Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Юрий Сухаревский
06.05.2002

Nikon CoolPix 5000: пять миллионов в кармане


Nikon CoolPix 5000: пять миллионов в кармане

Дизайн новой камеры строг и элегантен. Лёгкий и прочный корпус чёрного цвета из магниевого сплава хотя и несколько маловат, но удобно ложится в руки. Особенно хорош большой обрезиненный наплыв под правую руку, внутри которого располагается батарейный отсек. Этот наплыв обеспечивает удобный захват камеры и делает съёмку более комфортной. Объектив выдвигается при включении питания камеры и убирается внутрь корпуса при выключении, что уменьшает габариты камеры в нерабочем состоянии и делает её удобной для ношения в кармане. Присоединительной резьбы для светофильтров нет.

Управление камерой осуществляется с помощью многочисленных кнопок, командного колесика и небольшого джойпэда, оно достаточно хорошо продумано и логично, и хотя кажется на первый взгляд немного запутанным, но к нему быстро привыкаешь. Расположение органов управления позволяет вести съёмку одной правой рукой,лишь изредка прибегая к помощи левой. Единственное замечание: хотелось бы иметь часто используемый замер при ручном балансе белого выведенным на отдельную кнопку, а не запрятанным глубоко в меню камеры (хотя есть специальная кнопка Func, на которую можно вывести переключение режимов баланса белого).

Фото 1.ГУМ. Отличная резкость, естественный цвет, хорошая проработка деталей в тенях и светах.
Фото 2. Фрагмент фото 1. В деталях стеклянного перекрытия при сверхувеличении хорошо просматривается эффект сферической аберрации.
Камера оснащена оптическим зумируемым видоискателем с диоптрийной коррекцией и параллаксной рамкой, позволяющим снимать в очках, но, начиная снимать, как-то сразу переходишь на работу со вторым видоискателем - жидкокристаллическим цветным дисплеем, который становится основным при съёмке, а оптический видоискатель остаётся лишь на тот случай, когда возникает острая необходимость в экономии электропитания при выключенном ЖК-дисплее. Цветной ЖК-дисплей очень хорош. Подвижное крепление к камере позволяет придать ему практически любую ориентацию по отношению к корпусу и делает доступными любые точки съёмки от уровня земли до вытянутых вверх рук, причём можно наблюдать снимаемую сцену под любым углом к оптической оси объектива, производить съёмку "из-за угла", снимать "скрытой камерой" на небольших расстояниях от объекта съёмки. На этот дисплей выводится любая мыслимая и немыслимая информация, как съёмочная, так и о состоянии камеры, что, с одной стороны, очень полезно, а с другой - сильно перегружает поле видоискателя: за обилием цифр, букв и условных значков теряется главное - снимаемое изображение. Справедливости ради следует сказать, что всю эту информацию можно мгновенно убрать одним нажатием кнопки, расположенной на обрамлении экрана, остаются только метки зон фокусировки, но тут уже другая крайность - полное отсутствие необходимого минимума информации. Желательно было бы оставить текущие значения выдержки, диафрагмы и экспопоправки, которые фотографу просто необходимо контролировать в процессе съёмки, вместо остающихся при этом в поле экрана подписей к трём кнопкам на обрамлении дисплея, причём эти подписи без всякого ущерба могли бы быть перенесены на это самое обрамление. В целом же цветной ЖК-дисплей, отображающий почти полный кадр (97% площади) и имеющий так необходимые настройки яркости и цветового тона, производит отличное впечатление.

На задней панели корпуса имеется ещё один небольшой монохромный вспомогательный ЖК-дисплей. На нём отображаются информация о состоянии камеры и съёмочные параметры, однако не полностью. Например, можно увидеть значение либо выдержки, либо диафрагмы, либо экспокоррекции, но не все эти параметры одновременно. Его размер невелик, подсветки нет, поэтому он плохо читается при недостаточном освещении. Вообще же наличие такого вспомогательного дисплея весьма полезно и при некоторой доработке оказало бы неоценимую услугу фотографу, особенно при работе с выключенным цветным ЖК-дисплеем. Кстати, следует сказать, что выключенный цветной ЖК-дисплей возвращается в рабочее состояние довольно долго - через 3 с после нажатия соответствующей кнопки.

Фото 3. Игрушки. Точная передача ярких цветов, хорошая проработка светов и теней, отличная резкость.
Время включения камеры довольно велико - 7 с, время выключения - 3 с. Имеется "спящий" режим с регулируемым временем автоматического отключения: через 30 с, 1,5 или 30 мин. Камера "просыпается" через 3-4 с после лёгкого поджатия спусковой кнопки.

Автофокус при дневном освещении на улице быстр и надёжен - время фокусировки составило не более 1 с во всём диапазоне фокусных расстояний объектива. Днём в глубине помещения это время увеличилось до 3 с. В режиме макро при хорошем освещении время фокусировки менялось от 1,5 до 2,5 с. В сумерках автофокус может вообще отказать, в этом случае не помешала бы подсветка автофокуса, которая, к сожалению, отсутствует. Очень удобно при съёмке наличие пяти фокусировочных зон, переключаемых вручную джойпэдом либо автоматически по наиболее близкому объекту в поле зрения. Жаль только, что все 5 датчиков автофокусировки линейные, горизонтальные, что иногда приводит к затруднениям при съёмке вертикальных кадров. "Крест" в центре не был бы лишним.

Фото 4. Архитектурный фрагмент. Точный цвет, переданы тонкие нюансы светотональных переходов (детали шторы за окном), прекрасная деталировка изображения.
В целом процесс съёмки достаточно быстр, исключая случаи записи TIFF-файлов. При записи в формате JPEG (2560x1920) с качеством Fine камера готова для следующего снимка через 3 с после спуска затвора, при записи в формате TIFF (2560x1920) - от 23 до 27 с, для серии из 3 кадров JPEG (2560x1920) Fine (3 кадра/с) - 11-12 с, а для серии из 8 снимков (1,5 кадра/с) с таким же размером и качеством - 6-7 с.

В работе использовались карты памяти Lexar CompactFlash I с ускорителем 10х ёмкостью 320 МБ и микровинчестер IBM ёмкостью 1 ГБ. В режиме съёмки временные характеристики были практически одинаковы для Lexar и IBM (см. выше), зато в режиме просмотра различия были весьма существенными. Если с картой памяти Lexar CFI просмотр отснятых в формате TIFF кадров и переключение между режимами съёмка-просмотр-съёмка прошли без каких-либо заметных задержек, то в случае с микровинчестером IBM просмотр файлов TIFF существенно замедлился: переключение из режима съёмки в режим просмотра заняло 5 с, смена кадра - 5 с, переход из "спячки" в режим просмотра - 7 с; возврат в режим съёмки - 7 с.

Фото 5. Гоголевский бульвар. Хорошая работа автобаланса белого при смешанном освещении.
Набор функций камеры - богатейший. Есть все необходимые режимы съёмки, экспозамера, автофокусировки; экспокоррекция, настраиваемая эксповилка и многое другое. Удивило, однако, то, что выдержка 1/4000 с почему-то недоступна в режимах приоритета выдержки и ручном.

Наиболее интересен, на мой взгляд, набор функций, позволяющих полностью управлять качеством получаемых изображений.

Во-первых, это весьма полезная функция управления контрастом и не менее полезная функция управления яркостью в средних тонах, не затрагивающая светов и теней (по сути дела, это подстройка гаммы изображения). Во-вторых, это настройка цветовой насыщенности - 5 ступеней от максимальной насыщенности цвета до чёрно-белого изображения. В-третьих, это функция управления резкостью изображения. И, наконец, это автобрекетинг баланса белого (3 снимка: нормальный, со сдвигом в сторону холодного тона, со сдвигом в сторону тёплого тона) и тонкая подстройка баланса белого при прямом солнечном освещении.

Фото 6. Кремль. Кутафья башня. Отличная резкость. Точные цвета белой стены и голубого неба. Отличная проработка деталей в ярких светах (фактуры белой стены) и тенях.
Наличие вышеперечисленных функций, а также функции подавления шумов даёт практически полный контроль над качеством получаемого изображения и представляет широкие возможности для творческого экспериментирования.

Режим просмотра также предоставляет массу возможностей - от мозаики до слайд-шоу и 6х увеличения картинки. При этом сохраняется вся возможная информация о режимах съёмки для каждого снимка и отображаются довольно крупно гистограмма плюс маленькое изображение в углу экрана, причём на этом изображении мигающей подсветкой отмечаются области с непроработанными деталями за пределами динамического диапазона камеры.

Меню камеры очень обширно, но логично построено, быстродоступно и работа с ним при помощи джойпэда не вызывает никаких затруднений.

Фото 7. Тест-объект IT-8,7/2-1993.
Как уже говорилось выше, запись отснятых кадров осуществлялась на карту памяти Lexar CFI, 10x, 320 МБ (21 снимок TIFF 2560x1920 или 131 снимок JPEG 2560x1920 Fine) и на микровинчестер IBM ёмкостью 1 ГБ (72 снимка TIFF 2560x1920 или 438 снимков JPEG 2560x1920 Fine). Передача данных в компьютер с карты памяти Lexar осуществлялась при помощи кард-ридера Lexar Jump Shot через порт USB, a с микровинчестера IBM данные считывались непосредственно с камеры через USB-кабель (в комплекте). При этом время "перекачки" 21 файла TIFF общим объёмом 297 МБ составило 10 мин. для Lexar, a 45 файлов TIFF (638 МБ) - 23 мин. 57 с для микровинчестера IBM.

Результаты съёмки (фото 1-7) свидетельствуют об отличном качестве получаемых камерой изображений. Объектив очень резкий, с высоким контрастом мелких деталей. На коротком фокусе (28 мм, здесь и далее даётся 35-мм эквивалент) заметна небольшая (1,2%) бочкообразная дисторсия, на длинном фокусе (85 мм) едва заметная бочкообразная дисторсия (0,3%). На краях деталей изображения с контрастом, близким к 100%, при сверхувеличениях заметна хроматическая аберрация (фото 2) ввиде цветных ореолов.

Фото 8. Картина шумов в светах, средних тонах и тенях при различных значениях чувствительности на примере фрагментов серой шкалы тест-объекта !Т-8,7/2-1993.
Цветопередача субъективно воспринимается как близкая к естественной, очень хорошо передаются яркие тона, и в то же время сохраняется плавность цветовых и тональных переходов (фото 3, 4, 6). В нейтральных тонах не наблюдается цветных примесей (фото 4, 6). Хорошо передаются цвет неба и телесные тона. На снимке тест-объекта IT-8,7/2-1993 (фото 7) хорошо различаются визуально все 22 поля серой шкалы. Цвета RGB имеют высокую насыщенность и не сильно загрязнены посторонними приме- сями. Их значения в координатах CMYK составляют: R-22C99M99Y1k; G-97C35M100Y8K; B100C100M37Y4K. Всё это говорит о хорошей работе автобаланса белого, при котором сделаны все вышеперечисленные снимки. Вообще же следует отметить, что наилучшие по цветопередаче результаты были достигнуты при установках баланса белого в автоматический и ручной режимы. Последний особенно хорошо проявил себя в сложных ситуациях смешанного освещения от источников с различными цветовыми температурами.

Динамический диапазон камеры при установках по умолчанию (100 ISO, нормальный контраст) не слишком велик - 2,1 D (D - десятичный порядок), но при установке пониженного контраста он возрастает до 2,30, причём за счёт светов, что является очень приличным показателем. К сожалению, точность построения характеристической кривой (ил. 1) не слишком высока (экспериментальные точки располагались с интервалом 0,30) из-за того, что в ручном режиме съёмки минимальный шаг изменения выдержки составлял 1 EV. В целом же можно сказать, что света изображения хорошо прорабатываются из-за работы экспозиционной автоматики с небольшой не- додержкой, а детали в тенях легко .вытягиваются. в графическом редакторе.

Результаты измерения шумов камеры в тенях, средних тонах и светах при значениях чувствительности 100, 200, 400 и 800 ISO раздельно по каналам RGB (значения напечатаны соответствующим цветом, красным - в канале R, зелёным - G, синим - В) сведены в таблице (ил. 2). Величины шумов выражены в децибелах (дБ) и округлены до целочисленных значений. Напомню, что изменение на 6 дБ соответствует изменению шума в 2 раза, например значению -6 дБ соответствует 50%-й шум, значению -12 дБ соответствует 25%-й шум и т.д. L-значение яркости в координатах цветового пространства Lab.

Ил. 1. Характеристическая кривая камеры при 100 ISO.
Ил. 2. Таблица значений величины шумов (в децибелах) в тенях, средних тонах и света для различных значений чувствительности в цветовых каналах RGB. Цвет цифр обозначает соответствующий канал цветности (красный - R, зелёный - G, синий - В).
Если сравнить приведённые в таблице значения шумов с соответствующими значениями шумов 5-мегапиксельной камеры Minolta Dimage 7, то видно, что у Nikon CoolPix 5000 шумы ниже на 2-3 дБ в тенях, на 1-3 дБ в средних тонах и на 2-3 дБ в светах во всех каналах при чувствительностях 100, 200, 400 ISO. При 800 ISO в тенях и средних тонах - та же картина, а вот в светах Nikon проигрывает 2-3 дБ. На фото 8 приведены увеличенные фрагменты серой шкалы тест-объекта IT-8,7/2-1993, по которым можно визуально оценить суммарные шумы камеры в композитном канале RGB в тенях, средних тонах и светах при значениях чувствительности 100, 200, 400 и 800 ISO. Подытоживая, можно сказать, что при 100 ISO получаются изображения отличного качества, позволяющие делать отпечатки формата А4 и даже A3, при 200 ISO качество вполне приемлемое, но печатать снимки формата более А4 нецелесообразно, при 400 ISO можно делать снимки лишь при крайней необходимости и печатать размером не более 10x15 см, а при 800 ISO качество изображения становится неприемлемо низким, особенно в тенях и средних тонах изображения.

Работа встроенной вспышки хорошо согласуется с условиями внешнего освещения в диапазоне расстояний от 1 до 3 м. На коротких дистанциях (менее 1 м) вспышка пересвечивает объект съёмки, но здесь спасает функция контроля мощности - снижение на 1 ступень приводит ситуацию к норме. То же самое, но с обратным знаком, можно сказать о случаях, когда расстояние до объекта съёмки превышает Зм - здесь необходима коррекция мощности от +1 до +2 ступеней.

Ёмкости полностью заряженного литийионного аккумулятора EN-EL1 (в комплекте) хватило на почти полное заполнение микровинчестера IBM (66 снимков TIFF 2560x1920 общим объёмом 935 MB) со 100% использованием ЖК-дисплея, без вспышки, при температуре около +2.С.

Зарядка полностью разряженного аккумулятора EN-EL1 с помощью зарядного устройства МН-52 (в комплекте) заняла 1 ч.13 мин. Таким образом, проблем с питанием камеры нет.

В комплекте с камерой поставляется дополнительное ПО (на CD): фирменные программы Nikon View 4.3.1 и Fotostation Easy для удобной передачи данных в компьютер и создания архивов, а также упрощённый графический редактор Adobe Photoshop Elements - для обработки изображений.

Камера поддерживает технологию прямой печати Print Image Matching.

Дополнительно можно приобрести набор оптических насадок-конвертеров: WC- Е68(0,68х) - насадку, уменьшающую минимальное фокусное расстояние до 19 мм; Fish Eye насадку FC-E8 (0,21х); 2х и Зх теленасадки ТС-Е2 и TC-E3ED, резьбовые адаптеры для их крепления к объективу камеры с размерами резьбы 28 и 46 мм и бленду HN-E5000.

Также дополнительно можно купить питающую рукоятку ВР-Е5000 на 6 элементов АА, адаптер для копирования слайдов ES-E28, пульт дистанционного управления MC-EU1 с кабелем и футляр для камеры CS-E5000.

Резюме

Очень хорошая цифровая фотокамера с богатым набором функ- ций, позволяющая получать изображения отличного качества формата А4 и даже A3 при 100 ISO и хорошие изображения размером до А4 при 200 ISO, удобная, компактная, лёгкая, будет верным другом в путешествиях, очень хороша как серьёзная повседневная камера. Обширный выбор дополнительных аксессуаров (к сожалению, весьма недешёвых) значительно расширит круг возможных применений камеры и, несомненно, привлечёт интерес множества фотографов, а близкое к оптимальному соотношение цена-качество обеспечит камере рыночный успех.

Фото автора. "Фотомагазин" (апрель 2002)

Редакция сайта благодарит журнал "Фотомагазин" за предоставленный материал.
Опубликовано с разрешения журнала "Фотомагазин".




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов