Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Виктор Васильев, (Foto&Video май 2003)
21.06.2003

Olympus Camedia С-5050 Zoom. Профессиональный любитель


1

Функциональные возможности этой камеры настолько широки, что невольно прощаешь наличие любительской полудюймовой ПЗС-матрицы и начинаешь понимать разработчиков, которые позиционируют ее как профессиональную

У камеры много "изюминок". Она поддерживает три типа сменной памяти SmartMedia, CompactFlash, включая микровинчестер IBM (до 1 Гб), и новый скоростной и ультракомпактный стандарт xD-Picture Card. В слот SmartMedia/xD-Picture Card можно вставить карту лишь одного типа, но одновременно можно задействовать и слот CompactFlash. Переключение между сменными носителями при съемке и просмотре мгновенно осуществляется кнопкой на задней панели.

Прямо в камере можно редактировать файлы в формате RAW и конвертировать их в TIFF/JPEG.

В режиме просмотра, помимо стандартных функций, поддерживается: копирование файлов, изменение разрешения и такая экзотика, как кадрирование картинки перемещаемой по полю рамкой.

Богатый выбор предустановок баланса белого, включая четыре типа люминесцентных ламп, - в дополнение к автоматическому и ручному режимам. Для каждого из них возможна коррекция .7 ступеней в "теплую" и "холодную" сторону. Можно сохранить до четырех пользовательских настроек.

Имеется "горячий башмак" для внешней TTL-вспышки. Она работает как самостоятельно, так и синхронно со встроенной. В режиме Slave можно без кабеля "поджигать" студийные блицы.

При съемке отображаются гистограммы. А после нажатия кнопки экспокоррекции на ЖК-дисплее появляется зона выбора сюжетно важной детали. По кадру она перемещается вручную. Яркость пикселей, попавших в эту зону, выделяется на гистограмме зеленым цветом. Экспокоррекция вводится простым поворотом колеса настроек - живая гистограмма меняется на глазах. Очень удобная и по-настоящему профессиональная функция. В пресс-релизе про нее почему-то умолчали...

Мелкозернистый и яркий ЖК-дисплей поворачивается в одной плоскости на 90. вверх и 20. вниз - всего пять положений. Это позволяет снимать под разными углами как у самой земли, так и высоко над головой. Дисплей настолько хорошо противостоит засветке, что иногда хочется вообще отказаться от оптического видоискателя.


Макросъемка 1920x2560, JPEG SHQ, ISO64, автобаланс белого, f/8, 1/13 c

При одиночном нажатии на кнопку "Quick View" на дисплей выводится крупная цветная таблица, одновременно показывающая 24 текущих параметра съемки.

О других возможностях умолчим за недостатком места. По мере освоения камеры пользователь сам будет открывать для себя все новые и новые функции.

По скорости включения съемки камеру нельзя отнести к рекордсменам. Время включения составляет около 5с, да и окончания записи кадра приходится ждать довольно долго. При этом кнопки управления недоступны. Но вот интересно, что дает в этом плане применение нового формата хD Picture Card?

При передаче данных компьютер по интерфейс USB 1.1 разница с Соmрасt Flash не очень велика. скорость передачи с карты CF составляет 4,7-4,8 Мбит/с, а XD - 5,0 Мбит/с. Преимущества xD проявляются при съемке с использованием инновационной технологии записи данных непосредственно на сменную карту памяти. Это высвобождает внутреннюю память и сокращает время между снимками.

Таким образом, время записи кадра полного разрешения составляет от 5/2,5 с для SG/HQ и 8,5/4 с для SG/SHQ до 24/9,5 с для формата RAW и 48/20 с для TIFF при записи на карту CF и xD соответственно. Как видим, xD в 2-2,5 раза быстрее, чем CF (в нашем случае это была карта производства компании SanDisk).

Новая технология записи в совокупности с обновленным микропроцессором, по заявлению компании-производителя обеспечивает серийную съёмку с макс, разрешением со скоростью 3,3 кадра/с (до 4 кадров) и 1,7 кадра/с (до 11 кадров). На практике съемка 4 кадров SHQ длится 1,8-2 с, запись - 18 с.

Эргономика - на любителя. Меню экспокоррекции, режима вспышки, фокусировки и экспозамера вызывается четырьмя маленькими кнопками, расположенными в левом верхнем углу корпуса. Выполняемые действия отображаются крупными цветными пиктограммами на ЖК-дисплее - не надо ломать глаза, пытаясь глядеть мелкий значок на информационном ч/б экране.

Но непосредственно задавать параметры приходится колёсиком под большой палец правой руки, продолжая придавливать кнопки указательным или средним пальцами левой.. При классическом репортёрском способе удержания фотоаппарата это не совсем удобно, особенно при съемке вертикальных кадров.

Автофокус не очень быстрый, но на удивление уверенный даже в условиях недостаточного освещения. Для облегчения фокусировки при съемке на ближних дистанциях можно включить подсветку автофокуса. Доступны ручная фокусировка с помощью клавиш джойпеда и следящий режим автофокуса. Также есть два режима макросъемки, включая "супермакро" (мин. Зсм). В этом режиме можно произвести фокусировку вручную, используя увеличенный фрагмент по центру кадра.

Мощная функция подавления шумов при выдержках длиннее 1/2 с выявляет отдельные пиксели с необычной яркостью, не коррелирующие с окружением, и присваивает им усредненную по соседним яркость. Время записи кадра в этом случае значительно возрастает.

Режим экспозамера Digital ESP (Electro Selective Pattern), почти всегда обеспечивает хорошую тональную проработку периферии кадра, не выходя за пределы воспроизводимых яркостей. Наиболее наглядно преимущества ESP проявляются при съемке против света с заполняющей вспышкой. Для опытных пользователей, знакомых с зонной экспонометрией, предназначен режим точечного экспозамера.


Фирменный экспозамер ESP хорошо справляется с нестандартным распределением яркостей в кадре 1920x2560, JPEG SHQ, ISO 100, автобаланс белого, f/4, 1/125 c

Камера оснащена мощной встроенной вспышкой. На широком угле она освечивает съемочное пространство почти на 6 м. Неудивительно, что на ближних дистанциях съемки приоритет отдается импульсному свету. Но опытному пользователю предоставляется возможность в очень широких пределах (+2EV) и с малым шагом (1/3EV) корректировать его мощность.


Уменьшая энергию встроенной вспышки и изменяя баланс в пользу фонового освещения, можно полностью избавиться от излишней яркости переднего плана 1920x2560, JPEG SHQ, ISO64, автобаланс белого, f/5.6, 1/30 c

Двойное нажатие на кнопку Quick View переводит камеру в режим просмотра без утапливания объектива в корпус.

Обратимся к результатам измерений параметров изображения. Характеристическая кривая демонстрирует очень пологий подъем в тенях - более резкий чрезмерно проявил бы шумы. Динамический диапазон - на стандартном любительском уровне 2,3D при ISO 100.

Уменьшение чувствительности до ISO 64 увеличивает диапазон до 2,5D. Но даже этот уровень не дотягивает на ступень EV до полупрофессионального стандарта, обеспечиваемого пятимегапиксельной матрицей размером 2/3 дюйма (см. F&V, ?7, 2002).

Аналогично действует и снижение контраста на пять ступеней. Причем характер кривой ISO 100 с низким контрастом явно соответствует пониженной чувствительности - ну, не вытянешь большего с полудюймовой матрицы.




Ночная съемка с упора. Неплохая работа автобаланса белого. Шумы на больших увеличениях заметны 1920x2560, JPEG SHQ, ISO200, автобаланс белого, f/8, 1/10 c

Разрешение оптики рекордно высоко для пятимегапиксельного класса - 1800 штрихов по короткой стороне кадра. Это выше (но в пределах точности измерений), чем у камеры Sony CyberShot DSC-F707 с оптикой Carl Zeiss, победившей в тесте полупрофессиональных пятимегапиксель-ных цифровых фотокамер (см. F&V, ?7, 2002). Огорчила лишь заметная невооруженным глазом бочкообразная дисторсия на широком угле съемки. К тому же на кромках ярких деталей заметна хроматическая аберрация.




Оптика демонстрирует высокую разрешающую способность 1920x2560, JPEG SHQ, ISO100, автобаланс белого, f/4, 1/400 c

Цветовой охват стандартен по насыщенности и в меру точен по тону. Неплохо воспроизводятся красные и голубые тона, особенно при дневном свете. Зеленые сдвинуты по тону к голубым. Насыщенность зеленых и желтых тонов в свете ламп накаливания не очень велика. Баланс нейтральных тонов достаточно точен. Выбор в меню повышенной на пять ступеней насыщенности увеличивает широту охвата до профессионального уровня (не забывайте - за счет шумов).

Шумы в канале яркости средние. В светах (L>50) при ISO 400 они даже меньше, чем при ISO 200. Других особенностей нет. В цветовых каналах а и b шумы практически одинаковы, что говорит о хорошей работе автобаланса белого. Сравнение с одноклассником Casio QV-5700 выявило почти полную идентичность шумовых характеристик в полутенях (L=30) канала яркости.

Напомним, именно в полутенях шумы наиболее заметны. У камеры Olympus шумы меньше лишь при ISO 400. Видимо, сказалась оптимизация алгоритма именно для этого уровня. У Casio есть еще уровень ISO 800 - абсолютно неоправданный на полудюймовой матрице. Обе камеры значительно уступают по шумам эталону пятимегапиксель-ного класса с матрицей 2/3 дюйма в лице Nikon Coolpix 5700. А чего вы ожидали?

В комплект поставки входит диск с USB-драйвером для Win98, руководством пользователя и редактором изображений Camedia Master 4.0, Бонус - Ulead Photo Impact.

В более свежих ОС o6еспечивается функция автоматического распознавания камеры (USB-auto-connect). Программа установки Camedia Master, к сожалению, не npописывает в Photoshop плагины для чтения файлов в формате RAW (ORF). В собственном редакторе можно просмотреть файлы, их свойства, отредактировать и сохранить в форматах Exif-JPEG, JPEG, Exif-TIFF, TIFF и BMP.

К сожалению, пресс-релиз компании Olympus, позиционируя данную модель как профессиональную, кое о чем всё же стыдливо умолчал.

Прежде всего, о любительской малогабаритной (1/1,8дюйма) ПЗС-матрице. Размер ее приемных ячеек даже меньше, чем у любительских матриц предыдущего поколения. Зато она дешева и охотно используется конкурентами.


Бочкообразная дисторсия на широком угле видна невооруженным глазом

Что оставалось делать разработчикам Olympus? Бороться с уменьшенной интегральной чувствительностью такой матрицы. Как? Для начала нейтрализовать шумы, введя пониженную, по сравнению с предыдущим стандартом (ISO 100), чувствительность ISO 64.

При съемке в солнечный день любители не заметят подмены. Но вот в пасмурную погоду и в сумерки выдержка при такой чувствительности слишком велика, чтобы избежать "шевелёнки", особенно в телеположении зума.

Исправить ситуацию может только сверхсветосильная оптика, да и то с издержками - заметной дисторсией. По аналогичному пути вынуждены были пойти все, без исключения, производители, использующие эту матрицу.

Да и к многотысячной базе данных стоит относиться философски. Для стандартных сюжетов она, может, и достаточна, но реальных ситуаций в жизни - миллиарды! Никакая техника не заменит пока наметанного и самобытного взгляда фотографа.

Подведем итоги. Компактная цифровая фотокамера Olympus Camedia С-5050 Zoom удовлетворит своей функциональностью даже самых требовательных пользователей. Она особенно понравится фотолюбителям, стремящимся к полному контролю над техникой. Разрешения хватит для принтерной печати почти до формата A3. Но картинка с любительской матрицы вряд ли окажется востребованной при подготовке красочных полиграфических постеров. Для этого существуют камеры с матрицей размером более дюйма по диагонали. А можно ли считать камеру с полудюймовой матрицей профессиональной, будь она даже трижды навороченная, - решать читателям.

  • Сенсор - ПЗС-матрица; 1/1,8 дюйма; 5,26 млн. пикс., эфф. 5 млн.
  • Сменная память - SmartMedia, XD-Picture Card, CompactFlash (тип I/II)
  • Формат записи - одиночный кадр - JPEG (DCF, Exif 2.2), TIFF - 2560x1920, 2560x1696 (3:2), 2560x1536 (3:2), 2288x1712, 2048x1536, 1600x1200, 1280x960, 1024x778, 640x480, 3200x2400 - интерполяция, RAW - 2560x1920; серия - 4 кадра, 3,3 кадра/с; 11 кадров 1,7 кадра/с, видеоклип - Motion JPEG 320x240, 160x120, 15 кадров/с; звук - Wave
  • Экспозиция - программный режим, приоритет выдержки, диафрагмы, ручной, съемка по сценариям; экспокоррекция .2EV с шагом 1/3EV; автобрекетинг с шагом 1/3, 2/3, 1EV, 5 кадров макс.
  • Оптика - 3-кратный зум-объектив f=7,1-21,3 (экв. f=35-105 мм), f/1.8/2.6-8; 10 элементов/7 групп, 2 асферических элемента
  • Фокусировка - iESP автофокус, ручной режим, МДФ 0,8 м, макрорежим 0,2-0,8 м, супермакро от 0,03 м, цифровое увеличение 1-3,4..
  • Затвор - электронный и механический 4-1/2000 с, 16-1/2000 с в ручном режиме, видеоклип 1/30-1/10000 с
  • Чувствительность, ISO - авто, 64, 100, 200, 400
  • Баланс белого - авто, TTL (iESP II), 9 предустановок, ручной
  • ЖК-дисплей - 1,8 дюйма, TFT, 114 тыс. пикс.; поворот от -20 до +90 градусов
  • Вспышка - встроенная, 7 режимов; 0,8-5,6 м (Ш); 0,2-3,8 м (Т), "горячий башмак", поддержка внешней вспышки FL-40
  • Интерфейс - USB, видеовыход PAL/NTSC
  • Электропитание - 4xАА NiMH, 2.LB-01 (CR-V3), сетевой адаптер 6 В (приобретается дополнительно)
  • Габариты, мм/масса, г - 115x70x80/380 (б/б)

Плюсы:

  • сверхсветосильная оптика с отличным разрешением, уникально широкая
  • функциональность, поддержка внешних вспышек, тонкие настройки

Минусы:

  • отсек карт памяти не защищен от случайного открывания, заметная бочкообразная дисторсия на широком угле, медлительность при съемке, любительский уровень объективных характеристик изображения


Зависимость шумов канала яркости в полутенях (L=30) однозначно прописывает камеру в любительском классе, отставание от полупрофессиональных моделей велико

Зависимости шумов в канале яркости гладкие

Динамический диапазон соответствует любительскому классу. Характеристики малогабаритной матрицы диктуют очень пологий подъем характеристической кривой в тенях


Рекордное реальное разрешение для пятимегапиксельного класса . 1800 штрихов по короткой стороне

Лишь при предельном увеличении насыщенности цветовой охват достигает профессионального уровня

Редакция сайта благодарит издательство Foto&Video за предоставленный материал.

Опубликовано с разрешения журнала Foto&Video.




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов