Зарегистрируйтесь! 

 Вы сможете:  

размещать фотографии в Галерее, комментировать фотографии, общаться в форумах, обсуждать фототехнику

Зарегистрироваться
Выставки и проекты
Фотолаборатории
Фотостудии
Словарь
Вопросы-ответы
 
ФорумыФотогалереяБлогиБарахолкаСообществаОбсуждение фототехникиФотоклассики
Интернет-магазин Foto.ru
МАГАЗИН
Клуб Foto.ru - клуб фотографов, клуб для фотографов
 
Помогите выбрать! Цифровые компактные фотоаппараты Цифровые беззеркальные камеры со сменной оптикой Цифровые зеркальные фотоаппараты Фотоаксессуары Общие вопросы фотографии Цифровая обработка изображений Калибровка мониторов и принтеров Фотопечать Фототехника среднего и большого форматов Пленочная фототехника 35 мм. и принадлежности Студийная съемка и оборудование Стробистское оборудование и съемка Сделай сам Свадебная фотография Репортажная фотография ФотоОхота
 
 
 
 
Статьи 
Олег Палько
16.12.2003

Монтажная мультиэкспозиция


На страницу:

Теория

  1. Задача.

    Научится делать фотографии произвольного количества объектов (о.) при абсолютном контроле светового рисунка. (с. р.)

  2. История проблемы.

    1. До недавнего времени фотография о. (в дальнейшем будем истользовать единственное число для о., т. к. в данном контексте под ним подразумевается совокупность о.) производилось, используя естественные источники света (и. с.). В этом случае варьируется точка съемки и кол-во фиксируемого света. В случае студийной съемки дополнительно контролируется кол-во и. с. и их качество. По идее, имея неограниченое кол-во точечных регулируемых и. с., можно получить любой с. р. о. Однако ограниченость регулировки таких и. с., их интерференция, ограниченость широты экспозиции светочувствительных материалов (с. м.), а также бюджетные соображения неизбежно ограничивают возможности фотографа. Особенно это сказывается в рекламной съемке. Заказчик бывает не всегда удовлетворен несколькими представленными вариантами. Идеальным решением было бы предоставление заказчику некой достататочно большой совокупности решений, или решения, в котором он сам бы мог бы менять с. р.
    2. Кроме того, конечным результатом ранее используемых методов всегда является единственная фотография, объединяющая в себе с. р. со всех и. с. Таким образом, ее дальнейшее редактирование ограничено.
    3. Недавно появилась техника т. н. «световой кисти», суть которой заключается в мультиэкспозиции различных и. с., разнесенных во времени, на один с. м. Однако и этот метод ограничен широтой экспозиции с. м., а также соображением (2). Кроме того, метод малоприменим для цифровой фотографии, мультиэкспозиция в которой ограничена более низкой экспозиционной широтой с. м. по сравнению с пленкой. Кроме того, сделанный снимок трудновоспроизводим.
    4. Идеальным решением данной проблемы было бы построение полной трехмерной модели снимаемого о. и дальнейшее моделирование освещения компьютерными методами. В этом случае можно было бы менять не только с. р., но и расположение предметов. Метод имеет широкое применения в синтезированных изображениях, однако пока громоздок и дорог в случае сложных естественных о.
  3. Суть предлагаемого метода:

    • Снимаем один и тот же о.
    • С одного и того же ракурса
    • На каждом снимке варьируем с. р. любым доступным способом (естественный свет, искуственный постоянный, вспышки и пр.)
    • Каждое изображение, полученое таким образом, записываем на отдельный кадр.
    • Собираем вместе полученные изображения в граф. редакторе и, варьируя параметры снимков, собираем из них нужную нам совокупность конечных изображений.
  4. Проблемы предлагаемого метода.

    1. Прежде всего, о. должен быть неподвижным, иначе не получится четких контуров. Использование «смазывания», как отдельного художественного приема, оставим пока за пределами этой статьи. Данное условие легко достижимо в студийных условиях при съемке неподвижных предметов или съемке пейзажа.
    2. Необходимы многочисленные снимки о. с различным с. р.
    3. Максимальное кол-во слоев (изображений), которых можно использовать для построения результата, ограничено объемом рабочего цветового пространства и, конечно, глазами.
  5. Подобные методы.

    1. Мультипликация. Многочисленные синтезированные, сфотографированные или созданные о. фиксируются на разные последовательные кадры для получения видео-последовательности. В предлагаемом же методе фиксируется одинаковый о. (хотя и по-разному освещенный) для получения одного кадра.
    2. Слои в рабочем варианте изображения. Обычно включают различные доп. о. (монтаж) или действия над такими о. В предлагаемом же методе нет доп. о. — в общем случае, все о. присутствуют в каждом слое.
    3. Длительная выдержка. Вариант мультиэкспозиции — для акцентировании движения о. Фиксируется в общем случае один и тот же о. на один и тот же кадр.
      Автор не нашел упоминания прелагаемого метода в доступных источниках. Буду благодарен за ссылки
  6. Возможности метода.

    Итак, основное применение метода — максимальный контроль с. р. Назовем метод «монтажной мультиэкспозицией» (м. м.) — в отличии от «обычной» мультиэкспозиции, когда последовательность кадров экспозируется на один и тот же с. м.

    1. «Световая кисть» — частный случай м. м. Действительно, получив множество изображений о., превращаем их в слои в граф. редакторе, объединяем их с большой прозрачностью. В результате получаем ту же «мультиэкспозицию», что и в случае «световой кисти». Если же при объединении слоев мы варьируем их прозрачность (возможно и яркость), порядок слоев, мы как-бы получаем в каждом слое множество отдельных кадров. Таким образом мы сокращаем кол-во неоходимых «исходных» изображений и получаем большую творческую свободу. Варьируя же фильтрами исходные изображения, мы воообще получаем неограниченную свободу в формировании конечного результата. Естеcтвенно, с учетом ограничений IV(1-3).
    2. Расширение диапазона экспозиции. Любая пленка имеет ограничения по экспозиции. Тем более, матрица цифрового фотоаппарата. Если мы объединяем снимки (с разной прозрачностью), сделаные с разной экспозицией, мы можем расширить экспозиционную широту конечного снимка. Пример: При съемке пейзажа небо слишком яркое, а лес — слишком темный. Делаем два снимка — с недодержкой (получаем хорошо «отработанное» небо) и с передержкой (для леса), затем объединяем два этих слоя с различной прозрачностью.
    3. Рисующий, заполняющий, контурный свет. Кто не знает эти термины? И кто не мучился хотя бы раз, борясь с интерференцией и. с. разлиного с. р. С помощью же м. м. просто делаем три снимка с каждым из упомянутым светом. При чем не обязательно получать «чистые» изображения с каждым светом, можно, к примеру создать 4 снимка таким образом (опробованный вариант):
      • 80% контурного света, 10% рисующего, 10% заполняющего
      • 80% рисующего света, 10% контурного, 10% заполняющего
      • 80% заполняющего света
      • 40% рисующего света, 40% контурного света
  7. Варьируемые слои

    До сих пор в качестве конечного результата рассматривался «обычный» «плоский» снимок. Что, если «рабочие» слои оставить в конечном снимке? И дать возможность зрителю самому регулировать прозрачность (а возможно и пр. характерисктики) слоев? Фактически, зритель станет соучастником создания изображения, у него появится возможность создания собственного видения о. Даже простое появление-исчезновение о. на снимке и изменение их с. р. придаст фотографии объемность, «рельефность» и еще, возможно нам неведомые, свойства изображения. Изменения характеристик слоев во времени, созданные автором и прилагаемые к такому «изображению» в виде скрипта, создаст вообще невиданный ранее вид искусства: полу-видео, полу-фотографию. К сожалению, стандарта на изображения со слоями пока нет, как и нет программных средств их просмотра (не считая граф. редактор, в котором изображение было создано).




Обсудить эту статью в форуме Клуба

Разделы справочника


Категории статей

  Правила Клуба | О Клубе | Вход / Регистрация | Поиск авторов | ХудСовет | Как связаться | Статистика | FAQ | Рекламодателям | Архив галереи | Архив форумов