Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Виктор Васильев
28.10.2002

Революция откладывается?


Революция откладывается?

Очень часто некоторые новинки фототехники оказываются столь интересными, что в формат коротких новостей явно не помещаются. При этом очевидно, что в виде работающих образцов они попадут в Россию не так скоро, как хотелось бы нам и вам, уважаемые читатели. Поэтому для таких особых случаев мы решили открыть новую рубрику - "Первый взгляд". В ней мы будем анализировать самые интересные продукты, которые только-только появляются на рынке, но в наши тесты сразу попасть не могут.

В начале нынешнего года по всем компьютерным и фотографическим изданиям прокатилась волной новость: компания Sigma выпускает цифровую зеркалку Sigma SD9 на базе КМОП-матрицы Foveon, в которой используется "новая революционная технология". Мы также поместили краткое описание новой матрицы в предыдущем номере журнала. Но вот теперь, когда страсти поутихли, многие эксперты стали замечать некоторое несоответствие между схемами новой матрицы, опубликованными компанией-производителем, и заявленными принципами ее работы. В чем же дело?

К сожалению, маркетинговый восторг преобладает над здравым смыслом. Сообщается о трехкратном превышении разрешения по сравнению с матрицами со стандартной технологией. Ах, если бы это было так!

В обычной матрице каждый пиксель имеет цветной фильтр (в виде микролинзы) и воспринимает лишь один цвет. Но каждый пиксель также содержит информацию о яркости L. При съемке черно-белой миры разрешение (назовем его тоновым) будет таким же, как и у матрицы, воспринимающей в каждом пикселе все три цвета.

Схема из американского патента 5,965,875. Выдан: Merrill и Richard Biellings
Иное дело с разрешением по цветовым каналам a и b в цветовом пространстве Lab. В обычной матрице информация в каналах а и b интерполируется по соседним пикселям с одинаковым цветом. Для стандартной топологии Байера с двумя зелеными, одним синим и одним красным пикселем по углам квадрата разрешение по каналам а и b (назовем его цветовым) будет всего в два раза ниже, чем у матрицы Foveon. Что мы и должны получить при съемке радиальной миры с зональными светофильтрами (с точно определенными участками спектра пропускания, соответствующими зонам спектральной чувствительности матрицы).

Но так уж устроен человеческий глаз, таковы уж принятые методы обработки телевизионного сигнала (канал яркости и два разностных цветовых канала) и формат сжатия JPEG, что наиболее значимым является канал яркости L, а цветовая информация носит вторичный характер.

Как только мы запишем информацию с матрицы Foveon в формат JPEG, так алгоритм преобразования сразу же отрежет лишнюю, по его разумению, цветовую информацию без "существенного ухудшения" качества. Разница почти такая же, как между файлами с "крутого" барабанного сканера в формате TIFF и JPEG - ее различит только тренированный глаз.

Рисунок с сайта фирмы Foveon, поясняющий разницу между обычной ПЗС и новой матрицей
К тому же публикуемые цветные схемы с послойным поглощением света и аналогия с пленочными светочувствительными слоями далеки от действительности. Достаточно посмотреть ссылку на патент 5965875, приводимую на сайте www.dpreview.com. И окажется, что в каждом пикселе свет трех опорных цветов поглощается параллельно тремя концентрическими областями, а вовсе не последовательно, как в слоях фотопленки.

Это означает, что площадь светоприемной поверхности по-прежнему делится между тремя элементами, чувствительными к разным цветам, и лишь в сумме светоприемные области покрывают всю поверхность пикселя. Значит, для отдельного цветового канала шумы окажутся повышенными. Как справился производитель с этой непростой задачей, еще вопрос.

Но сказанное отнюдь не умаляет революционности технологии и уважения к первопроходцу - компании Foveon. Просто надо с осторожностью относиться к рекламным заявлениям. В общем, поживем - увидим, недолго осталось ждать.

Редакция сайта благодарит издательство Foto&Video за предоставленный материал.
Опубликовано с разрешения журнала Foto&Video.



Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов