Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Андрей Паршев
28.03.2002

Обзор фотокамеры Nikon FM3a


Обзор фотокамеры Nikon FM3a

Foto&Video февраль 2002

Nikon FM3a
Aвтоматика внедряется в фототехнику не только потому, что обеспечивает новые возможности. При массовом производстве некоторые электронные и электромеханические устройства получаются дешевле и проще, чем аналогичные механические. Именно поэтому многие современные неавтофокусные зеркалки, например, Yashica 109MP, Minolta X300 и их клоны, имеют электронный затвор и работают только от батарейки.

Один "зеленый берет" как-то заметил по поводу моды на военную электронику: "В джунглях розеток нет". Камера для фотографа - то же, что и рация для партизанского отряда. Она важнее взрывчатки и патронов. Поэтому некоторые модели с электронным затвором, например, Nikon FEIO (F&V, .2, 2000), имеют "аварийную" механическую выдержку, обычно около 1/125 с. Однако такой режим требует наличия еще и механизмов взвода затвора и обратной перемотки "от. руки", так что наиболее продвинутым камерам со встроенным приводом без батареек механическая выдержка не поможет.

Наличие "механической" выдержки - серьезный плюс, и в "путеводителях по моделям" эта характеристика, как правило, указывается. А вот если бы в резерве была не одна выдержка, а полная линейка? До недавнего времени это казалось фантазией.

С начала 2001 года на рынке неавтофокусных объективов под байонет Nikon наблюдалось оживление, и неспроста. Совершенно неожиданно на фотомир свалилось счастье в виде очередной пленочной (!) камеры Nikon FM3A, да в какой-то степени еще и механической. Но сказать, что "появилась новая модель", значит, ничего не сказать. Вопреки расхожей сентенции, инженеры Nikon смогли впрячь "в одну телегу" "коня и трепетную лань".

Внешне это практически копия Nikon FM2 (F&V, .6, 1997). Но "потомок" этой модели облагорожен скрещиванием еще с одной "рабочей лошадью"-Nikon F3. От последней камера Nikon FM3A унаследовала широкие возможности. На это как бы намекает и "тройка" в наименовании камеры.

Однако если быть совсем точным, то вторым "родителем" повой камеры является скорее не F3, a FE2. По электронной начинке последняя похожа па F3, по диапазону выдержек, конструкции и интерфейсу - на FM2. К сожалению, FE2 уже порядком подзабыли, и то время как F3 была снята с производства лишь в конце 2000 года, после 20 лет беспорочной службы на земле, под водой, в воздухе и в космосе.

Оба кадра сняты в приоритете диафрагмы. Экспокоррекция +2 ступени. Поэтому и белая штукатурка, и снег на гранитных плитах не потеряли свою фактуру.
От "камеры для Робинзона", как еще называют популярную Nikon FM2, новую Nikon FM3A отличают три существенных момента. Во-первых, при полном сохранении всех преимуществ безбатареечного механического режима отработки выдержек (затвор Copal, 1-1/4000, В, синхр. 1/250 - для механики это рекорд) она имеет автоматический режим приоритета диафрагмы "A" (Aperture Priority) . Удобства этого автоматического режима очевидны: оперативность, съемка навскидку.

Когда батарейка села, можно продолжать снимать механикой (конечно, если соображаешь в экспонометрии). Нет проблем с обратной перемоткой пленки (главная неприятность в камерах с моторным приводом при отсутствии питания). Причем при тех же элементах питания энергопотребление у FM3A не намного больше, чем у FM2.

Вот именно эта особенность новой камеры - т.н. "гибридный затвор" - и является "гвоздем" конструкции. Но есть и второе, не менее (если не более) существенное качество- в камере реализовано управление компьютерными TTL-вспышками.

В данном случае центровзвешенный замер хорошо справился и без экспокоррекции. Сюжет визуально эквивалентен реальной картинке. Кадр хорошо демонстрирует преимущества объектива с фокусным расстоянием 45 мм при съемке людей - можно снять человека с расстояния 1,5 метра без заметных искажений, одновременно угол достаточно широк, чтобы в кадр вошла окружающая обстановка.
Это сразу замечаешь, взглянув на посадочное гнездо. В нем четыре контакта, а не два, как у FM2. Там вся автоматизация сводилась к появлению в видоискателе сигнала о готовности вспышки. Здесь же есть и замер импульса через объектив, и регулировка его мощности, и индикация в случае недостаточной мощности импульса - все это действует при установке диска выдержек в положение "А". Кстати, именно отсутствие управления вспышками было единственным недостатком, который мешал использовать камеру FM2 в качестве резервной коробки.

Есть и еще одно "веяние времени". Камера считывает с кассеты DX-код - чувствительность пленки. Это третья особенность новинки.

Может ли новая камера заменить Nikon F3? В основном да. Затвор в F3 электромеханический, и без батареек возможна только выдержка 1/100 с. Спуск этой механической выдержки производится отдельным рычажком. То есть в F3 это не полноценная "механика", а "аварийный" режим. Разница такая же, как между спасательным плотом и океанской яхтой.

К камере FM3A, в отличие от F3, подходит вся линейка вспышек Nikon. Совместима она и с продукцией "независимых" производителей. Например, нам удалось попробовать вспышки Metz 32 MZ-3 и Metz 40 MZ-3i. С ними аппарат работает нормально.

А вот уникальный, по сравнению с другими камерами Nikon, вспышечный интерфейс F3, надо сказать, сильно мешал использовать ее в качестве резервной. В результате она оказывалась в том же положении, что и FM2.

Мягкость срабатывания затвора позволяет снимать на довольно длинных выдержках с рук. В данном случае f/2,8 и 1/8 с.
В номенклатуре дополнительных аксессуаров к FM3A отсутствуют съемные видоискатели. Но сменные экраны (от FM2) есть, хотя их ассортимент меньше, чем тот, который был у F3.

Нет подъема зеркала. Это используется не для всех видов технической и научной съемки. Но столь уникальных случаев не так уж и много, кроме того, для них больше подходят современные модели F5. Правда, скорость съемки 13,5 кадра в секунду (как режим high speed в камере F3) не обеспечит и F5.

У камеры FM3A есть одна конструктивная особенность, та же, что отличала полупрофессиональные FM2 и FE2 от профессиональной F3. Это устройство затвора. У F3 шторки из титановой фольги, а у трех других (в том числе и у FM3A) затвор ламельный, с вертикальным ходом ламелей. Подобный затвор более шустрый. Также он обеспечивает более короткую выдержку синхронизации.

Оба кадра сняты в приоритете диафрагмы. Экспокоррекция +2 ступени. Поэтому и белая штукатурка, и снег на гранитных плитах не потеряли свою фактуру.
Но лепестки-ламели настолько тонки, что мнутся при попадании в кадровое окно хвостика пленки или даже ее кусочка, отломившегося, к примеру, на морозе. К сожалению, подобное случается при самостоятельной зарядке кассет, поэтому лучше использовать только пленку, фасованную в фирменные кассеты.

По дизайну и управлению камера FM3A подчеркнуто традиционна. Индикация экспонометра в видоискателе - стрелочная. Шкала расположена слева, что удобно для правоглазых. Двадцать лет мы такого не видали, со времен - светлая память ему! - "Зенита-ТТЛ". Причем это решение более долговечно, чем ЖК-дисплей, хотя стрелочные гальванометры иногда упрекают в чрезмерной чувствительности к сотрясениям.

Объектив Nikkor 45/2.8

Хромированное исполнение говорит о том, что этот объектив предназначен скорее для ценителей классического стиля в технике. Но им можно и снимать. Причем получать очень высококачественные снимки! Малогабаритный, чрезвычайно резкий, стилизован под ретро, но автоматизированный [электрическая передача значения диафрагмы) -все это позволяет использовать объектив и на автоматизированных камерах, которые не понимают механическую передачу значения диафрагмы. В комплект входит очень эффективная обратно-коническая бленда, улучшающая и без того хороший контраст изображения. Пожалуй, единственный недостаток- велика минимальная дистанция фокусировки. Но эта особенность - обратная сторона компактности конструкции.

Экспонометр камеры учитывает, главным образом, освещенность зоны в центре кадра, отмеченной кружком диаметром 12 мм - это т.п. центровзвешеный замер. В камерах Nikon принято, что при расчете экспозиции на 60 процентов учитывается освещенность этого кружка, и на 40 процентов- остальная площадь кадра. В таком же режиме экспонометр управляет и вспышкой.

Наличие режима управления компьютерными TTL-вспышками, кроме всего прочего, существенно повышает возможности камеры при макросъемке. Ведь автофокусировка при этом не всегда используется, а вот без вспышки с регулировкой импульса там делать нечего.

Справедливости ради надо отметить, что без точечного экспозамера и без функции D (объектив передает в камеру данные о дистанции, на которую произведена наводка на резкость) съемка небольшого объекта либо расположенного не в центре кадра приведет к пересвечиванию. Увы, в этой камере нет ни точечного замера, ни D-функции. Все-таки она не компьютерная.

Конструкторы тем не менее не бросили нас на произвол судьбы. Слева от объектива помещена небольшая кнопка экспокоррекции. Если се нажать (включить режим), то фон получится темнее (если не освещается независимо), а маленький объект проэкспонирустся нормально.

Правда, это получится только в том случае, если повезет или если вы правильно оцените соотношение дистанций. Экспокоррекция не так эффективна, как точечный замер, поэтому для достижения хорошего результата нужен некоторый опыт и... немного удачи.

При использовании заполняющей вспышки аппарат достаточно аккуратно подсвечивает передний план. Причем оказалось, что экспокоррекция больше влияет на интенсивность освещения сцены вспышкой, а не на общую экспозицию кадра.

Объективы подойдут почти любые. От автофокусных (конечно, в режиме ручной наводки на резкость), в том числе и самых современных AF-S, до совсем старых типа "Мир-10А" или "МТО-1000А" (с адаптером Н). Но все же желательно использовать объективы с "прыгалкой" и входящие в серию AI (Aperture Indexing - указатель диафрагмы). У последних имеется вырез на диафрагменном кольце, чтобы передавать в камеру установленное значение диафрагмы.

Непригодны только нынешние упрощенные объективы, у которых отсутствует кольцо диафрагмы.

Что касается зумов, то более удобны те, в которых механизмы зумирования и наводки па резкость управляются единым кольцом (IT, One-Touch - "одно касание"). Но таких сейчас почти не делают, а старые зумы заметно уступают нынешним и по качеству изображения, и по возможностям.

С камерой можно использовать огромное количество фирменных и нефирменыых дополнительных аксессуаров, которые раньше выпускались для моделей FM2 и FE2. Сюда входят моторные приводы: MD-12 и недорогой Soligor (правда, он не обеспечивает обратную перемотку), задние крышки MF-16, чехлы и прочее.

Нет ограничений для компьютерных и простых вспышек с интерфейсом Nikon. A вот вспышки, приводы и задние крышки от F3, к сожалению, не годятся.

Еще один плюс от появления FM3A. Существенно подешевели подержанные аппараты FM2 и F3 - их стали сбрасывать счастливые обладатели новой "игрушки для взрослых".

Минусы? Пожалуй, чрезмерна цена камеры. Каких-то ухудшений под видом усовершенствований, чем нередко грешат производители, мы пока не обнаружили. Камера унаследовала кое-что из спорных особенностей FM2, в том числе своеобразный предохранитель. Спуск затвора возможен, только если курок несколько отведен. Это неудобно для тех, кто привык смотреть в видоискатель левым глазом. Также это создает сложности при съемке вертикальных кадров. Но бороться с этим просто: подключаете моторный привод, а курок оставляете в покое.

Ну, можно еще поворчать в духе "пикейных жилетов". Они заявляют, что "прелесть FM2 состояла в его надежности и долговечности: затвор FM3A сложнее, а, значит, может оказаться менее надежным, чем "чистая" механика". Что ж, такие умозаключения имеют право па существование, по проверить их трудно. Да и что в этой жизни вечно!

И последнее. Камера выпускается в черном и хромированном (с белой верхней панелью) цветовом исполнении. Последний вариант представляется спорным, хотя и выглядит красиво (см. илл.) По-моему, профессиональная фотоаппаратура может быть любого цвета, но только если этот цвет... черный.

Присоединение объективов байонет Nikon F
Затвор гибридный (электронный и механический], с вертикальным движением ламелей
Автоматические выдержки 8-1/4000 с
Механические выдержки 1-1 /4000 с, В, синхронизация 1/250 с
Видоискатель поле зрения 93%, с вынесенным зрачком, сменные фокусировочные экраны и диоптрийные линзы
Экспозамер центровзвешенный
Ввод чувствительности пленки DX 25-5000 ISO, ручной 12-6400130
Экспонометр стрелочный, диапазон 1 -20 EV при ISO 100/21 DIN
Прочее репетир диафрагмы, автоспуск 4-10 с
Питание 3 В или 2x1,5 В типа СЦ-32
Габариты, мм 142.5x90x58
Масса, г 570

Редакция сайта благодарит издательство Foto&Video за предоставленный материал.
Опубликовано с разрешения журнала Foto&Video.



Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов