Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
ФорумыФотогалереяБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Михаил Магрилов
11.12.2003

«Звездный фильтр» средствами Фотошопа


«Звездный фильтр» средствами Фотошопа

17 ноября 2003 г. В форуме «Цифровое фото и обработка изображения» появился вопрос, заданный НР: «Существует ли возможность средствами PhotoShop’а достичь эффекта „звездного“ фильтра?» Мне эта идея понравилась — во-первых, потому что эффект, действительно, красивый, а во-вторых, потому что вопрос пробудил у меня «ностальгические» воспоминания. Еще в советскую эпоху мне очень нравилось фотографировать ночные пейзажи со звездными лучиками вокруг фонарей. Фототехникой мы избалованы не были; мне и в голову не приходило, что могут существовать какие-то покупные приспособления для получения эффектов, а этот эффект достигался очень просто: достаточно было провести жирными пальцами по стеклышку (в двух взаимно перпендикулярных направлениях с двух разных сторон стекла), и поставить его перед объективом. Все яркие пятна и блики крестообразно «размазывались» — и на снимке получалась сказочная красота! Так можно ли средствами Фотошопа имитировать этот эффект?

Собственно говоря, «ключевые слова» для разработки метода уже произнесены: «размазать» и «блики». Иными словами, мы должны выделить блики и яркие света и размазать их в нужных нам направлениях, наложив на основное изображение.

Простая звездочка

Начнем с наиболее простого варианта: у звездочки 4 луча — два вертикальных и два горизонтальных. Возьмем за основу фрагмент картинки с выраженными бликами — ведь далеко не на каждом изображении можно добиться «звездного» эффекта.

Рис. 1. Исходный фрагмент
  1. Создание рабочего слоя. Выделим все изображение (Select->All), скопируем его на Clipboard (Edit->Copy или Ctrl+C) и вставим поверх исходной картинки (Edit->Paste или Ctrl+V). У нас получился новый слой Layer 1, с которым мы и будем работать:

    Рис. 2. Новый слой
  2. Выделение бликов. В новом слое мы должны выделить только самые яркие детали (блики). Все остальное должно «уйти» в черноту. Сделать это, как практически все в Фотошопе, можно разными способами. Например, отрегулировать уровни (Image->Adjust->Levels):

    Рис. 3а. Выделение бликов - уровни

    Можно сделать то же самое с помощью кривых (Image->Adjust->Curves):

    Рис 3b. Выделение бликов - кривые

    В любом случае, надо постараться, чтобы, во-первых, на изображении остались только самые яркие детали, и во-вторых, чтобы эти детали не потеряли хоть какой-то остаточной фактуры, иначе лучи получатся «неинтересные».

  3. Создание копий рабочего слоя. Выделим весь рабочий слой Layer 1, скопируем его на Clipboard и вставим поверх имеющихся слоев еще три раза. У нас получится 4 одинаковых слоя выделенных бликов. В каждом из них мы будем «размазывать» блики в каком-либо одном направлении, формируя один из четырех лучей всех звездочек:

    Рис. 4. Четыре рабочих слоя
  4. Формирование лучей в верхнем слое. Для построения лучей (т. е., «размазывания» бликов) воспользуемся фильтром «Ветер» (Filter->Stylize->Wind). Начнем с самого верхнего слоя (Layer 4), который автоматически стал активным после его создания. Надо заметить, что фильтр Wind не имеет никаких настроечных параметров (есть только две «более мощные» степени ветра — Blast и Stagger, но они дают совершенно непригодные для нашей цели результаты). Поэтому, в зависимости от размера лучей, которые мы хотим получить, скорее всего придется применить этот фильтр 2-3 раза:

    Рис. 5. Формирование лучей. Фильтр Wind был применен 2 раза
  5. Формирование лучей в остальных слоях. Вы обратили внимание, что фильтр Wind действует только по горизонтали? А ведь нам нужно сделать и вертикальные лучи! Поэтому вместо того, чтобы пытаться заставить «ветер» дуть в нужном нам направлении, мы просто будем поворачивать рисунок на 90 градусов перед тем, как применить фильтр к каждому последующему слою (Image->Rotate Canvas->900 CW). А для того, чтобы перейти к следующему слою (Layer 3), сделаем уже обработанный слой невидимым и выделим следующий слой для работы. Напомню, что повторить последний использованный фильтр можно с помощью клавиш Ctrl+F.

    Рис. 6. Лучи в слое Layer 3 (повернут на 90 градусов)

    Те же операции повторяются для слоев Layer 2 и Layer 1, после чего картинка поворачивается еще на 90 градусов — в нормальное положение.

  6. Делаем рабочие слои прозрачными. Теперь пройдем по всем четырем рабочим слоям и для каждого из них установим режим смешивания Lighten (осветление). В результате чернота станет прозрачной, и только лучи будут видны на фоне картинки. Мы получили тот эффект, которого добивались!

    Рис. 7. Прозрачные рабочие слои — мы видим «звездный эффект»!
  7. «Настройка» эффекта. Теперь мы можем «слить» все рабочие слои в один (Выбираем Layer 4 и применяем Layer->Merge Down (Ctrl+E), потом делаем то же самое с Layer 3 и Layer 2). У нас получился один «звездный» слой. Мы можем слегка размыть его, чтобы звездочки стали более естественными, поиграть с его яркостью и прозрачностью. Это уже дело вкуса.

    Звездочка посложнее

    Допустим, мы теперь захотели построить звездочки поизысканнее — шестилучевые, да еще и с общим изящным креном на 15 градусов влево. Последовательность операций напрашивается сама собой: Мы должны создать 6 рабочих слоев с бликами, перед началом построения лучей повернуть картинку на 15 градусов… куда? Правильно, вправо, т. е. по часовой стрелке, а перед «размазыванием» бликов очередного слоя поворачивать ее каждый раз на 60 градусов. Все правильно, но…

    Во-первых, если мы будем поворачивать нашу картинку на угол, не кратный 90 градусам, это каждый раз будет сопровождаться интерполяцией ее точек, а значит, и потерей драгоценной резкости в деталях. Поэтому все рабочие слои надо создавать и крутить в отдельном документе, а потом, уже повернув в исходное положение и слив рабочие слои, перенести «звездный» слой в основной документ.

    Во-вторых, при таком повороте Фотошоп достраивает наш повернутый прямоугольник до прямоугольника, стоящего прямо. При этом его углы заполняются текущим цветом фона. Заранее сделайте цвет фона черным! Иначе под действием «ветра» он размажется и испортит нашу картинку!

    В-третьих, при таком достраивании прямоугольника его размер растет, растет по экспоненте с каждым поворотом! Пока мы экспериментируем с тестовыми фрагментами, это только раздражает. Но когда дело доходит до полноразмерной картинки, ситуация становится куда серьезнее! По моим прикидкам, четырехмегапиксельная картинка, описав тот оборот, что мы задумали, превратится в чудовищный черный (в основном) квадрат со стороной в 16 с лишним тысяч точек! Малевичу такой квадрат и в страшном сне не мог присниться. Выход один — после каждого поворота обрезать картинку (Image а Canvas Size). До какого размера обрезать? Здравый смысл подсказывает, что «содержательная» часть нашего прямоугольника, как бы мы ее ни крутили, никогда не выйдет за пределы квадрата со стороной, равной ее диагонали. Вот до размера диагонали и надо обрезать (начиная со второго поворота).

    И если учесть эти нюансы, то все получится замечательно. Например, вот так:

    Рис. 8. Звездочки посложнее – до и после
    Рис. 8. Звездочки посложнее – до и после

    Пара замечаний по приведенной картинке:

    1. Когда я выделял блики, фонарные столбы оказались настолько яркими, что остались светлыми. Поскольку фонарный столб — предмет сугубо прозаический и в природных условиях не дает «звездного эффекта», пришлось их замазать черным.
    2. В первой картинке фон был светлым, поэтому звездочки смотрелись на нем достаточно ненавязчиво с самого начала. Фон второй картинки — темный, поэтому мне пришлось смягчить звездочки, размыв их посильнее и сделав «звездный» слой полупрозрачным.

    Вот и все. Желаю удачи!




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов