Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Сергей Щербаков
01.04.2003

Sigma SD9: трехслойная цифра


Sigma SD9: трехслойная цифра

Цифровая зеркальная фотокамера Sigma SD9 была самой интригующей новинкой прошлого года. Несмотря на трёхмегапиксельную КМОП-матрицу и соответствующую этому разрешению цену, по детализации она превзошла шестимегапиксельные модели.

Если бы она появилась на рынке не сейчас, а в начале 2002 года, то она действительно заняла бы лидирующие позиции в своем классе. А сейчас ей приходится тягаться со ставшими уже привычными шестимегапиксельными моделями от компаний Canon, Nikon и Fujifilm, которые находятся почти в одном ценовом диапазоне.

В чем суть новой технологии Foveon? Трехслойная КМОП-матрица размером 20,7x13,8 мм, в отличие от традиционных матриц с мозаичным цветным фильтром, позволяет сделать отдельные чувствительные элементы большего размера (9,12x9,12 микрона), а значит, менее шумными.

Другой теоретический плюс. Каждая ячейка собирает весь падающий свет, а не 1/3 или 2/3, как в случае применения цветных фильтров основных или дополнительных цветов. А это означает уже большую чувствительность.

И главное. Если при разрешении по яркости матрица Foveon и обычные сенсоры эквивалентны (теоретически), то по цвету Foveon дает втрое большее разрешение. Поэтому декларируется, что разрешение составляет 10,29 млн. пикс, или 2268x1512x3 пикс.

Детализация изображения оказалась даже чуть выше, чем у протестированных нами шестимегапиксельных камер. Ее достаточно, чтобы разместить полностраничную картинку с линиатурой вывода 150 lpi
При чувствительности ISO 400 шумы становятся слишком заметны даже на малоформатных отпечатках
Компании Sigma и Foveon заявляют, что новая матрица "математически проще", а значит, позволяет проще и быстрее получать конечное изображение, без пересчетов и интерполяции, как в случае с обычными матрицами, в которых применяются пространственные фильтры.

Возможно, это и так, но теперь процессору приходится справляться с новой задачей - вычитанием цветовых компонент послойно. Из сигнала, падающего на ячейку, сначала вычитается синяя компонента, затем зеленая и красная.

Естественно, большинство фотографов эти технические подробности мало волнуют. Главное для них - качество, а также цена, которую приходится платить за это качество. Поэтому посмотрим на камеру со стороны фотографа, то есть отдельно - на собственно аппаратную часть и отдельно - на качество картинки.

Корпус выполнен в традиционном стиле фотокамер Sigma - крупноват и грубоват, что, впрочем, весьма неплохо для работы. В управлении - ничего лишнего. Диск режимов - одиокадровая и многокадровая съемка, таймер, предварительное поднятие зеркала, автобрекетинг, два диска для настроек выдержки (деления с указанием выдержки отсутствуют, и приходится полагаться на информационный дисплей, а он лишен подсветки) и другого параметра (диафрагма, шаг брекетинга, экспокоррекция, выдержка, тип экспозамера, разрешение - активируются кнопочно). Четыре привычных экспорежима - ручной, приоритеты и гибкий авто (выбор пары выдержка-диафрагма), кнопка фиксации экспопараметров. На тыльной стороне расположен дисплей, навигационные кнопки и джойпэд.

Игорь ВЕРЕЩАГИН, свободный фотограф

Что удивляет в этой камере, так это сочетание черт, присущих профессиональным и любительским цифровым аппаратам. Камера снимает только в формате RAW, поэтому вы оказываетесь привязаны к фирменному программному обеспечению. Увы, пока другие компании-производители не выпустили ни просмотровые программы, ни RAW-конвертеры. Эта ситуация исключительна, аналогичной на рынке нет.

Необходимость одновременного использования двух типов батарей (включая весьма недешевые литиевые), угловатый корпус из легкого пластика, отсутствие синхроконтакта для студийных вспышек, очень ограниченный диапазон чувствительностей, напоминание в видоискателе о необходимости использовать вспышку - все это признаки любительской камеры.

С другой стороны, два интерфейса - Fire Wire и USB (тоже впервые в таких камерах), отлично продуманный видоискатель, позволяющий видеть обстановку и за пределами снимаемого кадра (почему это не сделать в других камерах с неполной матрицей?), инфракрасное дистанционное управление и возможность подключения внешнего питания. Это уже признаки профессиональной аппаратуры. В то же время масштаб изображения в видоискателе при прочих его плюсах несколько мелковат для студии.

Еще одна очень полезная черта - стекло Dust Protector. Это то, чего не хватает во всех цифровых зеркалках. Каждый, кто ими снимал, знает, как досаждает пыль, неизбежная при частой смене объективов. Стекло Dust Protector прекрасно справляется с этой проблемой.

Порадовала и скорость преобразования RAW-фай-лов в 16-битный TIFF-файл. Процесс идет заметно быстрее, чем у моего аппарата Canon EOS-1D. Программа Sigma photo pro производит очень приятное впечатление-понятный без чтения инструкций интерфейс, коррекция изображения в реальном времени, хорошо работающий режим автокоррекции. Ее возможности близки к самым сложным конвертерам RAW, стоимость которых достигает $500.

Про изображение. На мой взгляд, реально можно снимать только при установке чувствительности 100 ISO. При ISO 400 шумы напоминают те, которые были у первых цифровых камер...

Однако полным сюрпризом стало далеко "не детское" реальное разрешение. Оно- на уровне лучших и самых дорогих цифровых камер и никак не вяжется с физическими 3,5 миллиона пикселей. Замечательно передаются тонкие тоновые переходы и телесный цвет.

При 100 ISO изображение получается очень "аналоговое". На мониторе оно выглядит как идеальный скан среднеформатного слайда с барабанного сканера.

Отпечаток 30x40 см на фотобумаге производит сильное впечатление. Динамический диапазон тоже удивил, но приятно - на одном снимке в кадр попал осветитель Elinchrom, надпись на черном корпусе октобокса видна совершенно отчетливо, при этом яркость сцены, освещаемая этим осветителем, оптимальна.

В общем, новая матрица Foveon - загадка для привыкших к классическим мегапикселям. 3 - мало, 6 - ничего, 14 -отлично... Но, оказывается, все не так просто. Новая технология вселяет большой оптимизм. Вот бы такую матрицу да на полный формат 24x36 мм при шумах не выше, чем у Canon EOS-1 Ds!

Думаю, что новая камера явно найдет себя в студийной съемке благодаря качеству изображения.

Интервал яркостей этого кадра составляет более 8 ступеней (около 2,6 D). Камера легко справилась с ним. Поражает, что надпись Elinchrom на черном октобоксе проработалась в мельчайших деталях
Компьютерным меню почти не приходится пользоваться при съемке - только для настройки баланса белого. Кнопка, отвечающая за этот режим, отсутствует, что непривычно для зеркальной цифровой камеры. Однако подобный подход вполне разумен для аппарата, снимающего только в формате RAW.

Видоискатель с большим полупрозрачным полем вокруг, реально фиксируемого сенсором, очень удобен. Поэтому при кадрировании видно не только то, что находится в кадре, но и то, что отрезается, - как в камерах Leica!

Автоматика неплохо справляется с искусственным освещением. Но даже если баланс белого ошибся, фотограф без труда может поправить колорит снимка в широких пределах. В этом . большой плюс записи снимков в RAW-формате
Главные неудобства, которые проявляются при съемке, пожалуй, сводятся к узкому диапазону светочувствительности ISO 100-400. Кроме того, нормально работать можно только при ISO 100 и 200. Также не очень удобно гибридное питание: четыре элемента АА - для работы дисплея и два CR123 - для работы механики камеры (как у Fujifflm S1/S2 Pro).

Мы проводили тестовую съемку в первых числах января, при температуре около -20°С. При работе с зум-объективом Sigma EX AF 20-40 мм f/2.8 DG. Литиевых элементов питания литиевых хватило всего на сотню-полторы снимков, что, согласитесь, не очень хороший результат. А вот при съемке в студии с использованием внешнего питания проблем не возникало. Можно подключить и батарейный блок.

У камеры есть датчик пульта ДУ и электрический разъем на корпусе с тем же назначением. Встроенной вспышки нет, а "горячий башмак" совместим только со вспышками Sigma серии DG.

Разрешение камеры с объективом при съемке миры на отражение - около 1500 линий по короткой стороне кадра для горизонтальных линий и до 2000 - для диагональных
Отснятые кадры можно просмотреть на дисплее с большим увеличением - до 4х. Выводятся съемочные параметры и гистограмма, причем по каналам.

Пока камера пишет снятый RAW-файл, можно снимать дальше, до заполнения буфера. В серийном режиме можно снять и записать в буфер до шести кадров максимального размера за 4 секунды , после чего интервал между кадрами увеличится до 7-8 секунд.

В аппарате нет конвертера файлов в формат TIFF или JPEG. Фирменные 36-битные файлы с расширением х.Х3F, получаемые при съемке, можно просмотреть и конвертировать в нужный формат и требуемое цветовое пространство с помощью программы Sigma PhotoPro. Эта отлично организованная программа также предусматривает цветовую и тоновую коррекцию цифровых изображений, выводит съемочные настройки. Трехмегапик-сельный файл программа может сохранить с нормальным, половинным и двойным разрешением. В последнем случае фотограф получит почти 14-мегапиксельный кадр.

При использовании объектива Sigma EX AF 20-40 мм Г/2.8 DG разрешение по короткой стороне кадра составило более 1500 линий! И это минимальный результат для горизонтальных штрихов миры. Конечно, для оценки "разрешения по точкам" важно именно минимальное разрешение, однако диагональные линии математика камеры строит по данным матрицы без муара и при 2000 (!!!) линиях в пересчете на короткую сторону.

Для шестимегапиксельных фотокамер Nikon D100 и Ganon EOS-D60 максимальное разрешение для линий по короткой стороне находится на уровне 1700 линий по всем направлениям. Эффективность но разрешению матрицы Foveon составляет практически 100 процентов (1 точка на 1 пиксель, а для линий - еще больше). Традиционные же матрицы с трудом достигают 80 процентов для линий - мешает цветной муар. Так что даже при вдвое меньшей матрице у камеры Sigma детализация картинки оказывается в целом выше, чем у шестимегапиксельных моделей.

При конвертировании файлов, получаемых на камере, в формат TIFF с настройкой Default ("как есть", в понимании программы Sigma PhotoPro) динамический диапазон составляет 2,6 D, что да же больше, чем у названых выше конкурирующих моделей.

Теоретически возможной при использовании всего света высокой чувствительности (в 2-3 раза выше, чем при использовании фильтров на матрице) камера Sigma не достигает, и уже при ISO 400 появляется неприемлемый шум. А вот при более низких уровнях - ISO 100 и 200 - камера шумит так же мало и "хорошо", как Nikon D100 и Canon EOS-D60. Это касается и канала яркости, и цветных каналов (они шумят "идентично" друг другу).

Шумы в канале яркости L для коротких и длинных выдержек при ISO 100 и коротких при ISO 200/400Шумы в каналах RGB для коротких выдержек при ISO 100 и 400Динамический диапазон - около 2,6 D для всех доступных значений ISO

Правда, по функциональности цифровая зеркальная фотокамера Sigma SD9 проигрывает моделям Nikon D100 и Canon EOS-D60. Именно как фотоаппарат. Но при равном качестве изображения и при существенной разнице в цене - Sigma на четверть дешевле, эта камера, несомненно, составит им серьезную конкуренцию, в первую очередь, для студийной съемки, где не нужна оперативность (всегда требуется компьютер с программой-конвертером) и большая цифровая чувствительность.

Плюсы: рекордное разрешение по яркости и цвету для трехмегапиксельной матрицы . детализация выше, чем у камер с разрешением 6 млн. пикс.
Минусы: гибридное питание, малый диапазон чувствительности

СенсорFoveon X3 CMOS 13,8.20,7 мм, 2268x1512x3
ОбъективыSigma SA Mount (1.7x)
Формат файловRAW 12 бит, пространства конвертирования sRGB, Adobe RGB, Apple RGB, Colormatch RGB
Видоискатель98.97% (0,77 - для 50-мм объектива), вынесенная точка фокусировки 18 мм
Баланс белогоавто, солнце, тень, облака, лампы накаливания, дневного света, вспышка, по мишени
Экспозамерцентр., усредненный с приоритетом центра, 8-зонный
ЧувствительностьISO 100, 200, 400
Экспокомпенсация±3 EV, шаг 1/2
Затвор1/6000-15 с (при ISO 100)/1 c (ISO 200/400),синхронизация 1/180 с
Дисплей1,8 дюйма TFT 130 тыс. точек
Сменная памятьCompactFlash Type I/II, микровинчестер
ИнтерфейсUSB 1.1, FireWire, TV (NTSC, PAL), DC 5 В
Питание4АА (2CR-V3) и 2 CR123A
Габариты, мм/масса, г152x120x79/805

Редакция сайта благодарит издательство Foto&Video за предоставленный материал.
Опубликовано с разрешения журнала Foto&Video.



Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов