографии, по-видимому, можно считать 1969 - год изобретения альтернативы химической фотопленки - CCD (Charge Coupled Device), прибора с зарядовой связью (ПЗС), предназначенного для регистрации изображений в цифровой форме.

Изобретенные в 1963 году CMOS-матрицы (Complementary-symmetry/metal-oxide semiconductor) не применялись для фото до середины 90-х годов. Пока в NASA не была разработана APS (Active Pixel Sensor) - CMOS-матрица нового поколения, каждый пиксель которой имел собственный усилитель.

В декабре 1975 года в компании Eastman Kodak создан уникальный прототип фотокамеры не использующей пленку. В корпус камеры был вмонтировал магнитофон, попиксельно записывающий каждое полученное изображение на стандартную кассету. Одна фотография сохранялась на кассету 23 секунды. Эдакий цифровой «эквивалент дагеротипа».

Между тем в 1977 году сотрудник компании Texas Instruments Уиллис Эдкок запатентовал систему электронной фотографии.


Прототип потребительской цифровой фотокамеры - первая Mavica с цифровым захватом изображений, но аналоговым методом их записи - был выпущен компанией Sony в 1981 году, когда массовый рынок был еще совсем не готов к принятию новой технологии.

 

 

До выхода первой потребительской камеры Apple QuickTake 100, имевшей разрешение VGA (640x480), прошло 13 лет.


1991 г. - камера Kodak Professional Digital Camera System (Kodak DCS 100) на базе Nikon F3 стала первой цифровой однообъективной зеркальной камерой (разрешение 1.3 мр).

Переломным в истории цифровой фотографии можно считать 95-й год, когда появились первые потребительские фотоаппараты с разрешением 640х480. Затем началась гонка за снижением цены и приближением качества цифровой фотографии к качеству пленки.
В 1996 году на рынок пришла компания Olympus, ознаменовав свое появление концепцией комплексного подхода к цифровому фото.
Для таких гигантов традиционной оптики и фототехники как Olympus, и последовавшими за ними Fujifilm, Canon и Nikon, переход к цифровым технологиям был логичным шагом. У американских же фирм Kodak и Polaroid бизнес цифровой фотографии стал убыточным.

Мы, бедные и ленивые обыватели, как ни странно , являемся кормильцами фотогигантов. И от наших возможностей и пожеланий в дальнейшем зависит будущее фотографии. Некоторых вполне устраивает фото с мобильного, а кого-то прельщают только олимпусовское «bokeh» и никоновский RAW-NEF.
Когда-то эту тему чётко просекли Kodak и Polaroid, предлагая сделать всё за нас. Сейчас мы стали побогаче и поопытнее в фото-пристрастиях, благодаря компьютерным технологиям «научились» обрабатывать фото сами. Изменились наши вкусы и взгляды. Основное преимущество зеркальной камеры - видеть именно то, что будет на фото- перечеркнул обычный LCD-дисплейчик, стоило ему увеличится в размерах. Дорогие зеркально-призменные внутренности оказались не нужны.

Удар «поддых» зеркальная индустрия получила от Micro Four Thirds System .
Micro Four Thirds System анонсирован в Токио 5 августа 2008 года. Это стандарт, созданный фирмами Olympus и Matsushita (Panasonic). С лёгкой руки Олимпус из зеркалки «выкинули» зеркало и призменный видоискатель. Так стандарт Four Thirds System перерождается в Micro Four Thirds. Но камера продолжает работать: сигнал с сенсора идёт на видоискатель или ЖК-дисплей. Камера стала легче, объективы можно менять. Объективы Four Thirds можно поставить на камеры с Micro Four Thirds через специальный адаптер. Сбылись мечты: на камеру любого бренда «садится» оптика любого производителя. Да и китайские умельцы предлагают в ассортименте переходники под любой плёночный объектив.

«4:3»не основывается ни на каком предыдущем стандарте, как например Canon EFNikon FPentax и Sony (Minolta), которые во многом совместимы с плёночными камерами.
Основной идеей предыдущего формата, «4:3», созданного фирмами Olympus и Kodak, было то, что большинство фотографий не требуют очень высокого разрешения. Так для газетных и некрупных журнальных иллюстраций вполне хватает качества сенсора размером в четыре раза (по площади) меньше чем у 35-мм камер. Фотолюбителей устроило увеличение глубины резкости. Вес изделия заметно уменьшился. Стандарт подразумевал полную совместимость камер, объективов и других принадлежностей от разных производителей: Fujifilm, Kodak, Leica, Olympus, Panasonic, Sanyo и Sigma.

И хотя её знают все и к ней привыкли, зеркальная камера уходит в прошлое. Под натиском цифровых «псевдо-зеркалок 4:3». Камера стала проще и дешевле. И опять становится похожа на старую добрую дальномерку.

Материал взят из источников:
«Справочник фотографа» (редакция - А. Меледин), 1989;
А. И. Тарчун «Зеркальный фотоаппарат как система», 1986;
Хельмут Штапф «Фотография», 1948;
Э. Хокинс , Д. Эйвон. «Фотография. Техника и искусство», 1992 (Чёрная серия);
Д. О. Стародуб. «Азбука фотографии», 1980;
Политехнический словарь (изд. Советская энциклопедия), 1976 (с изм. 1989);
Журнал Фотомагазин 10-2000 «История ZEISS IKON и Contax»;
Журнал Фотомагазин 06-2001 «Contax - рождение династии».

Ссылки на книги:
Michael Langford. «The Story of Photography»;

Материалы сайтов:
http://www.fotomatrix.ru/wmc/film_foto/?id=1149707832
ИСТОРИЯ ZEISS IKON и Contax;

http://www.zenitcamera.com/
Резьбовые и байонетные крепления камер;

Материалы форума «Фотоаппараты КМЗ»- вытяжки по развитию определённых моделей фототехники и общие тенденции фотоаппаратостроения;

http://www.photoline.ru/history/leica.htm
История фирмы Лейка;

http://www.bibliofond.ru
Вехи и даты история развития фотографии;
История создания цифровой фотокамеры;

http://oboifoto.ru/index.php?newsid=300003&news_page=1
Справочные данные по камерам Минолта, Пентакс, Никон и Кэнон;

http://www.mobi.ru/News/14515/index.htm
История создания цифровой фотокамеры;

http://ru.wikipedia.org
Мониторинг дат и названий для точного изложения.




Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов