Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Шеклеин А.В.
14.11.2001

Сменная оптика Canon для автофокусных камер EOS


Сменная оптика Canon для автофокусных камер EOS

Все ведущие фирмы, выпускающие фотокамеры, не могут остаться в стороне от разработки и производства оптики для них. Линейка объективов определяется потребностями практики и технологическими возможностями сегодняшнего дня.

Для однообъективных зеркальных камер серии EOS, Canon выпускает более 50 сменных объективов, некоторые из них, относящиеся к профессиональной группе L, имеют предельные для нынешних технологий характеристики: по максимальному относительному отверстию, исправлению аберраций, цветопередаче или значениям фокусного расстояния. Производство оптики - чрезвычайно сложный процесс, связанный с прецизионной механической обработкой. Отступление от жестких требований производства всегда чревата потерей качества изображения и в первую очередь ее самой наглядной стороной - резкостью и контрастом.

Существуют многие объективные критерии результирующего качества, например графики функции передачи модуляции (MTF + modulation transfer function), однако они не исчерпывают всех художественных тонкостей деталей изображения и лишь с большой натяжкой пригодны для выбора наиболее подходящего варианта для вашей практической работы. Создание современного объектива до сих пор осуществляется наполовину наукой, а наполовину - искусством, и только ваша собственная оценка результата может быть окончательным доводом в пользу того или иного варианта. Действительно плохих объективов сейчас уже не делает никто, конкуренция не позволяет, а выбрать лучший помогает как авторитет производителя, так и ваш личный опыт.

Фирма Canon всегда лидировала в области производства оптики. Каждая новая разработка перед запуском в серию изготовляется вручную в нескольких экземплярах и подвергается различным испытаниям и контролю. Фирма стремилась и стремится реализовать в своей продукции последние технические и научные достижения, что делало объективы Canon с первых лет их существования соответвующими лучшим мировым образцам. Сегодня Canon предлагает фотографам конструкции, не имеющие аналогов у конкурентов.

В 1961г. для дальномерных камер был выпущен до сих пор самый светосильный фотографических объектив в мире 50мм f/0.95.

В 1964г. появляется "самый широкоугольный широкоугольник" для зеркалок FL 19мм f/3.5.

К 1969г. фирма освоила производство флюоритовой оптики и выпустила первый в мире телевик FL - F 300мм f/5.6 мм с флюритовыми линзами и превосходной коррекцией хроматической аберрации.

TS 35 мм f/2.8 SSC
TS 35 мм f/2.8 SSC
В 1971г. был создан первый в мире объектив для зеркальных фотокамер с асферическими линзами FD 55мм f/1.2 AL.

Чуть позже, 1973г. появился первый в мире объектив для исправления перспективных искажений и управления глубиной резкости изображаемого пространства для 35 миллиметрового формата TS 35 мм f/2.8 SSC.

В 1973г-высококачественные зум-объективы.

В 1975г-начинается выпуск объективов со сменной внутренней фокусировкой.

В 1989г. появился ( и до сих пор выпускается ) самый сверхсветосильный объектив в мире-EF 50мм f/1.0 L USM.

Наконец, Canon принадлежит заслуга создания первого в мире объектива для зеркальных фотокамер, со стабилизацией изображения EF 75-300мм f/4-5.6 IS USM-1995г.

Все это не только принципиальные вехи в истории фотографических объективов, но и решения, распространившиеся по всему миру и не потерявшие значения до наших дней.

Серия объективов с байонетом EF предназначена для автофокусных зеркальных камер EOS, появившихся в 1987г., они не подходят к прежним моделям зеркальных фотокамер Canon, и тем более к дальномерным камерам этой фирмы.

В обозначениях каждого объектива используется стандартный порядок, исчерпывающе оценивающий его характеристики. Рассмотрим его на примере одного из зумов.

  1. Значение или пределы изменения фокусного расстояния. Для обычного кадра на 35мм пленке стандартным считается фокусное расстояние 50мм, такие объективы имеют "угол зрения" наиболее близкий человеческому глазу. Объективы с меньшим фокусным расстоянием - считаются широкоугольными, с большим - длиннофокусными (теле). От фокусного расстояния зависит, при прочих равных условиях, размер объекта в кадре и характер передачи перспективы. Для зумов - объективов с переменным фокусным расстоянием - короткое значение может соответствовать широкоугольной области, а длинное - телевику, или же может находится в одной из этих областей, как в нашем примере.
  2. Значение максимального относительного отверстия при крайних значениях фокусного расстояния (для зумов). Характеризуют "светосилу" объектива, т.е. при прочих равных условиях яркость даваемого им изображения, от которой в первую очередь зависит возможность снимать с короткими выдержками. От величины относительного отверстия зависит также глубина резко изображаемого пространства.
  3. Специальная функция, реализованная в объективе. В данном случае - это наличие стабилизатора изображения (Image Stabilizer), но возможны и другие.
  4. Система привода автофокусировки, в данном случае встроенный ультразвуковой мотор (Ultra - Sound Motor).

Кроме перечисленных в основном обозначении встречаются следующие сокращения:

  • EF100-400 f/4.5-5.6 L IS USM
    EF100-400 f/4.5-5.6 L IS USM
    L - включается в обозначение некоторых особенно выдающихся по своим характеристикам объективов профессиональной группы и свидетельствует о наивысшем качестве даваемого им изображения и соответствует самым высоким эксплуатационным требованиям. Такие объективы маркируются красным кольцом в их передней части.
  • I - V- римские цифры обозначающие варианты производства одного и того же типа объектива, связанные обычно с его внутренней конструкцией, улучшающей эксплуатационные характеристики.
  • Fisheye(«рыбий глаз») - обозначение специальных сверхширокоугольных объективов, строяших дисторсионное, т.е. искаженное по краям поле изображения, проявляющееся в изгибе вертикальных или горизонтальных линий. Служит эффектным инструментом передачи многих архитектурных сюжетов, пейзажей и т.п.
  • Soft focus - объективы со специально рассчитанной оптической схемой, строящие "мягкое" изображение, считающееся особым художественным средством в портретной съемке, фотографировании рекламы, натюрмортов и т.п. Отличаются смягченным, растянутым переходом полутонов на контурах объекта съемки при сохранении резкости этих контуров.
  • Macro - объективы, специально предназначенные для съемки с близких дистанций, т.е. в крупном масштабе, в том числе и в натуральную величину. Как правило, с успехом могут использоваться и для обычных съемок, заменяя обычные объективы такого же фокусного расстояния.
  • TS-E - специальные, не имеющие автофокусировки объективы с возможностью сдвига и наклона оптической оси (тилт-шифт). Необходимы для устранения или уменьшения перспективных искажений, в частности предотвращения появления "падающих вертикалей" при съемке высоких зданий и других сложных по композиции задач.

Кроме перечисленных сокращений в описаниях объективов могут встретится термины, характеризующие особенности их конструкции, знать о которых полезно владельцу объектива, для их сознательного использования.

1. Асферические линзы (AL). В широкоугольных объективах, в первую очередь особенно светосильных, главной помехой для достижения максимальной резкости является сферическая аберрация. Ее можно существенно уменьшить и таким образом добиться фокусировки краевых лучей в той же точке, где фокусируются приосевые, если поверхность линзы (или нескольких линз) будет иметь форму, отличающуюся от сферической. Форму таких поверхностей приходится специально растягивать, а их изготовление гораздо менее технологично и заметно дороже, чем массовое производство обычных сферических линз. Однако, достигаемый эффект окупает такие затраты, позволяя создать сверхширокоугольные сверхсильные объективы, другими способами пока нереализуемые.

2. Стекла с низкой и сверхнизкой дисперсией, флюориевые линзы (UD, S-UD, CaF2). В длиннофокусных объективах главной проблемой является устранение хроматической аберрации, выражающейся в том, что лучи разных цветов фокусируются в разных точках. Это не только снижает резкость, но и приводит к искажениям цветовой и появлению цветной каймы по контурам объекта. Уменьшить хроматическую аберрацию позволяют стекла, в которых преломление лучей разных длин волн отличается мало (низка дисперсия) или даже носит необычный характер (аномальная дисперсия). В идеальном случае применение линз из таких стекол позволяет свести в одну точку лучи трех, а не двух основных цветов и добиться практически полного исправления аберрации по всему видимому спектру. Такие объективы называются апохроматами и соответствующее обозначение APO еще осталось в номенклатуре некоторых фирм, хотя для объективов Canon оно не ставиться, так как (подобно многослойному просветлению MC, SSC, и т.д) стало обязательным условием высококачественной оптики. Еще более эффективным в этом смысле, но существенно более дороже, линзы из искуственных кристалов флюорита (флюористого кальция), промышленное применение которого для фотографической оптики было освоено в конце 60х годов именно фирмой Canon . Флюорит до сих пор остается непревзойденным материалом при создании апохроматических телеобъективов, однако трудности выращивания искуственных кристалов большого размера и сложность их обработки резко ограничивают число производителей, способных позволить себе подобную роскошь. Некоторые объективы Canon до сих пор включают в себя оптические элементы из флюорита.

3. Внутренняя и задняя фокусировка (I/R). Вращение всей оправы при наводке на фокус имеет по крайней мере два недостатка - затрудняется использование насадок с критичным расположением на передне оправе (например, поляризационных фильтров) и заметно возрастает электрическая мощность, потребная при автофокусировке большой паразитной массы. Поэтому в некоторых конструкциях, как широкоугольных, так и длиннофокусных, для фокусировки используется перемещение одной из внутренних групп линз, перед диафрагмой или за ней. Упрощается привод автофокусировки, возрастает ее скорость, увеличивается компактность объектива в целом.

4. Плавающие оптические системы (Float). Перемещение внутренних групп линз помогает также существенно снизить аберрации, появляющиеся в объективах при коротких дистанциях до объекта. Обычный объектив расчитывается на оптимальную по качеству съемку удаленных сюжетов ( как говорят - находящихся в бесконечности) и для близко расположенных предметов качество изображения без специальных мер может значительно ухудшиться.

5. Стабилизация изображения (IS). Осуществляется дополнительным оптическим блоком, чувствительным к сотрясению или дрожанию объектива в момент съемки. Поперечное перемещение блока компенсирует сдвиг изображения к пленке, вызываемое сотрясением камеры и позволяет в частности существенно увеличить выдержку, еще пригодную для съемки с рук. Такая возможность особенно ценна при работе с телеобъективами, к дрожанию которых особенно чувствительна резкость изображения.

6. Ручная фокусировка в любой момент (FT-M-full time manual focusing). Во многих автофокусных объективах случайный поворот кольца ручной фокусировки при включенной автоматической, может привести к поломке приводов. Независимое сцепление предотвращает такую поломку при случайном или преднамеренном использовании ручного режима в любой момент.

7. Предварительная установка фокуса (FP - Focus Preset). С этой функцией фотограф имеет возможность занести в электронную память желаемое расстояние фокусировки и впоследствии сразу навести объектив на это расстояние. Это не мешает обычной фокусировке при съемке других кадров. Функция удобна для спортивной съемки, когда фотограф имеет возможность, например, предварительно сфокусировать ключевой момент в футбольных или хоккейных воротах.

Ring-type USM
Ring-type USM
8. Ультразвуковая автофокусировка (USM - Ultra Sound Motor). В камерах Canon приводы автофокусировки размещены внутри объективов, что повышает ее надежность и быстродействие.
Micro USM
Micro USM
Canon впервые в мире применил подобную систему, причем использовал принципиально новые сверхмалогабаритные (Micro) или кольцевые ультразвуковые моторы. Это быстрые и почти бесшумные приводы, простые и надежные в работе. Отсутствие шестеренчатых передач делает их почти идеальными для выбранной цели.

Объективы Canon по цене разбиваются на три относительно условные группы. Кроме уже упоминавшейся профессиональной, выделяется несколько более дешевая полупрофессиональная, рассчитанная на опытных фотолюбителей и на многих профессионалов. Третья группа --бюджетная, включает в себя всю группу объективов, предназначенных для камер любительского уровня. Все объективы Canon, независимо от цены, обеспечивают очень высокое качество изображения и отличаются в основном различием в эксплуатационных требованиях - ресурсу работы, предельными характеристиками (например, максимальной светосилой) или возможностью эксплуатации в очень тяжелых условиях (репортажные съемки, экстримальные экспедиции).

Вся современная оптика Сanon имеет многослойное просветление и обеспечивает отличную цветопередачу на цветных фотоматериалах.

Фотографическая оптика - дорогостоящее и относительно нежное изделие. Она требует аккуратного обращения, не терпит ударов, падений, самостоятельной разборки. Линзы и оправы следует содержать в чистоте, в нерабочем состоянии, объективы необходимо закрывать крышками и хранить в футлярах. Протирать оптику можно только специально предназначенными салфетками и всячески оберегать ее от грязных следов пальцев, царапин и других химических и механических повреждений.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов